Статья на тему «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего возраста»
Статья на тему «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего возраста»
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев»
В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметом мира. Всестороннее представление об окружающем предметом мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи. Я работаю с детьми младшего возраста. Пальчиковые игры помогают адаптироваться ребенку в детском саду, так как это непосредственный тактильный контакт с педагогом.
Разработала систему занятий по углубленной работе с пластилином на основе пальчиковых игр. В младшем возрасте ладошки ребенка «не слушаются». Работая в системе по развитию мелкой моторики, поняла, что дети быстрее осваиваются в детском саду, начинают подговаривать текстам стихотворений при выполнении движений игры.
Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны. Они разнообразны, а поскольку сопровождаются веселыми стишками и потешками, то способствуют снятию эмоционального напряжения, улучшают настроение ребенка и тем самым способствуют здоровьесбережению.
Развитие мелкой моторики неотрывно связано с развитием сенсорики.
Для детей можно использовать разнообразные пособия. Все предметы с которыми ребенок взаимодействует имеют цвет, размер, форму и разные на ощупь. Проговаривая стихи о предмете познания обращаю внимание на те части предмета, о которых идет речь. Постепенно узнавая, как можно действовать, все дети становятся активны и выполняют игровые действия с удовольствием.
Действуя с предметами нужно учитывать размер пособий -что выложить для свободного доступа, а что можно использовать только индивидуально и под присмотром, так как безопасность детей должна быть соблюдена.
На занятиях в кружку «Веселые ладошки» использую разные виды конструктора -это самый простой способ развития у ребенка пространственного мышления, сенсомоторики и творческих потребностей. А так же не менее интересные и полезные игры с разными видами бумаги (мягкая салфетка, обычная бумага и фольга). Мы ее мяли, рвали и разглаживали.
Заданий и упражнений направленных на развитие очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможность. Умелыми пальцы станут не сразу.
Игры и упражнения проводимые систематически помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина… Таким образом, если будет развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
С родителями провожу консультации, беседы, семейные клубы.