Статья на тему «Метод проектов как средство обучения и самообразования в рамках реализации новых ФГОС»
Статья на тему «Метод проектов как средство обучения и самообразования в рамках реализации новых ФГОС»
Ученик-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.
Плутарх
В настоящем, к выпускнику школы предъявляются новые требования. Он должен быть всесторонне развит, мотивирован на успешную профессиональную деятельность, самостоятелен, способен принимать быстрые и нестандартные решения для решения поставленных перед ним задач. И, соответственно, исходя из социальных требований к личности, меняются и формы, методы, средства обучения и развития личности детей, успешных во взрослой жизни.
Перед педагогами школы стоит нелегкая задача подбора эффективных методов, форм работы на уроке. Ведь, одно из самых главных задач педагога на уроке- мотивация учащихся к работе, самообразованию, саморазвитию, повышение интереса к изучению того или иного предмета. Учитель только дает ключ своему ученику, а дверь он уже открывает сам.
Я работаю учителем английского языка 12 лет. Главной задачей своей профессиональной деятельности считаю повышение (сохранение) интереса учащихся к своему предмету. Ведь, если не будет интереса, не будет и движения вперёд. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то содержательный материал не вызовет у них особого, стойкого познавательного интереса. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить решить задачу, проблему интересную для них.
В своей практике я широко применяю метод проектов. Считаю его одним из самых эффективных методов при организации исследовательской деятельности учащихся, который дает возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению и применению на практике. Мои учащиеся работают как над большими проектами (в течение изучения определенной темы), так и над мини-проектами, самостоятельно либо в группах.
Конечно, метод проектов предполагает определенную подготовку учащихся, базовые знания, умения и навыки для успешного решения той или иной проблемы, задачи с последующей обязательной презентацией этих результатов. Этот метод развивает творческие способности учащихся, позволяет проявить себя, показать свой потенциал. К тому же, во время работы над проектами развиваются такие умения как поисковые, рефлексивные (постановка задачи и алгоритма действий), сотрудничество в группе (при выполнении группового проекта), коммуникативные.
Основные виды проектов, которые я применяю в своей практике: стенгазета, коллаж, ментальная карта, путеводители по городам и странам, сценарий сказки, презентация.
Важное условие для успешности проекта -соблюдение этапов работы над ним. Со своими учащимися мы организуем работу таким образом:
1 этап - выбор темы проекта, создание группы для работы над ним (для группового проекта), работа с базовой лексикой;
2 этап - разработка общей концепции, распределение обязанностей между членами группы (команды);
3 этап - поиск информации, обсуждение первых результатов;
4 этап - оформление проекта, поиск дополнительной информации (при необходимости);
5 этап-презентация проекта.
Преимуществами метода проектов считаю:
возможность для учащихся применить полученные знания на практике, практика общения на английском языке;
развитие умения высказывать и аргументировать свою точку мнения;
развитие творческих способностей учащихся;
расширение кругозора учащихся, повысить мотивацию к изучению предмета;
формирование умения формулировать, находить алгоритм действий при решении той или иной задачи, учебной проблемы;
вовлечение всех учащихся класса.
Таким образом, метод проектов – это одно из самых эффективных методов сохранения и повышения мотивации учащихся, имеющий множество преимуществ: опора на личный опыт, приоритет самостоятельной деятельности, преобладание групповой работы и новизна. Это позволяет с большой уверенностью предположить успешность его использования на уроках иностранного языка.