Статья на тему «Формы и способы взаимодействия педагогов и родителей»
«Формы и способы взаимодействия педагогов и родителей».
Взаимодействие между педагогами, учащимися и родителями — это проблема современного образования. В наше время большая ответственность лежит как на педагогах, так и на родителях. От родителей преподаватель может получить дополнительную информацию об индивидуальных особенностях каждого ребенка. В свою очередь, педагог может помочь родителям разобраться в возрастных и индивидуально-психологических особенностях ребенка, оказать помощь в разрешении различного рода проблем, которые возникают между родителями и детьми. В воспитательной работе образовательной организации основным ключевым моментом является взаимодействие с родителями. Ведущую роль в организации сотрудничества отводится педагогам. В основе взаимодействия семьи и образовательной организации должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы взаимодействия педагогов и родителей — это способы организации их совместной деятельности и общения.
Целесообразно сочетать следующие формы взаимодействия:
1. Коллективные.
2. Групповые.
3. Индивидуальные.
К коллективным формам взаимодействия можно отнести:
-родительское собрание - основная форма работы с родителями, где осуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов;
-вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей, когда уже выявлены проблемы или различные вопросы по различным аспектам воспитания учащихся;
-конференция, по обмену опытом - чаще всего мероприятие, где можно обсудить один и несколько вопросов воспитания, представить положительный опыт и традиции семейного воспитания;
-родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей;
-встречу родителей с администрацией образовательной организации, проводятся ежегодно, на них педагогический коллектив знакомит родителей со своими требованиями, нормативными документами, целями и задачами воспитания, выясняются вопросы родителей и возможности сотрудничества и взаимодействия;
-широкое распространение получили «Дни открытых дверей», которые проводятся по-разному. Это могут быть организованны выставки работ учащихся, родителей, соревнования, творческие отчеты коллективов, награждение детей, родителей и педагогов, за различные достижения, а также непосредственное общение с преподавателями, психологами, социальным педагогом. Такие мероприятия могут быть организованны несколько раз в год.
К групповым формам взаимодействия педагогов с родителями можно отнести формирование определенных групп родителей по различным признакам (актив родителей; родители-организаторы работы объединений по интересам; родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе, или классе; и т.д.).
Индивидуальные формы взаимодействия включает в себя беседы, посещения на дому, переписку, телефонные разговоры, выполнение индивидуальных поручений. Это форма является одной из самых эффективной, но в тоже время самой трудоемкой.
В современном мире проблема взаимоотношений педагогов с родителями занимает центральное место в воспитании, т. к. очень трудно преподавателю найти индивидуальный подход не только к ребенку, но и к его родителям, да и не каждый родитель захочет сотрудничать с учителями из-за множества разных обстоятельств. На взаимоотношения педагога, родителя и учащегося нужно особенно тщательно обращать внимание в подростковом возрасте, т. к. во-первых, он является переходным, очень сложным и, в связи с этим обстоятельством может возникнуть множество проблем; во-вторых, тяжело в наше время найти опытного педагога с большим стажем работы; в-третьих, сложно найти такого педагога, который стремится донести до каждого учащегося свои знания, умения навыки.
Таким образом, можно сделать вывод, что между педагогами и родителями должно обязательно быть эффективное взаимодействие, сотрудничество, т. к. перед ними стоит общая важная цель — воспитание полноценного ребенка.