12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Селифонова Екатерина Алексеевна169
Формы и способы взаимодействия педагогов и родителей

Формирование тесного взаимодействия между учащи­мися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как этот про­цесс складывается у взрослых. Родители и педагоги являются воспитателями одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным лишь тог­да, когда они станут союзниками. В основе этого союза — единство взглядов, выработанные общие цели и задачи, а также пути достиже­ния намеченных результатов.

Очень важно педагогам и родителям быть союзниками в деле образования и воспитания. Семья и школа –два источника, каждый из которых дает учащемуся свой социальный опыт. Педагоги понимают, что без согласования с семьей педагогические воздействия теряют любую силу. Лишь совместными усилиями можно создать благоприятный климат для полноценного вхождения учащегося в большую жизнь.

Как и педагоги, каждый родитель желает видеть своего ребенка здоровым и счастливым, он готов поддержать начинания педагога, направленные на удовлетворение и раз­витие потребностей ребенка. Родители — это взрос­лые люди, имеющие большой жизненный опыт, умения и знания, поэтому в решении ряда воспита­тельных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Взаимодействие учителей и родителей позволя­ет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сто­рон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следователь­но помочь взрослым в понимании его индивидуальных осо­бенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формиро­вании ценных жизненных ориентиров.

Основные задачи взаимодействия педагогов и родителей, это:

- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

- учет индивидуальности ребенка (поддерживая контакт с семьей, педагог узнает особенности, привычки ученика и учитывает это в работе);

- укрепление внутри семейных связей;

- возможность реализации единой программы воспитания и развития ученика и в образовательном учреждении, и в семье.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство решается в следующих направлениях:

- работа педагогического коллектива по организации взаимодействия с семьей;

- повышение педагогической культуры родителей;

- вовлечение родителей в деятельность школы, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи, стоящие перед педагогами:

- Установить партнерские отношения с семьями учащихся;

- Объединить усилия для развития и воспитания учащихся;

-Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки;

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

-Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.


Как осуществляется совместная работа семьи и школы? Прежде всего через известные формы взаимодействия: традиционные и нетрадиционные.

Формы взаимодействия – это способы организации совместной деятельности и общения родителей и педагогов.

Традиционные формы взаимодействия:

Нетрадиционные формы взаимодействия:

- Родительские собрания

- Встречи родителей с администрацией школы, учителями класса

- Открытые уроки

- День открытых дверей

- Пропаганда педагогических знаний (педагогические дискуссии)

- Беседы (индивидуальные, групповые)

- Консультации (индивидуальные, групповые)

- Посещения на дому

- Общение по телефону, переписка

- Мастер-классы

- Деловые игры

- Групповые кон­сультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов

- Родительский лекторий

- Родительские конференции

- Вечера вопросов и ответов 

- Диспут или дискуссия

- Семейные клубы

- Взаимодействие педагогов с творческими группами

- Общение с родительским комитетом


В настоящее время возрастает интерес учителей и руководителей учреждений образования к задачам воспитания. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

В педагогической практике существует много форм работы с родителями. Целесообразно сочетание традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия.


Традиционные формы взаимодействия родителей и педагогов:


Родительское собрание – одна из наиболее распространенных форм повышения педагогической культуры родителей. Но необходимо помнить, что собрания не должны сводится к монологу учителя, это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Собрания проводятся в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения. Для проведения собрания необходимо создать благожелательную атмосферу. Очень важно сообщать тематические педагогические знания. Это можно преподносить в различных формах: небольшая лекция, сообщение, деловая игра. На собрании можно решать задачи, связанные с результатами учебно-воспитательного процесса. Безусловно, хорошо если есть примеры из жизни класса или группы. Это для родителей особенно интересно и важно.

Совершенно недопустимо давать отрицательную характеристику учебной деятельности конкретного ученика или отчитывать за слабую успеваемость того или иного школьника и его родителей. Также неправильно, если на каждом родительском собрании звучат дифирамбы отдельным детям, а иные не упоминаются совсем. Делается это для того, чтобы в будущем у родителей не было негативного отношения к такого рода мероприятиям и общению с педагогами в целом. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы. Это постоянный процесс, который зависит от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе или в группе обстановке.

Но ведь учитель не так часто встречается с родителями, и время проведения родительского собрания не дает возможности общаться с каждым. В этом случае можно на стол перед каждым родителем положить свернутый лист бумаги, внутри которого учитель сообщает информацию личного характера. Такие записочки очень важны. Они создают основания для близости родителей и учителя, придают уверенности родителям в том, что учитель подходит индивидуально к каждому ребенку.

Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса – целесообразно проводить ежегод­но. Педагоги знакомят родителей со своими требо­ваниями, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программы действий, перспективных планов совместной работы. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспи­тании, обучении отдельных групп детей.

Еще важной формой взаимодействия является «День открытых дверей». Родители имеют возможность своими глазами увидеть аудитории, мастерские, составить представление о жизни своих детей в стенах учебного заведения. Как правило, обязательно готовятся выставки работ учащихся, стенгазеты, мастер-классы, можно увидеть достижения ребят. Иногда это может быть небольшой концерт.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

День открытых дверей является важной формой работы с родителями. Проведение «дней» способствует тому, что родители имеют возможность проникнуть в любой уголок школы, увидеть своего ребенка в школьной среде, которая, безусловно, отличается от семейной.

В одних школах это совместный праздник педа­гогов и семьи, на котором организуются выставки работ учащихся, родителей, творческие отчеты кол­лективов, награждаются дети, родители, педагоги за различные достижения, проводятся соревнова­ния, конкурсы коллективов, семей. Может сочетать­ся проведение мероприятий на уровне всей школы и в классных коллективах, или организуется кол­лективное творческое дело.

Другой вариант «Дня открытых дверей» прово­дится для родителей с целью их непосредственного общения с учителями, психологом, социальным пе­дагогом. Родители могут обсудить в индивидуальной беседе проблемы, которые их волнуют.

Педагогическая дискуссия – одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем. Успех дискуссии во многом зависит от ее подготовки. Главный принцип дискуссии – уважение к позиции и мнению любого участника. Дискуссия не предполагает победителей или проигравших. Участники обсуждения имеют отличные мнения, высказываются, противопоставляют друг другу. Темой может служить любая спорная проблема семейного воспитания.


Успешная работа с семьями учащихся обязательно включает в себя личные контакты родителей с учителем, большую индивидуальную работу педагога с семьей. Между родителями и учителем должны установиться доброжелательные, доверительные отношения. Индивидуальные беседы учителя с родителями помогают установить непосредственные контакты с каждым членом семьи учащегося, позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании школьника.

Такие встречи учителя с родителями происходят, как по инициативе родителей, так и по инициативе учителей. Часто родителей вызывают в школу для беседы после какого-нибудь проступка или происшествия. Это неправильно. Беседы не должны сводиться к назиданиям и выговорам, не должны сопровождаться ожиданием неприятной встречи с учителем. Беседы, являясь эффективным средством воздействия учителя на родителей, должны стать естественным видом связи родителей с учителем.

Во время беседы важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбу­дить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее верные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе.

Родители, не поддерживающие должных контактов со школой, имеют низкий уровень педагогических знаний и нередко безответственно относятся к воспитанию ребенка, пускают его учебу и поведение на самотек. В отдельных случаях родители аморально себя ведут, что накладывает соответствующий отпечаток на формирование личности ребенка. Эта группа родителей нуждается в особом педагогическом внимании, индивидуальном подходе. При этом учителю необходимо знать истинные причины неблагополучия в семье, исходя из которых, целенаправленно строить педагогическое просвещение родителей. Индивидуальный подход помогает учителю устанавливать тесные связи с родителями, правильно анализировать причины положительного или отрицательного поведения школьника, подбирать эффективные меры воздействия на ребенка.

Индивидуальная консультация — распространен­ная форма взаимодействия с родителями. Она может проводиться по инициативе учителя или по просьбе родителей и успешна при доверии педагогу. Родите­ли же доверяют педагогу, если он участвует в реше­нии проблем ребенка, вместе с ними выясняет их при­чины, ищет пути решения, помогает найти специалистов, которые проведут консультацию.

Приглашение родителей в школу для индивиду­альной беседы или консультации должно быть пись­менным или устным, в тактичной форме, так как обычно вы­зов в школу родители воспринимают настороженно. Начинать разговор с родителями вернее всего будет с рассказа об успехах ребенка, выслушивания ро­дителей и лишь потом обратиться за советом по вопросу, который волнует педагога, ни в коем случае не допуская упреков, назиданий в адрес родителей, не унижая достоинства ребенка.

Посещение на дому. Эта встреча особенно полезна, так как домашняя обстановка располагает к откровен­ному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспита­ния ребенка. Но ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Ини­циативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родитель­ском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимо­действия и первой встречи в домашних условиях.

Педагог должен приносить радость в дом, находить добрые слова о ребенке, рассказывать о его успехах и достижениях, обращаться за сове­том к родителям, выяснять их мнение по тому или иному вопросу, который возникает в обучении и вос­питании гребенка, в работе с коллективом класса.

Временные возможности педагога и родителей весьма ограничены, поэтому общение может происходить по телефону. При этом надо договориться об условиях связи, чтобы у обе­их сторон не возникало дополнительных проблем и неудобств.

Многие классные руководителя, педагоги исполь­зуют переписку. 

Учителя, руководство школы могут также по­сылать информационные письма, в которых сооб­щается о делах школы, класса, о возможностях принять в них участие.

Целесообразны письменные сообщения о новых книгах, спектаклях, фильмах, которые полезно по­смотреть родителям и детям, рекомендации и просьбы по оказанию помощи ребенку в учебе по предмету, предложения по выполнению совместных творческих заданий всей семьей и др.


Нетрадиционные формы взаимодействия родителей и педагогов:


Мастер-классы обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

Деловые игры – форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей, предварительное обсуждение возможных позиций. При этом важно понимать, что варианты могут быть положительные и отрицательные.

Групповые кон­сультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, например по оказа­нию помощи детям в овладении навыками мысли­тельной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследователь­ский характер. Так, учителя и классный руководи­тель приглашают на урок родителей тех детей, ко­торые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посеще­ния ряда уроков учителя и родители вместе пыта­ются выявить причины трудностей детей, найти способы помочь им.

Родительский лекторий – способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители – не пас­сивные слушатели. В определении тематики участвуют сами родители. Педагог организует встречи родителей с компетентными в данной сфере людьми: психологами, сотрудниками ГИБДД, инспекторами по делам несовершеннолетних и т. д.

На практике зачастую занятия по психолого-педагогическому просвещению переходят в родитель­ское собрание. Уяснив сущность воспитательной про­блемы, родители обсуждают то, как она решается в конкретном классе или семьях, обмениваются мне­ниями и совместно намечают программу действий.

Родительская конференция. Конференции требуют длительной и тщательной подготовки, данные мероприятия представляют собой форму обобщения педагогических знаний и умений. Основная задача проведения конференции — обмен опытом семейного воспитания. Поэтому не рекомендуется проводить их часто. Проведение конференций желательно не чаще 1 раза в год. Проводятся конференции обычно в середине или в конце учебного года.

Сложность подготовки состоит в том, что необходимо подобрать большой объем практического, наглядного материала. Однако подобная форма работы дает ощутимые результаты: родители пересматривают и переоценивают взаимоотношения взрослых в семье, становятся более внимательными к своим близким.

Вечера вопросов и ответов проводится после оп­роса родителей или на родительском собрании по группам проблемных вопросов, которые возника­ют в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для отве­та на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Поэтому такие вечера проводятся, как правило, с привлечением психологов, врачей и других специалистов. Встреча проходит в форме диалога, в ходе которого родители получают ответы на волнующие их вопросы.

Ряд вопросов проблемного характера может быть пред­ложен на обсуждение родителей и стать основой для специально подготовленного диспута.

Другой, не менее популярной среди родителей формой работы является диспут или дискуссия - обмен мнениями по вопросам воспитания, направленный на повышение педагогической культуры родителей. Дискуссия позволяет организовать обсуждение насущных проблем, с которыми сталкиваются родители, воспитывая своих детей. Отобранные вопросы так­же сначала целесообразно обсудить в группах, а за­тем их мнения вынести на коллективное размышле­ние. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Данная форма работы способствует формированию умения анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий обычно воспринимаются с большим доверием, что является неоспоримым плюсом в условиях того предвзятого отношения, которое часто родители проявляют в отношении учительской точки зрения.

Как показывает практика, наиболее успешно и плодотворно диспуты проходят тогда, когда в классе сформировался дружный родительский коллектив и каждый родитель, не стесняясь, может не только высказать свою точку зрения, но и выслушать здоровую критику в свой адрес.

Семейный клуб помогает решить одну из главных задач педагогов – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.

Зачастую в школе наибольшую популярность получают семейные праздники: День матери, День отца, День 8 Марта, День смеха, Новогодние утренники, прощание с Букварем, прощание с 1 классом и т.д.; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, КВН между родителями и детьми.

Задача педагога – создать такие условия и такую атмосферу в классе, чтобы родители так же, как и дети ждали проведения этих праздников и принимали активное участие в их подготовке. Общие дела, сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Взаимодействие педагогов с творческими группами. В этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, кон­сультируя, при необходимости включаясь в актив­ную совместную деятельность.

Родительский комитет – это опора педагогов. Он является проводником и помощником идей педагогов, он при умелом взаимодействии ста­новится проводником их идей. На заседаниях роди­тельского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают спо­собы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распре­делить обязанности, роли, функции как по организа­ции работы с родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями.

Родительский комитет привлекает остальных родителей класса для проведения как постоянной работы с учащимися, так и эпизодической, оказывает посильную помощь в подготовке и проведении праздников, экскурсий, бесед, прогулок, оформление кабинетов и т.д.

От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит и атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Польза родительского комитета в решении разных вопросов огромна.


От правильно избранной позицией педагога, стиля и тона его отношений зависит успешность педагогического взаимодействия школы и семьи. В связи с этим существуют определенные правила:

- учитывать личные интересы родителей;

- интересоваться эмоциональной атмосферой в семье;

- уметь расположить родителей к себе;

- о проблемах учащегося говорить индивидуально;

- уметь слышать и слушать родителей;

- в каждом учащемся находить положительные черты и качества;

- осуществлять совместную деятельность, а не отстаивание своей позиции;

- обсуждать проблемы, а не личных качеств учащихся;

- разговаривать на профессиональном языке.

Главная цель педагогов образовательного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании учащихся, обеспечивать полную реализацию воспитательных функций. Образовательное учреждение – один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие учащегося, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов, не ущемляя ничьих интересов и объединять усилия для достижения более высоких результатов. В создании союза родителей и педагогов важная роль принадлежит, конечно, педагогам. необходимо помнить, что деятельность и педагогов, и родителей направлена на социализацию учащихся в обществе, в котором они будут жить самостоятельно.

В каждом реальном случае педагог выбирает разные формы взаимодействия с родителями, учи­тывая их потребности и предложения. Главная задача, стоящая перед педагогом, сделать родителей своими союзниками.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.