Статья на тему «Метод проектов на занятиях английского языка в колледже»
Метод проектов на занятиях английского языка в колледже
Панина Александра Валерьевна, преподаватель КГА ПОУ «Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегионального центра компетенций)»
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком, формирование общих и профессиональных компетенций. Создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность - в этом и состоит задача преподавателя на занятии.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей учащихся.
Метод проектов является эффективным активным методом обучения. Применение данного метода на занятии английского языка позволяет реализовать задачи современного образовательного стандарта -формирование базовых компетенций современного специалиста, прежде всего коммуникативной компетенции - умение эффективно сотрудничать с другими людьми.
Основная цель проектно-ориентированного обучения - научить студентов учиться, то есть самостоятельно добывать знания. В ходе работы над проектом учащиеся применяют имеющиеся знания, умения, навыки и развивают компетенции, необходимые современному специалисту: умение добывать материал, применять его на практике в ходе решения конкретных задач.
На сегодняшний день существует большое количество методов и приемов для развития вторичной языковой личности, но, на мой взгляд, самый современный и наиболее результативный метод – метод проектов в обучении английскому языку.
Метод проектов включает в себя коллективную учебную деятельность (команды, групповая работа), игровые и проектные методы, где выполняются не только учебная и развивающая задачи, а также и воспитательная – развиваются навыки сотрудничества, создаются условия для развития самостоятельности и творчества. Через многообразие форм можно раскрыть возможности каждого студента и развивать его познавательный интерес.
Е.С.Полат предложила определение данного метода: “Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.” [5]
Сегодня метод проектов выступает важным этапом в формировании критического мышления студентов. В результате поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащиеся колледжа не только приходят к решению поставленной проблемы, но, что самое ценное, - создают реальный продукт, позволяющий применить теоретические знания на практике. В ходе работы над проектом студенты проявляют самостоятельность, учатся брать ответственность за выполненное задание, так как преподаватель чаще всего выступает в роли консультанта. В ходе защиты проектной работы на занятиях английского языка учащиеся должны продемонстрировать не только умение отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы, отвечать на вопросы, но самое главное, - вести беседу на английском языке, а это требует большой предварительной работы по совершенствованию грамматической, лексической, фонетической сторон речи.
Проектный метод на занятиях английского языка в колледже – это возможность развить общие и профессиональные компетенции студентов. Большинство тем, над которыми работают наши ребята, - это темы, связанные с выбранной специальностью, что позволяет учащимся пополнять словарный запас профессиональной лексикой. Владение технической терминологией, умение вести беседу на иностранном языке – вот что отличает современного конкурентоспособного специалиста.
Определим основные принципы использования проектного метода на занятиях английского языка:
Принцип коммуникативности
Принцип ситуативной обусловленности
Принцип проблемности
Принцип соизучения языка и культуры (диалог культур)
Принцип автономности (большая степень самостоятельности студентов в ходе работы над проектом)
Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения студентами языка (по принципу “надо знать”) и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата обучения языку.
Использование проектной методики в обучении способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством мотивации студентов и повышения результативности их учебного труда. Метод проектов дает возможность максимальной индивидуализации и дифференциации обучения, что выражается в предоставлении студенту условий для работы над посильным по объему и сложности заданием в индивидуальном темпе, что создает равные возможности для личностного роста всех студентов, реализации их потенциала.
ЛИТЕРАТУРА
Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. Oxford University Press 1997
Гальскова И.Д. Образование в области иностранных языков//Иностранные языки в школе.-2008-№5
Пассов Е.И. Урок иностранного языка. Методика обучения иностранным языкам. Воронеж 2002
Побокова О.А., Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа// Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. Иркутск, 2003. с. 49 – 55.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе.-2000.-№1.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование,1998.