Статья на тему «Формы и способы взаимодействия педагогов и родителей»
Взаимодействие с семьёй учащихся – одна из важных и трудных сторон работы педагога, требующая особой подготовки и профессиональных качеств. Родители по сути являются социальными заказчиками образовательного учреждения, поэтому имеют право участвовать в его жизнедеятельности. Учитель должен не только знакомить родителей с содержанием и методикой учебного процесса, но и грамотно консультировать их по вопросам детской психологии, а также вовлекать в воспитательную работу. Существует немало форм работы с родителями, будь то традиционные – собрания, встречи, консультации и посещение семей или современные – переписка в мессенджерах, ведение групп в социальных сетях. Я бы хотела рассказать вам, уважаемые коллеги, о наиболее эффективных формах взаимодействия педагогов и родителей, которые я применяю на практике.
Конечно, одна из самых распространённых форм взаимодействия классного руководителя, учителей-предметников и родителей – это родительское собрание. Я провожу такие собрания один раз в четверть в шестом классе. В пятом классе я проводила их каждый месяц. Подготовка к такому мероприятию занимает около недели: опрашиваются учителя-предметники, социальный педагог и психолог. Учителя-предметники рассказывают о своих требованиях, общее впечатление о классе и краткая информация о каждом ребёнке. Мы стараемся не напугать родителей, сказав о его чаде обидные слова на всеобщее слушание. Если такая информация имеется, я прошу родителя остаться после собрания. Если таких матерей несколько, я рекомендую им подождать за дверью кабинета, пока беседую с другим родителем. Обычно такие беседы бывают даже дольше, чем всё родительское собрание. Часто я приглашаю на такие встречи социального педагога и психолога. Они помогают мне донести нужную информацию для родителей, ведь у них имеются гораздо более важные и подробные сведения по каким-либо вопросам. Было и такое, что я приглашала инспектора отдела ПДН.
Ведение группы в «вайбере». Я создала такой чат с родителями, когда только взяла классное руководство в пятом классе. Это очень удобно и экономит время и деньги. Раньше на разговоры с родителями по мобильному телефону у меня тратилось очень много денежных средств, поэтому теперь я очень рада техническому прогрессу. Все родители добавлены в беседу и просматривают её регулярно. Конечно, не вся информация отправляется на всеобщее обозрение. Есть и конфиденциальные сведения, которые я отправляю личным сообщением. В этих чатах есть функция процитировать реплику собеседника, ответить кому-то конкретно, что очень удобно и быстро.
Работа с формами «гугла». В своей педагогической деятельности я применяю и такую форму для сбора информации. Например, мне нужно узнать, какие кружки и секции посещает ребёнок. Это сделать нужно, как обычно, быстро. Чтобы не печатать в «вайберском» чате и собирать информацию потом оттуда, я создаю опрос в «гуглоформе». Родители записывают свои фамилию, имя и отчество, а также кружки и секции, где занимается ребёнок. Затем создаётся таблица, которую я могу использовать для обработки информации.
Индивидуальные беседы. Конечно, это самые искренний, честный и эффективный способ взаимодействия с родителями, по моему мнению. При разговоре по телефону мы не видим глаз собеседника, а это большой минус. Родитель приходит в школу в назначенное ему время. Классный руководитель может пригласить на такие встречи учителей-предметников, социального педагога и психолога при необходимости. Если у ребёнка имеются какие-то проблемы с определёнными учебными предметами, разговор с учителем, который ведёт этот предмет, будет очень кстати. Можно рассказать родителю, какие у этого учителя требования, что не получается у учащегося, какие у него проблемы, на что стоит обратить внимание при выполнении домашней работы. Помощь психолога также может быть крайне полезной, если у ребёнка имеются какие-то проблемы в жизни.