12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия Сергеевна Степанова31

«Формы и способы взаимодействия педагогов и родителей»

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют образовательные учреждения и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества детского сада и семьи играют воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую в садике по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. В основе сотруднического взаимодействия семьи и педагога должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества. Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители. Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Но наиболее эффективным является их сотрудничество.

Существуют традиционные формы работы с родителями, которыми пользуются многие педагоги:

родительские собрания;

конференции;

индивидуальные консультации педагога;

посещения на открытые занятия.

Так же существуют и нетрадиционные формы работы. Ниже представлен материал, который дает описание того или иного вида взаимодействия с родителями.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.

Чтобы учреждения жили и развивались в нынешних социально-экономических условиях, необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей. Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Детский сад может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых-отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Взаимодействие с родителями может обеспечить ребенку благоприятные условия для социального развития и становления полноценного развития человека общества, способного к жизненному самоопределению.

Содержание работы детского сада с родителями состоит в следующем:

1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, дискуссия, тренинги)

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь детскому саду в делах)

3. Участие родителей в управлении детским садом (родительский комитет)

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение культуры родителей, на укрепление взаимодействия садика и семьи.

Формы работы:

1. Выпуск стенгазет «Семейный опыт».

2. Субботники.

3. Родительские собрания.

Одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. Родительские собрания это - педагогическое просвещение, консультация, совместные праздники. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес. Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и реагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков. Самые активные формы работы - родительские собрания, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора. На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др. Каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, опираясь на свои знания, умения, чувства и убеждения. Чтобы помочь родителям выбрать правильный путь предлагается цикл бесед за круглым столом: ‖Как сделать свой дом очагом любви, взаимопонимания, доброты‖, ―Какой вы родитель‖. Родители учатся свободно высказывать свое мнение по проблемам воспитания, делились опытом семейного воспитания.

Семейный вечер-досуг разной направленности.

Во-первых, такая форма работы содействует позитивному общению детей с их родителями. Из исследований специалистов в области изучения проблем современных семей выявлено, что злободневной проблемой стал дефицит плодотворного общения родителей со своими детьми. Используя в системе приведѐнные выше формы совместной деятельности, а также другие, такие как «Маршруты выходного дня», организация выставок семейного творчества, участие родителей в создании книжек-самоделок и т.д., эта цель успешно достигается. В такого рода мероприятиях отмечается большая заинтересованность, высокая активность родителей.

Во-вторых, происходит обогащение педагогического опыта родителей. В законе РФ «Об образовании» сказано, что родители являются главными воспитателями своего ребѐнка. Но как показывает опыт, уровень психолого-педагогической культуры родителей оставляет желать лучшего. А на таких совместных вечерах-досугах родитель может совершенствовать свою педагогическую культуру. Он может наблюдать, сравнивать, анализировать поведение и уровень развития своего ребѐнка, наблюдать общение других родителей с их детьми.

А также наблюдать общение квалифицированного педагога с его ребѐнком, видеть реакцию и действия педагога по отношению к ребѐнку в разных нестандартных ситуациях и делать соответствующие для себя выводы по поводу дальнейшего воспитания своего ребѐнка. Происходит некий обмен и приобретение педагогического опыта родителем.

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда педагог набирает адаптационную группу или класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы. Педагог должен дать возможность родителям рассказать ему всѐ то, что поможет в профессиональной работе с ребѐнком:

особенности здоровья ребѐнка;

его увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

поведенческие реакции;

особенности характера;

мотивация учения;

моральные ценности семьи

Тематические консультации.

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждой группе или классе есть дети и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

Родительские чтения.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в еѐ обсуждении.

Этапы проведения родительских чтений следующие:

на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

педагог собирает и анализирует информацию;

определяется список литературы по данному вопросу;

изучение литературы родителями;

изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты. Психологическая наука считает, что каждый коллектив обладает различными неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями.

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Воспитание ребенка – это долгая дорога без конца. А награда за любовь к детям и заботу о них может прийти в самый неожиданный момент и в самой неожиданной форме. Но чем старше будут становиться дети и чем чаще они будут пользоваться теми навыками принятия решений, которыми мы их снабдили, тем более явной будет эта награда. Когда мы и наши дети вместе прокладываем путь к благой цели, выигрывают все – дети, и взрослые.























Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.