Публикация «Метод проектов как средство обучения и самообразования в рамках реализации новых ФГОС СОО в системе СПО»
«Метод проектов как средство обучения и самообразования в рамках реализации новых ФГОС СОО в системе СПО»
ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса»
Преподаватель математики.
В начале следующего учебного года преподавателям учебных заведений, реализующих программы среднего общего образования, предстоит работать в рамках требований нового ФГОС СОО. Перед педагогами стоит задача выполнить требования ФГОС СОО и нужно четко понимать, что нам необходимо изменить в своей деятельности.
Требования обновленного стандарта СОО направлены на обеспечение преемственности уровней начального общего, основного общего и среднего общего образования. В обновленном ФГОС СОО подробнее описаны результаты освоения ООП СОО – личностные, метапредметные. Конкретизированы предметные результаты. Неизменным остался системно-деятельностный подход для реализации стандартов образования и проектно-исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения. ФГОС акцентируют усилия преподавателей на том, как учащиеся будут применять знания на практике.
Именно проектно-исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения является инструментом овладения личностными, метапредметными и предметными результатами обучения, а в дальнейшем и профессиональными компетенциями. Проектно-исследовательская деятельность также позволит интенсифицировать деятельность педагогов и студентов при изучении учебных предметов СОО в СПО. И это является очень важным моментом, т. к. ограниченность по времени изучения общеобразовательных предметов в СПО, низкая мотивация, невысокий уровень освоения учебных предметов обучающимися в школе являются проблемой для преподавателей и студентов начальных курсов в системе СПО.
Грамотная организация работы над индивидуальным проектом является не только перспективной и результативной, а так же увлекательной для всех, кто принимает участие в работе над проектом.
Самой мне пришлось столкнуться с проектной деятельностью тогда, когда я начала работать над индивидуальным проектом со своей дочерью, когда она училась в школе. Я фактически являлась руководителем проектов, которые она занималась в процессе получения начального общего и основного общего образований в школе.
Посетив всей семьей Египет, мы как и все туристы, привезли от туда засохшую ветку какого-то растения. Это засушенная ветка и стала темой нашего проекта. В результате проекта «Иерихонская роза» мы всей семьей узнали много интересного об этом волшебном растении. Кроме того, работа над проектом обеспечила нашей семье теплое увлеченное и продуктивное общение зимними вечерами. Мы рассматривали фотографии, сувениры, привезенные из отпуска, замечательно проводили время все вместе. Проект был успешно защищен. И это было только начало, дочь переходила из класса в класс, а у нас дома накапливался материал для проектов. Мы с удовольствием всей семьей участвовали в этом, нам было интересно, познавательно и очень нужно, как я сейчас понимаю, для ребенка. Мы учили дочь учиться, формировали семейные ценности, ориентировали на дальнейшую жизнь. «Выращивание грибов вешенки в домашних условиях», «Суккуленты в домашнем интерьере» - это все мы умеем и знаем. Продукты этих проектов до сих пол радуют нас и дарят теплые воспоминания. Благодаря проекту «Современные гаджеты: за и против!» мой ребенок с детства знал правила обращения с гаджетами и о том, что здоровье нужно беречь смолоду.
Поэтому, заниматься проектной деятельностью интересно как преподавателю, так и студенту. Для обучающихся – это бесценный опыт и инструмент освоения любых компетенций, навыков, приемов, технологий и конечно же его воспитание и социализация.
Индивидуальный проект – это форма работы, которая поможет решить вопрос преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО.
В рамках работы над проектом можно будет ответить на бесконечные вопросы студентов: «А зачем нам это нужно?»
В процессе изучения математики, я предложила бы студентам следующие темы индивидуальных проектов:
Специальность/профессия | Тема проекта | Результаты | |
43.01.09 Повар, кондитер | «Математика в профессии» «Симметрия в оформлении блюд» «Математика в оформлении кондитерских изделий» «Геометрия в профессии» «Математические задачи в профессии» | ОК, личностные, метапредметные, предметные ПК | |
38.02.04 Коммерция (по отраслям) | «Математика в профессии» «Математическое и графическое представление данных» «Математические методы анализа» «Прогнозирование и учет» «Математические задачи в профессии» «Грамотный покупатель» | ОК, личностные, метапредметные, предметные ПК | |
43.02.14 Гостиничное дело | «Математика в профессии» «Прибыльность отеля» «Математические задачи в профессии» | ОК, личностные, метапредметные, предметные ПК |
Преимущества использования метода проектов:
растет посещаемость занятий
студенты ощущают уверенность в своих знаниях, развивают способности к обучению;
появляется интерес к изучаемому предмету;
расширяется кругозор обучающихся;
самостоятельная деятельность студента становится результативной и интересной.
Так же индивидуальные проекты помогают развивать и учитывать индивидуальные способности обучающихся. Для более глубокого изучения материала наиболее успешным обучающимся или группе студентов можно предложить работу над проектом по той или иной теме. В свою очередь студентам, которые сталкиваются с трудностями изучения общеобразовательного предмета и не испытывают желания изучать этот предмет, также можно подобрать тему обучающего или исследовательского проекта, который будет им по силам и возможно мотивирует их на изучение предмета. Также в рамках работы над проектом будет реализована и такая составляющая, как профессионализация учебного материала среднего общего образования.
В заключении, хотелось бы отметить, что метод проектов позволяет преподавателям СПО обеспечивать требования стандартов СОО и стандартов СПО в рамках общих компетенций и некоторых профессиональных компетенций.