Статья «Метод "Фонетической сказки" на уроках английского языка в начальной школе»
Метод «Фонетической сказки «на уроках английского языка в начальной школе.
Чернышева Ирина Анатольевна – учитель английского языка
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №1 среднего общего образования ОАО «РЖД»
г. Котласа, (Kotlas) Архангельской области
«If you talk to a man in a language he understands, that goes to his head. If you talk to him in his own language, that goes to his heart».
Если вы говорите с человеком на языке, который он понимает, вы обращаетесь к его уму. Если вы говорите с ним на его родном языке, вы обращаетесь к его сердцу. (Нельсон Мандела)
Ни для кого не секрет, что английский язык уже стал частью нашей жизни. Знание языка -это часть нашей личной и профессиональной жизни. Для успешного построения карьеры сейчас нужно знание уже не одного, а нескольких языков. К знанию иностранного языка предъявляют такие высокие требования, что многие родители отдают своих детей на кружки по иностранному языку уже с 3 лет. Но овладение иностранным языком –это не только большой лексический запас, но и знание грамматики, овладение чтением и фонетической стороной речи. Такие аспекты речи, как аудирование, монологическая и диалогическая речь должны быть развиты на хорошем уровне. Хотелось бы уделить внимание овладению орфоэпическому и фонетическому произношению. Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения, так как нарушение фонематической правильности речи, неправильное интонационное оформление её говорящим ведет к недоразумениям и непониманию со стороны слушающего. Формированию фонетических навыков должно происходить уже в начальной школе, оно должно происходить постепенно и эмоционально. При должном внимании и грамотном построении учебного процесса возможно улучшить и максимально приблизить произносительное навыки к аутентичным (приближенному к носителю языка).
Я, как учитель, проработавший в школе достаточное количество времени, стала обращать внимание на то, что детей, испытывающих трудности в звукопроизношении и вообще зрительном запоминании звуков, которое необходимо при овладении чтением, становится все больше. Преодолению этих трудностей способствует правильный выбор педагогических технологий и методов. Для меня одним из методов отработки фонетических навыков стали» Фонетические сказки».
Цели и задачи:
Основной целью данного метода является создание условий для овладения и развития основных навыков произношения и интонации иностранного языка и понимании иностранной речи на слух.
Задачи:
1.Развитие коммуникативных навыков.
2.Развитие познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения.
3.Развитие эмоциональной сферы.
Данный метод применяется на уроках английского языка в начальной школе, а также может быть использован, как этап занятия по внеурочной деятельности (например на кружках).
При формировании фонетических навыков у младших школьников в процессе обучения английского языка формируются все фонетически навыки в комплексе. Речь учителя утрированна и отличается демонстративностью для того, чтобы каждый ученик смог распознать звук и правильно его в дальнейшем произносить.
Слухо-произносительные навыки (слуховые и произносительные) связаны с осуществлением действий по узнаванию и дифференциации различных фонем, слов, синтагм, предложений. Произносительные навыки связаны с правильной артикуляцией звуков и соединением их в слова и словосочетания.
Актуальность:
Поскольку одной из основных задач при обучении иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, а без умения правильно произносить слова и предложения не получается хорошего общения, то метод» фонетической сказки» является отличным помощником в овладении этим умением.
Данный метод помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Уникальность данного метода состоит в том, что дети испытывают положительный взрыв эмоций и за счет этого происходит запоминание зрительного образа и правильного произношения звука.
Конечно, чтобы запомнить звуки одних «фонетических сказок» мало, поэтому я использую и другие фонематические приемы.
Технология метода:
Учитель придумывает сказочного персонажа (у меня это мультипликационный персонаж – Буба), который на каждом уроке приносит необычную историю, историю о том, что с ним случилось. Буба – это веселый домовенок, у которого есть друзья. Он не умеет говорить словами, он общается звуками, что стало для меня важным, когда я выбирала героя. То есть учитель показывает игрушку (Бубу) и рассказывает интересную историю, при этом показывает карточку со звуком (дети видят это образ звука и, повторяя за учителем, запоминают, как правильно произнести звук и запоминают зрительный образ звука). Как правило, это 3-4 звука, которые учитель затем размещает на доске и просит повторить историю и звуки. Обязательно нужно оставить звуки на доске и в конце урока попросить еще раз повторить звуки. Каждый раз, рассказывая историю, которая случилась с персонажем, учитель делает это очень эмоционально, использует мимику и жесты. В конце каждой сказки учитель говорит: «А что было дальше, вы узнаете на следующем уроке». У детей появляется интерес к тому, что будет с их героем дальше и они сами просят на следующем уроке рассказать продолжение истории.
Когда ребята становятся постарше (3-4 класс), они сами могут придумывать истории со сказочным персонажем. Для этого детей объединяют в группы (групповая работа-это вид деятельности по ФГОС) и дают им карточки со звуками и просят придумать и рассказать свою историю. Придумывая свои истории, дети включают воображение, используют свои коммуникативные навыки, поддерживают и помогают друг другу.
Заключение:
В заключении хочется выделить преимущества данного метода перед другими формами работы со звуками и звукопроизношением.
Во-первых, каждый ребенок получает положительные эмоции, что настраивает его на хорошую работу на уроке.
Во-вторых, зрительное запоминание звуков происходит быстрее и прочнее, чем механическое повторение.
В-третьих, «Фонетические сказки» позволяют повысить успеваемость и качество усвоения изученного материала, и позволяет настроить работу по наиболее значимым каналам восприятия для всей группы учеников.
Список использованной литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2.Статьи в «ИнФО-УРОК».