Статья «Метод проектов как средство обучения в рамках реализации новых ФГОС»
«Метод проектов как средство обучения в рамках реализации новых ФГОС»
Проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности дополняет и совершенствует знания учащихся. Так в 2019 году при кабинете физики нашего учебного заведения образовалась команда старшеклассников, объединенных целью создания станка с программным управлением. По замыслу ребят, с помощью станка можно было бы строить изображения на нетипичных поверхностях, например, фанере, ткани, полимерных материалах и т.д.
В итоге был сконструирован станок, рабочая область «печати», которого 300х300 мм. В основе сконструированного устройства контроллер Arduino Uno. Этот проект занял у ребят ориентировочно 3-4 месяца. Для реализации проекта потребовалось погружение в тему CNC-конструирования. С точки зрения ФГОС проект представил условия для развития и самореализации обучающихся.
В основу ФГОСа заложен системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Со временем у ребят возникло желание сконструировать 3D-принтер. Новые условия в связи с переходом в дистанционный формат обучения в 2020 году отдалили сроки воплощения в реальность проекта по созданию 3D-принтера. С окончанием учебного года и ребята из команды стали выпускниками. Проект внес определенный вклад в становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
В процесс создания 3D-принтера включилась новая команда ребят из 9-го класса. 3D-принтер был собран из имеющихся комплектующих. В качестве контроллера, управляющего работой принтера была выбрана плата Arduino Mega с платой RAMPS 1.5 для управления шаговыми двигателями. Принтер был запущен, но отладка и настройка требовала много временных ресурсов. Снова последний звонок и проектная команда выпускается из стен школы.
В течение времени 3D-принтер оставался без внимания, т.к. среди учащихся не находилось интересующихся данным проектом. Только в начавшемся в сентябре 2022 года новом учебном году проект 3D-принтер получил продолжение. Среди учеников образовалась очередная команда единомышленников из 5 учащихся. Ребята из 8 класса смогли окончательно настроить и получить относительно стабильно работающее устройство, способное осуществлять печать пластиком. Для получения возможности использования самодельного 3D-принтера потребовались дополнительные специфические знания:
Особенности механики конструктивных элементов 3D-принтера
Физические свойства различных типов пластика
Электронные устройства, применяемые в 3D-принтере
Создание 3D-моделей
Проект 3D-принтер также внес свой вклад в становление будущих выпускников. Этот проект стал и источником для новых идей. Так в процессе эксплуатации 3D-принтера появилась идея сборки станка для изготовления филамента из пластиковой бутылки. Варианты различных устройств были найдены в интернете. Проведен краткий анализ представленных вариантов устройств для нарезки пластика и намотки прутка. В результате получен прототип устройства. Основная сложность в реализации проекта в создании программного обеспечения, управляющего работой станка. Но и эта трудность оказалась под силу учащимся, заинтересованным в реализации проекта.
Находит отражение проектная деятельность и в требованиях ФГОС к предметной области естественно-научного цикла:
создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что браться за достаточно высокотехнологичные проекты с учащимися 8-11 класса можно. Однако, не так много ребят, способных погружаться в подобную проектную деятельность.
Ефимов Сергей Владимирович
учитель физики и математики
МАОУ «Лицей №5» г. Перми