Метод проектов на уроках английского языка
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
« Рязанский колледж культуры»
Научно-практическая конференция
«Учебный процесс в колледже культуры. Проблемы, развитие, перспективы»
Метод проектов на уроках английского языка
Преподаватель иностранного языка:
Андриянова О. В.
Шацк, 2016год
Метод проектов на уроках английского языка
Всё, что я знаю, я знаю для чего мне это надо,
где и как я могу эти знания применять.
Проектная методика – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путей самоорганизации и самообразования обучающихся. Анализируя современные тенденции в образовании, Р. П. Мильруд подчёркивает: «Если традиционно в учебной практике преобладают тренировочные приёмы обучения, то современной тенденцией становится более активное использование проектных приёмов. Главное различие заключается в том, что с помощью тренировочных приёмов обучения обучающиеся усваивают готовое содержание, а с помощью проектных заданий они учатся творчески создавать содержание обучения и усваивать его».
Проектное обучение является более продуктивным, так как в процессе выполнения учебного проекта знания приобретаются обучающимися, использующими информацию при решении практических задач. Проектирование помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении: знания перестают быть цель, а становятся средством в подлинном образовании.
Реализуя искусство студентов в планировании, изобретении, созидании, исполнении и оформлении работ, я использую проектную методику на своих уроках.(Смотри приложение 1).
Эффективность метода проектов
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувства, активное включении их в реальную деятельность, принятие личной ответственности за результаты:
1) Вариативность. Вариативность проектной деятельности предлагает индивидуальную, парную, групповую работы студентов. Проектная работа может реализоваться в разных типах и формах. Это могут быть, диалоги письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы и т.д.
2) Решение определенных проблем. Работая над проектами, студенты пытаются решить многие проблемы, а это заставляет их думать. Думая, они учатся.
3) Когнитивный подход к грамматике. Работая творчески, студенты лучше усваивают грамматические структуры и явления. Таким образом у них исчезает страх перед грамматикой.
4) Учение с увлечением. Получение удовольствия от хорошо выполненной работы - одно из главных условий эффективности обучения.
5) Личный фактор. Посредством проектной работы студентам предоставляется возможность говорить о себе, о своей жизни.
Этапы проектирования и типы проектов
Технологией осуществления проекта предусмотрено 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности студентов и преподавателя. (Смотри приложение 2).
В руководстве проектом стараюсь быть консультантом-координатором, предоставлять своим студентам реальную автономию и возможность проявления инициативы и самостоятельности.
Разрабатывая проект вместе со своими студентами, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, четко осознаю его особенности и соответственно планирую работу. Поэтому приступая к работе над проектом, знакомлю студентов с их типологией, изучаем таблицу классификации современных проектов. В соответствии с признаком доминирующего в проекта метода выделяются следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные, моно-проекты, межпредметные. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому разрабатывая проект, имею в виду признаки и характерные особенности каждого из них. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешенными типами проектов. Характер организации проекта зависит от его темы, условий проведения. Я отслеживаю деятельность студентов поэтапно, оценивая её шаг за шагом.
Оценка результатов осуществляется с точки зрения уровня креативности и индивидуального вклада. Исходя из логики создания ситуации успеха, нельзя оценивать только языковой материал и ошибки.
Критерии оценок проекта используемые мною
1) Самостоятельность работы над проектом.
2) Полнота раскрытия темы.
3) Языковая грамотность.
4) Артистизм и выразительность выступления.
5) Использование средства наглядности, оформление проекта.
6) Правильность ответа на вопросы по проекту.
При анализе проекта важное значение имеет самооценка студентами представленного проекта.
Развитие необходимых умений и навыков студентов для осуществления проектной деятельности
Студенты нуждаются в целом ряде определённых интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений, необходимых и достаточных для самостоятельного решения проблемы, лежащей в основе проектной деятельности.
Работу по формированию у студентов умения в чтении с извлечением необходимой информации начинаются со знакомства с памяткой «Как быстро найти нужную информацию»?
1) Убедись, что ты чётко представляешь, какую информацию надо найти в тексте.
2) Не останавливайся при чтении на каждом незнакомом слове незначительной информации.
3) Обращай особое внимание на опознавательные знаки, слова, которые могут подсказать, где в тексте находится необходимая информация( заглавные буквы для ответа на вопросы «кто», «где», цифры- «сколько», «когда» и т. д.
Наибольшую трудность представляет выработка умений навыков самостоятельной минимизации текста. Распространенной ошибкой является стремление осознать и запомнить дословно текст. Студентам даю следующие рекомендации по трансформации текста:
1) По объёму пересказ меньше оригинального текста примерно на 1/3.
2) Сложные грамматические конструкции следует заменить на более простые, свойственные разговорной речи.
3) Неплохо «оснастить»пересказ разговорными конструкциями.
4) Выразить главную мысль каждой части текста и всего текста в целом
( навыки реферирования текста).
На первых же уроках даю студентам следующую схему анализа текста или статьи:
1)The headline of the article is ____.
2)It is written by____.
3)The main idea is____.
4)One more idea is____.
5)The article is connected with____.
6)There are many commentaries____.
7)It is displayed that____.
8)Reading this article I understood that____.
9)The author supposes that____.
10)From my point of view____.
Данная схема предполагает выработку умения не только кратко изложить содержание текста, но и выразить своё отношение к прочитанному. Чтобы избежать ненужных сложностей с чтением и перевода, вырабатываю у студентов навыки пользования словарём:
как расположены слова;
какие знаки используются в словарных гнёздах;
как найти исходную форму слова.
Обучение умению вести дискуссию при обсуждении проекта начинаю с обучения задавать вопросы. Кроме так называемых informational questions: who, what, when,where, how…?, обучаю открытым вопросам ( open-ended questions): What do you think about…? Why do you think…? Do you agree…? What is the most important…?
Такие вопросы развивают творческое мышление студентов. Вот несколько заданий, игр, которыми я пользуюсь на уроках, работая над вопросительными структурами:
1) Студенты по цепочке задают друг другу один и тот же вопрос.
2) Дают разные ответы на один и тот же вопрос.
3) Вопрос повторяется с заменой отдельных членов предложения.
4) Игра «Крестики и нолики». В квадрате 9 или 16 клеток. В каждой клетке пишется слово, с которым студент должен составить вопрос или краткий ответ, к которому нужно задать подходящий вопрос. Группа делится на 2 команды. Выигрывает команда, которая первой сможет заполнить ряд из крестиков или ноликов по горизонтали, диагонали или вертикали.
5) Задают вопросы студенты, выступающему в роли знаменитости.
Умению отстаивать свою точку зрения способствуют следующие задания по прочитанному тексту.
Умение говорить живо и выразительно считаю очень важным. Каждый урок начинаю с фонетической зарядки. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, предлагаю специально отобранные стихи и рифмовки. В течение двух-трёх уроков стихотворение или рифмовка повторяются, корректируются произношение звука и интонация. Данный вид работы я включаю в занятие на разных его этапах. Он служит своеобразным отдыхом для студентов. Некоторые стихи и рифмовки помогают воспитывать у студентов нравственные качества, культуру поведения, уважительное отношение друг к другу и к людям, их окружающим, настойчивость и терпение в преодоление трудностей.
Хотелось бы отметить, что студентам нравится этот вид работы, и они за учебный год выучивают наизусть около двадцати стихотворений.
Все данные упражнения способствуют успешному осуществлению проектной деятельности студентов, которая обладает уникальными возможностями коммуникативного обучения студентов иностранному языку.
Использованная литература:
1) Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка».
2) Зимняя И.А., «Проектная методика обучения английскому языку».
3) Мильруд Р. П., «Методология и развитие методики обучения иностранным языкам».
Этапы | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовительный | |||
Этап мотивации и целеполагания | а) определение темы; б) выявление одной или нескольких проблем; в) уточнение целей конечного результата; г) выбор рабочих групп | Уточняют информацию Обсуждают задание, Выявляют проблемы. | Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает. |
Этап планирования | а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез, б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа, в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов, г) распределение ролей в команде | Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. | Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает |
Этапы принятия решений | а) обсуждение методов проверки принятых гипотез («штурм»), б) выбор оптимального варианта, в) определение способа представления результата, г) сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты | Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации. | Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит. |
2. ОСНОВНОЙ | |||
Этап выполнения проекта | Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта | Работа с информацией Проводят исследования Синтезируют и анализируют идеи Оформляют проект | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося |
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ | |||
Этап защиты проекта | а) подготовка и оформление доклада, б) обоснование процесса проектирования, в) объяснение полученных результатов, г) коллективная защита проекта | Защищают проект | Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника |
Этап проверки и оценки результатов | а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач), б) анализ достижения поставленной цели, в) оценка результатов, выявление новых проблем. | Коллективный самоанализ проекта и самооценка. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Таблица классификаций современных проектов
Приложение №2
Общедидактический | Типы проектов | Краткая характеристика |
Доминирующий в проекте метод или вид деятельности | 1.Исследовательский | Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования. |
2.Творческий | Предлагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности студентов, которая развивается, подчиняясь конечному результату. | |
3.Ролево-игровой | Предлагает распределение участниками определённых ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остаётся открытой до окончания работы. | |
4.Информационный | Предлагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации Т(анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад, реферат), презентация. | |
| 5. Предметно-ориентировочный | Предлагает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы самих участников. И требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них. |
Предметно-содержательная область | 1. Монопроект | Проводится в рамках одного предмета. При этом выбирается наиболее сложные разделы программы, требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением целей, задач предмета, тех знаний, умений, которые студенты в результате должны приобрести. |
2. Межпредметный | Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточной и итоговой презентаций. | |
Характер координации проекта | 1. С открытой координацией ( непосредственный) | Предлагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта. |
2.Со скрытой координацией(теле | Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность студентов-партнёров, организованных на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания , в большей степени способствует диалогу культур. | |
Характер контактов | 1.Внутренний | Организует внутри колледжа, между колледжами, группами внутри региона одной страны. |
2.Международный | Предлагает участие студентов из разных стран. | |
Количество участников проекта | 1.Личностный | Проводится индивидуально между двумя студентами. |
2.Парный | Проводится между парами участников. | |
3.Групповой | Проводится между группами. | |
Продолжительность проведения | 1.Краткосрочный | Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы. |
2.Средней продолжительности 3.Долгосрочный( до года) | Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему. Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему. |