Статья на тему «Формы и способы взаимодействия педагогов и родителей»
Формы и способы взаимодействия педагогов и родителей
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому…
Себастьян Брандт
Первостепенную роль в воспитании ребенка играет семья. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». [1]
Так же данный Закон гласит, что образовательные организации «оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». [1]
В этом аспекте важным и неотъемлемым является взаимодействие родителей и педагогов. Очевидно, что от того, каким будет это взаимодействие, зависит эффективность учебно-воспитательного процесса.
Существуют разные формы и способы взаимодействия педагога и родителя. Выбор определяется в первую очередь целью взаимодействия.
Перечислим самые актуальные цели взаимодействия учителя и родителей:
- решение конфликтных ситуаций;
- согласование позиций воспитания с родителями;
- выстраивание единой образовательной среды;
- родительский всеобуч;
- повышение качества образовательного процесса;
- повышение уровня вовлеченности в школьную жизнь младшего школьника.
Среди традиционных форм взаимодействия в своей работе я использую классные родительские собрания, индивидуальные консультации. Это живое общение с родителями.
Наряду с этим применяю интерактивные способы: создание информационного поля в общеклассном чате, так же на страничке класса в соцсети. Проведение собраний, групповых и индивидуальных консультаций с использованием системы ВКС позволяет оперативно решать многие вопросы, однако из минусов такого способа взаимодействия можно отметить низкое эмоциональное воздействие на собеседника.
Более подробно хочу остановиться на такой форме взаимодействия с родителями, как индивидуальные консультации.
Индивидуальная работа с родителями обучающихся сложна и разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продумано, грамотно построено учителем, как правило, результативно. Преимуществом такой работы является то, что, наедине с учителем, родители могут быть более открытыми, рассказать о своих проблемах и затруднениях. Поэтому в основе взаимодействия учителя и родителей должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и взаимопомощи.
Индивидуальное общение дает учителю не только возможность оказывать влияние на родителей, но так же во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям. Такие беседы, консультации помогают устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании.
Учителю необходимо учитывать внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
Уважать право ребенка на собственное мнение;
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Индивидуальные беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка ребенка. [2]
То, насколько серьезно учитель относится к волнующему родителей вопросу, повышает их доверие к школе, к обучению в ней ребенка. Содержание индивидуальных бесед учителя и родителей может быть самым разнообразным. Но главной их целью всегда должно оставаться педагогическое просвещение родителей.
Литература:
В.А. Гейко. «Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка» //Начальная школа - 1999 г. - № 3. - С. 60