Статья «Методы и приёмы оценивания учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка»

0
0
Материал опубликован 10 November 2020

Статья
Методы и приёмы оценивания учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка

Акульшиной Татьяны Вячеславовны

4 курс, специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», колледж тоже по-другому называется.

ГАПОУ СО НТПК №1


В данной статье вы можете увидеть, какие существуют методы и приёмы оценивания на уроках в школе. Узнать, что такое учебная деятельность. Как оцениваются учащиеся в современной школе, структуру и виды существующие на сегодняшний день системы оценивания.

Ключевые слова: учебная деятельность (УД), учение, обучающая задача, учебное действие, действие контроля, действие оценки, система оценивания, оценивание, оценка, внешнее оценивание (суммирующее), формирующее оценивание (внутреннее), формирующая оценка, приёмы и методы оценивания самооценивание, взаимооценивание, критериальные модели оценивания, рефлексия.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок стал не только образованным, но и отзывчивым, интеллигентным человеком, чтобы он научился сочувствовать, откликаться на всё доброе и прекрасное. 

Федеральный государственный стандарт начального общего образования предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Прогностическая оценка является наиболее важной, сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребенок работает с прогностической оценкой непосредственно перед выполнением работы и после, но непроверенной ещё учителем.

Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе.

В связи с этим одной из целей является сделать оценку обучающимся более содержательной, объективной и дифференцированной. По мнению психологов, это позволит учителю, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребёнка и более эффективно отслеживать знания и навыки.

УД – достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике.

1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

2. В «классической» советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип работы в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

3. В трактовке направления Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова учебная деятельность – это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия [2, с.30].

Учение – специфически человеческая активность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (память, сообразительность, воображение, гибкость ума) и волевым качествам (управление вниманием, регулирование чувств и т. д.).

Цель учебного функционирования не только овладение компетенциями, но, в первую очередь, развитие ученика.

В структуру учебной занятости входят:

1. Обучающая задача – это то, что ученик должен освоить.
По определению Д. В. Давыдова, учебной называется такая задача, которая вынуждает ученика искать общий способ решения всех задач данного типа [3, с.82].

2. Учебное действие – это изменения обучающего материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.

3. Действие контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. В процессе становления учебного дела ребёнок переходит от внешнего контроля со стороны взрослого к самоконтролю, который включает в себя прогностический контроль (до начала работы), пошаговый (по ходу работы), итоговый контроль (после завершения работы).

4. Действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет.

По ходу обучения оценка переходит на уровень самооценки, которая бывает адекватно и неадекватной, глобальной и дифференцированной, прогнозирующей и итоговой.

Особенность состоит в том, что учебная операция является результатом изменения самого учащегося, а содержание учебного усилия заключается в овладении обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Учебная функция, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельное функционирование ученика, в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т. е. учебная компания через рефлексию на ребенка превращается в самообучение.

В первую очередь оценка помогает учащимся оформить свои знания, воспроизвести их в устном или письменном виде. Система выставления оценки учащимся в настоящее время имеет ряд недостатков: недостаточный учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося в отдельности, стандартизация и формализация оценочных подходов, засилье количественных форм оценивания, доминирование не регулярного, а эпизодического оценивания, высокий субъективизм в выставлении оценок, психологический дискомфорт обучающихся во время проведения оценивания, ограниченный спектр оценок, разделение оценок на положительные и отрицательные, отсутствие механизма объективного суммирования оценок.

Именно поэтому контрольно-оценочная инициативность нужна не только для управления и самоуправления учебной работой учащихся, но и для формирования у них устойчивой положительной мотивации обучения, от которой зависит успешность всего учебного труда младшего школьника. Положительная оценка является средством укрепления веры ученика в его силы и возможности. Негативная оценка является средством устранения ошибок в работе обучающегося.

Принятый новый государственный образовательный стандарт предлагает внедрить в практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях [8]:

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательный процесс. Оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.

2. Оценивание может быть только критериальным.  Критериями выступают результаты, соответствующие учебным целям.

3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся и могут вырабатываться ими совместно.

4. Учащиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Принципы современной системы оценивания [4]:

- в центре оценивания – ученик;

- учитель определяет, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;

- оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели [7].

Существуют такие виды оценивания, как:

Оценивание – один или более процессов определения, сбора, накопления и анализа данных, используемых для оценки достижения результатов, целей учебного действия [5].

Оценка – определение степени достижения целей и результатов
деятельности и определение действий для корректировки, с целью улучшения результата.

2. Внешнее оценивание (суммирующее) - процесс сравнения письменной работы или ответа каждого учащегося с эталоном или критериями оценивания с целью единообразной фиксации уровня достижений учащегося по итогам освоения конкретного содержания образования. Процедура оценивания проводится в одинаковых условиях для учащихся. На основе полученных результатов выстраивается рейтинг достижений учащихся, т. е. происходит сравнение учащихся между собой [5].

3. Формирующее оценивание (внутреннее) - процесс определения индивидуальных достижений каждого учащегося на основе сбора и анализа данных, используемых для корректировки инициативы каждого учащегося с целью достижения запланированного результата (не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения) [5].

4. Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им [1]:

- оценить, насколько они приблизились к цели (степень достижения), что сделано хорошо, неверно или недостаточно хорошо;

- уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов

Цель: улучшать качество учения (а не обеспечивать основание для выставления отметок):

- не привязано к балльной шкале;

- может быть анонимным;

- должно быть "дорожной картой", которая помогает продвигаться в направлении поставленных учебных целей.

Процесс оценивания результатов практики учащихся является важной составляющей образовательного процесса. Он является одним из самых важных в нашей работе. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание – залог успешной работы, как ученика, так и учителя. Оценивание также является и результатом, показателем, на сколько полно, правильно усвоены знания, какие умения приобретены, какие навыки развиты. Методы и приёмы, которые использует учитель для вовлечения учащихся в процесс оценивания, имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям. Существуют такие приёмы и методы оценивания как самооценивание, взаимооценивание, критериальные модели оценивания, рефлексия.

Можно сказать существует много приёмов оценивания младших школьников, но хотела бы выделить самые интересные приёмы оценивания, такие как приёмы самооценивания: «Микрофон», «Кулак-ладонь». Из приёмов рефлексии такие как: «Солнышко», «Смайлики», «Лестница успеха», «Плюс-минус», «Рефлексивный экран», «Корзина идей».
Одни из самых эффективных метод и приёмов оценивания являются «Метод самооценивания» и «Метод рефлексии». Так как раньше основной целью образования являлось формирование всесторонеразвитой  личности, то теперь эта цель звучит иначе – это общекультурное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Даже в новых программах слова «должен знать\ должен уметь» заменяются на слова - «получит возможность».

В современной школе используются различные приёмы и методы организации оценки учебных достижений учащихся. Педагоги должны знать их и применять в своей деятельности.

Приёмы критериальной модели оценивания [7]:

Таблица.

Критерии

Баллы

Содержание

1

Содержание темы раскрыто полностью

1-3

2

Проявлено умение находить нужную информацию в различных источниках

1-3

3

Отсутствие фактических и языковых ошибок

1-3

4

Логичность изложения

1-3

Максимальный балл по разделу

12

Дизайн

1

Картинки качественные, не перегружают работу

1-3

2

Целесообразность использования шрифтов и стилей

1-3

3

Целесообразность используемой анимации

1-3

4

Эстетичность дизайна

1-3

5

Слайды не перегружены текстом

1-3

Максимальный балл по разделу

15


Приём самооценивания учеников, например, «Учись контролировать себя». Попробуй сам оценить свою работу, часть работы, почувствуй удовлетворение (неудовлетворение).

- Определи круг проблем, вопросов, которые появились в результате самооценки или оценки выполненного тобой задания. Такими проблемами могут быть: неаккуратный внешний вид работы, её расположение, правильность, полнота, выполнение задания другим способом и т. д.

- Определи окончательный вариант оценки (плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично) [6].

Приём взаимооценки обучающихся, например, «Аплодисменты». Если учащийся отвечает правильно на вопрос, то остальные обучающиеся хлопают в ладоши. У учащегося появляется явное стремление не попасть в просак. Здесь игровая занятость активизирует эмоциональные и мотивационные состояния.

В педагогической литературе существуют различные классификации рефлексии:

1. По цели:

-Рефлексия эмоционального состояния;

-Рефлексия деятельности;

-Рефлексия содержания учебного материала.

2. По содержанию:

- Устная;

- Письменная.

3. По способу проведения:

-Анкета;

- Вопрос;

- Таблица;

- Рисунок.

4. По форме:

- Фронтальная;

- Индивидуальная;

- Групповая;

- Коллективная.

Приёмы рефлексии для учащихся, например, «Солнышко». Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению.  «Смайлики». Учащимся раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Обучающиеся сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас.

Метод самооценивания подходит на любом этапе урока, а конкретно на:

- мотивационном этапе урока

- этапе актуализации знаний

- выявлении затруднения

- разработке плана урока

- реализации выбранного плана урока

- первичном закреплении

- самостоятельной работе и проверки по эталону

- включение в систему знаний и умений

-рефлексии
Метод рефлексии подходит на этапе рефлексии урока. Потому что обучающиеся оценивают свою деятельность на уроке и деятельность своих одноклассников, что было выполнено на уроке, а к чему следует обратить особое внимание.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что учебная деятельность, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом учащемся. Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте (7–10 лет), результатом является изменение самого обучающегося.

Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. Каждый ребёнок будет оценён по заслугам и уйдёт с урока удовлетворённым и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старание.



Библиографический список

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – Москва, 2010.- 210с.

2. Давыдов В. В. О феноменологии постановки и решения учебной задачи в развивающем обучении: попытка интеграции идей В. В. Давыдова и Дж. Дьюи / В. В. Давыдов, Дж. Дьюи. – Москва: Гуружжанов В. А., 2011. – 7с.

3. Интельсон Л. Б. Учебная деятельность, её источники, структура и условия / Москва: «Академия», 2010. – 252 с.

4. Методическая разработка на тему: «Критериальные самооценивание и взаимооценивание в начальной школе» – URL https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/07/27/kriterialnoe-samootsenivanie-i

5. Оценивание. Виды оценивания – Учебные ситуации: управляем формированием результата – URL https://sites.google.com/site/usocenivanie2/formiruusee-ocenivanie

6. Презентация «Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе методом самооценки» – URL https://infourok.ru/prezentaciya_formirovanie_regulyativnyh_uud__na_urokah_v_nachalnoy_shkole_metodom_samoocenki-373215.htm

7. Приёмы и методы на уроках русского языка как средство активизации мыслительной деятельности у младших школьников – URL https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=888690#text

8. Учебно-методический материал на тему: «Методы и приёмы оценивания в современной начальной школе» – URL https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/08/09/metody-i-priemy-otsenivaniya-v-sovremennoy-nachalnoy


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации