12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щеголяева Елена Николаевна31
Россия, Московская обл., Ступино
1

«Формы и методы организации учебной деятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»»

Статья по теме «Формы и методы организации учебной деятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»»

Учитель начальных классов Щеголяева Елена Николаевна

Актуальность темы определяется тем, что в аспекте современного развития общества важную роль приобретает развитие самостоятельности, творческих способностей учащихся , активное вовлечение их в образовательный процесс. Важно уметь заинтересовать детей, выработать у них мотивацию, стремление к получению новых знаний, освоение предметов. Всё большую роль обретает развитие у детей мыслить нестандартно, принимать креативные решения, находить выход из различных ситуаций альтернативные пути решения.

В ходе урока учителю рекомендуется применять различные методы и формы организации учебной деятельности, например:

1. Метод проблемного обучения. В основе метода лежит создание проблемной ситуации, что позволяет активизировать деятельность учащихся и обеспечить максимально высокую мотивацию, направленную не только на достижение основных целей урока, но и на развитие желания и умения учиться.

2. Метод алгоритмизированного обучения. Учащиеся самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, составление отдельных задач для достижения цели, формирование способности мыслить, анализировать, искать пути решения задачи, выстраивать логическую цепочку, алгоритм действий.

3. Метод эвристического обучения. В основе метода лежит необходимость поиска новых способов и вариантов решения уже известных задач, применение общеизвестных правил и закономерностей, что в результате может привести к открытию новых знаний, навыков. Приветствуется творческий подход к решению проблемы. Этот метод сопровождается сложными вопросами, которые подталкивают школьника к самостоятельному поиску решения.

4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Учащиеся выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Все эти средства действуют в органическом единстве. Так же на уроках можно использовать следующие методы:

- Словесные методы

1. Метод дискуссий.

2. Метод самостоятельной работы.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом.

- Метод проблемного изложения.

- Наглядные методы

- Практические методы

- Частично-поисковый лабораторный метод.

В воспитательных целях организуют различные внеурочные, внеклассные мероприятия, которые позволяют заинтересовать учащихся, привлечь их внимание. С этой целью распространена практика применения различных нетрадиционных форм организации занятий, нетрадиционных методов проверки домашнего задания, стимуляция самостоятельной деятельности младших школьников. Вместо традиционных уроков рекомендуется применять следующие формы уроков:

1. Урок – викторина

2. Урок – конкурс

3. Урок – сказка

4. Урок – путешествие

5. Урок – аукцион

6. Урок – встреча

7. Интегрированный урок

8. Урок – игра

9. Комбинированный урок

10. Урок – деловая игра.

Для развития навыков, проверки эффективности воспитательного процесса, применяют различные нестандартные приемы, игровые технологии:

- Прием «активного слушания», в ходе которого отвечает один ученик. Остальные учащиеся выступают в роли «Экспертов». При этом они внимательно слушают, обобщают данные, заполняют карту ответа одноклассника. В карте отмечаю плюсом и минусом правильные и неправильные ответы. Учащиеся в своих картах оценивают ответ товарища, выставляют общий балл за ответ. Затем учитель собирает бланки ответа и в результате дальнейшего анализа видит основные проблемы учащихся, возникшие в ходе выполнения домашнего задания.

- «Блиц – опрос по цепочке». Суть этого метода состоит в том, что один школьник задает вопрос второму, второй – следующему и так по цепочке. Учитель контролирует корректность заданных вопросов, степень соответствия теме. Отводится время на ответ – несколько секунд. Если ученик не отвечает, право ответа переходит к следующему учащемуся. Рекомендуется выяснить, кто желает принять участие в опросе. Необходимо предоставлять школьникам младших классов право отказаться от участия в таком опросе. Также рекомендуется выбрать из учащихся «судью», который будет контролировать правильность ответов и время, затраченное на ответ.

- «Верю – не верю» - прием, который находит применение на любом этапе урока. Один из учащихся или учитель приводит высказывание, а остальные учащиеся (или один учащийся) должен согласиться либо опровергнуть приведенное высказывание, приведя аргументы в пользу своей точки зрения.

- «Да - нет» - игра, в ходе которой учитель загадывает какое – либо утверждение или определяет для себя ход решения задачи. Учащиеся задают наводящие вопросы и получают от учителя ответ: да или нет. Таким образом, ученики могут оценить правильность выполнения заданий, проверить ход своих мыслей. Основной задачей является необходимость систематизировать имеющуюся информацию, выделить главное, составить корректный вопрос, позволяющий получить максимум необходимой информации. Здесь важна стратегия, задавать огромное множество вопросов, не имеющих отношения к задаче бессмысленно. Для усиления способности к мышлению и выработки стратегии, рекомендуется ограничить количество вопросов, которые могут быть заданы в ходе решения задачи, что позволит учащемуся более тщательно подойти к анализу информации, более четко сформулировать вопрос.

- Диктант «Для шпиона» - средство, позволяющее развить зрительную память, провести тренировку внимания, выработать умение отвечать за принятое решение и конечный результат. Класс разделяют на несколько групп, диктант также разделяют на несколько частей. Листок с текстом задачи помещают на стене как можно дальше от команды, для которой он предназначен. Каждый из членов команды подходит к стене и начинает читать и запоминать задачу. Потом задачу решает команда. Команды соревнуются. Выигрывает та команда, которая максимально быстро и максимально точно решит задачу.

- Интеллектуальная разминка – 2-3 простые задачи, которые необходимо решить устно и как можно быстрее. Цель – настроить школьников младшего возраста на работу.

- Прием «карандашные пометки на полях» - на полях тетради в ходе выполнения задания учащиеся отмечают буквами Л, Т, С соответственно те места, которые для них легки, трудны или вызывают сомнение.

Для оказания воспитательного воздействия и достижения образовательных целейрекомендуется задействовать различные доступные методы и формы организации занятий, организовывать коммуникацию и досуг школьников. В ходе реализации непосредственно воспитательного процесса рекомендуется следующее: использовать новейшие методики обучения, применять рациональные методики проверки домашнего задания, задавать задания, позволяющие максимально эффективно повысить качество обучения, сократив при этом к минимуму срок выполнения заданий.

Методисты предлагают изучать проводить воспитательные занятия, применяя различные инновационные и нетрадиционные методы и формы обучения, что позволяет заинтересовать школьников, повысить их познавательный интерес, мотивацию к дальнейшему развитию и познанию. Рассмотрим подробнее:

- Компьютерное обучение – это образовательный процесс, в основе которого лежит программирование обучающей и учебной деятельности. При этом обучение воплощается в контрольно-обучающем процессе. Компьютерная технология обучения обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса, его персонификацию. Этого удается достичь, применяя обратную связь, которая позволяет получать информацию о качестве усвоения содержания образования.

- Модульное обучение представляет собой такой образовательный процесс, в ходе которого используются модули, представляющие собой минимальные единицы учебной информации. Благодаря модулям можно достичь полифункциональности образовательного процесса. Модуль обеспечивает целостное усвоение содержания образования.

- Дистанционное обучение представляет собой образовательный процесс, в ходе которого обучение ведется дистанционно, удаленно посредством современных систем телекоммуникаций. При этом ведется активная работа с информацией. Применяют такие приемы, как мозговой штурм, позволяющий активизировать знания обучающихся. Важным моментом является поиск информации из различных источников по заданным критериям, систематизация, обобщение и классификация выявленной информации. Одним из современнейших методов дистанционного обучения является метод составления кейсов – утверждение и отрицание тезисов, подготовка раунда вопросов.

Сегодня широко применяются методы удаленного обучения. Рассмотрим подробнее каждый из них:

- Кейс-анализ – метод, в основе которого лежит анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач.

- Мастер-класс представляет собой локальную технологию трансляции педагогического опыта. В процессе мастер-класса происходит демонстрация определенных методических приемов или методов. Применяются определенные методики преподавания, технологии обучения и воспитания. Мастер-класс обычно состоит из ряда заданий, которые направляют деятельность участников для решения определенных педагогических задач. В рамках данного задания учащиеся могут проявить высокую степень творческой активности, определенный уровень свободы. При этом необходимо осуществить выбор средств для достижения конкретно цели.

- Виртуальные экскурсии представляют собой презентационный инструмент, который дает возможность наглядно и увлекательно продемонстрировать любое реально существующее место общественности. Чаще всего проводят такие виртуальные экскурсии, как посещение национального парка, музея, курорта.

- Видеоконференция – методика интерактивного занятия, в ходе которой происходит визуализация определенных объектов и технологий. Широко используются информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе.

- Видеоконференцсвязь представляет собой двустороннюю или многостороннюю связь, которая применяется для передачи звука и изображения. Используется для различных совещаний, семинаров. Участники могут быть разделены географически. Они могут находиться в любом месте, в любом регионе и проводить общение, передавать информацию дистанционно, с использованием современных информационных технологий.

- Социально-психологический тренинг – интерактивная форма обучения, которая формирует недостающие поведенческие факторы, или позволяет скорректировать отклоняющиеся формы поведения. Работа ведется с жизненными ситуациями.

- Метод портфолио представляет собой метод, при помощи которого можно фиксировать и отслеживать результаты образовательного процесса. Ученик формирует по каждой конкретной теме копилку знаний, а также отслеживает изменения, вносит коррективы. Как правило, такая копилка формируется на сайте учебного учреждения или в социальных сетях.

- Круглый стол – беседа, в которой на равных участвует небольшие группы учащихся (5 человек), которые последовательно обсуждают поставленные вопросы.

- Заседание экспертной группы. Обычно 4-6 участников, с заранее назначенным председателем, которые обсуждают намеченную проблему, а затем излагаются свои позиции всему классу. В процессе дискуссии остальной класс является молчаливым участником, не имея право вступить в обсуждение. Данная форма напоминает телевизионные «Ток-шоу» и эффективна только в случае выбора актуальной для всех темы.

- Форум – обсуждение, сходное с первым вариантом «заседания экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с классом.

- Мозговой  штурм проводится в два этапа. На первом этапе класс, разбившись на микрогруппы, выдвигает идеи для решения поставленной проблемы. Этап продолжается от 15 минут до 1 часа. Действует строгое правило: «Идеи высказываются, фиксируются, но не обсуждаются». На втором этапе происходит обсуждение выдвинутых идей. При этом группа, высказывавшая идеи, сама их не обсуждает. Для этого либо каждая группа посылает представителя со списком идей в соседнюю группу, либо заранее формируется группа экспертов, которая не работает на первом этапе.

- Симпозиум – более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями (рефератами), представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса). Симпозиум эффективен для обобщающего урока. Для того чтобы все учащиеся выступили, обычно организуется несколько симпозиумов в течение года.

- Дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений. Вариантом этого вида обсуждений являются так называемые «парламентские дебаты», воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в Британском парламенте. В них обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны.

- Судебное  заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

- Учебный спор-диалог. Для данной формы также необходима тема с двумя противоположными точками зрения. На подготовительном этапе класс делится на четверки, в каждой четверке определяются два пары: одна будет отстаивать первую точку зрения, другая – вторую. После этого класс готовится к дискуссии – читает литературу по теме, подбирает примеры и т.д. На основном этапе класс сразу садится по четверкам и одновременно происходят дискуссии между парами в четверках. Когда дискуссии почти закончены, учитель дает задание парам поменяться ролями – те, кто отстаивал первую точку зрения, должны отстаивать вторую и наоборот. При этом аргументы, которые уже высказаны противоположной парой, повторяться не должны. Дискуссия продолжается.

- Дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее  время она является одной из важнейших  форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия – это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия – равноправное обсуждение учителями и учениками дел, планируемых в школе и классе и проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

- Метод ситуационного упражнения (задачи). Суть данного метода заключается в том, что учащемуся предлагают подробно описать ситуацию и задачу, которую необходимо решить. При этом предлагается два варианта выполнения задания. В первом случае в тексте задания приводится готовая задача, а также дается ее решение. Суть данного упражнения состоит в том, что ученик должен проанализировать ход решения задачи, понять алгоритм. Во втором случае решения задачи не приводится, только есть описание проблемной ситуации. Задача учащегося заключается в том, чтобы он самостоятельно нашел способ решения задачи, выработал определенный алгоритм действий, обосновал его.

- Метод ситуационно-ролевых игр. Под ролевой игрой подразумевают одновременно и игровую, и учебную деятельность. Это предметно-дидактический способ обеспечения учебной дисциплины, который сопровождается многообразием форм деятельности. Это могут быть различные тематические вечера, школьные театрализованные действия, встречи, нетрадиционные формы занятий. Могут применяться при изучении различных тем и в различных семантических контекстах.

- Метод игрового проектирования. С точки зрения учащихся, игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры - формирование и развитие определенного набора знаний учащихся, формирование определенного образа жизни. Игра всегда управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

- Метод инцидента. Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

- Метод разбора деловой корреспонденции. Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение. Использование данной технологии развивает и активизирует учащихся. На уроках они не просто «изучают» исторические факты и явления, как нечто не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками истории и даже её творцами.

Таким образом, на уроках «Окружающего мира», могут применяться разнообразные формы и методы организации учебной работы. Выбор методики остается за учителем.

8

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.