Статья на тему «Формы и способы взаимодействия педагогов и родителей»
Статья на тему: «Формы и способы взаимодействия педагогов и родителей».
Воспитание происходит не в момент
общения, это не слова и не приказы.
Каждый момент жизни родителя и
воспитателя — образец для ребенка.
Он чувствует любую слабость,
подлость, нечестность…
Вся жизнь должна стать образцом.
А.С.Макаренко.
Сегодня проблема воспитания детей в школе и в семье остро актуализирована. В условиях, когда большинство семей озабочено решением насущных проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась такая социальная тенденция, как самоустранение многих родителей от решения вопросов воспитания ребенка и его личностного развития. В своей практике я как педагог использую разные методы и приемы работы с родителями и считаю их эффективными.
1.Работа с родителями – один из труднейших аспектов в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, особых профессиональных и личностных качеств. Под работой с родителями я подразумеваю непосредственно процесс активного коммуникативного взаимодействия между учителем и родителями. Сразу составляется социальный паспорт класса: количество детей в семье, место работы родителей, образование, статус семьи, условия жизни и семейные увлечения. На первом родительском собрании следует ознакомить родителей с их правами и обязанностями как членов родительского коллектива класса.
2.Формы работы с родителями:
родительское собрание или лекторий
конференция
вечера вопросов и ответов
диспут, дискуссия
встреча родительской общественности с администрацией школы, учителями
индивидуальная работа педагога с семьей
групповые консультации
Но какая бы форма работы не использовалась, главная задача учителя – вселить в родителей уверенность в том, что вместе мы все преодолеем. К родительскому собранию всегда готовлюсь, люблю оформить выставки работ учащихся, отражающие их классную и внеклассную работу: выставка лучших тетрадей по различным предметам, лучших творческих работ. Родители должны видеть труд своих детей. Большим успехом пользуются выставки ученических стенгазет.
3.Совершенно недопустимо «отчитывать» родителей за промахи ребенка или зачитывать оценки слабого ученика. Такое поведение приведет к тому, что родители ученика перестанут посещать школу. Поэтому это делаю в корректной форме и сугубо индивидуально!!!
4. Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, большую индивидуальную работу педагога с семьей. Между родителями и учителем должны установиться доброжелательные, доверительные отношения. Индивидуальные беседы учителя с родителями помогают установить непосредственные контакты с каждым членом семьи учащегося, позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании школьника. Приглашаю родителей на уроки, чтобы они видели, как работает их ребенок, другие дети. Ведем специальную тетрадь – дневник, в которую делаем записи по ходу урока. На родительских собраниях используем ее для рекомендаций.
5. В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет. Родительский комитет избирается на одном из первых родительских собраний, после того как учитель познакомился с учащимися и родителями. Рабочий состав родительского комитета предлагаю менять ежегодно, чтобы все родители могли быть вовлечены в школьную жизнь. Родительский комитет включает в себя до 5 членов, возглавляемых председателем. Заседания родительского комитета проводятся, как правило, раз в месяц, но если возникает необходимость, то чаще. Родительский комитет привлекает остальных родителей класса для проведения как постоянной работы с учащимися, так и эпизодической, оказывает посильную помощь в подготовке и проведении праздников, экскурсий, бесед, прогулок, оформление кабинета.
6. Широкое распространение в нашей школе получают семейные праздники: День матери, День отца, День взаимного благодарения, День 8 Марта, Новогодние праздники, день чести школы, День смеха. Задача педагога – создать такие условия и такую атмосферу в классе, чтобы родители так же, как и дети ждали проведения этих праздников и принимали активное участие в их подготовке. В них рождается радость познания, творчество ума. Выявляются способности детей и их привязанности, создается благоприятная среда для творчества, проявления активности, самостоятельности. Общие дела, сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Все это заканчивается фотосессией обязательно!!!
7. За последние несколько лет ИКТ утвердили свои позиции в учебно-образовательном процессе. Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Использование электронной почты позволяет педагогам регулярно информировать родителей о ходе обучения и воспитания ребенка, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника. Такой режим взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации.
8. Школьный сайт тоже имеет эффективность. Каждый родитель имеет возможность для входа на школьный сайт. Всегда напоминаю родителям о его посещении. Сайт школы может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе. Полезные советы по обучению и воспитанию школьников. Родители могут отслеживать успеваемость своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с учителем, контролировать ход и правильность выполнения школьниками домашних заданий.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья на разных ступенях школьного образования. Мы всегда должны помнить, что функции педагога разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности. Мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело: обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Закончить статью хочется словами В.А.Сухомлинского: «Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей».
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Права родителей.
Избирать и быть избранными в совет школы.
Вносить предложения на рассмотрение совета школы.
Посещать отдельные уроки по согласованию с учителями и администрацией
Обращаться с предложениями по улучшению педагогического процесса.
Защищать права ребенка.
Обращаться к психологу, администрации или в конфликтную комиссию по спорным вопросам.
Выбирать профиль обучения ребенка.
Ходатайствовать о поощрении отдельных педагогов и учащихся.
Обязанности родителей.
Быть ответственными за судьбу ребенка, создавать условия для его развития.
Заниматься воспитанием ребенка постоянно, а не от случая к случаю. Начинать воспитание ребенка с самого себя. Воспитание – это не отдельное нравоучение, а вся жизнедеятельность семьи.
Любить ребенка, обращаться как с равным. Воспитывать в детях самостоятельность.
Не подходить к ребенку, если нет своих принципов, убеждений.
Направлять, давать советы ребенку, но считаться с его мнением.