Статья на тему "Профориентационные игры как условие ранней профориентации младших школьников"
Профориентационные игры как условие ранней профориентации младших школьников
Казанцева Наталья Павловна,
учитель начальных классов, ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1», г. Нижний Тагил.
Аннотация: в статье раскрывается понятие «ранняя профориентация», роль профориентационных игр в ранней профориентации младших школьников, а также особенности проведения профориентационных игр в начальной школе. Данная статья предназначена для учителей начальных классов при организации ранней профориентации.
Ключевые слова: ранняя профориентация, профориентация, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, ознакомление с миром профессий, профориентационные игры.
Выбор профессии в современном обществе – один из самых трудных и важных шагов в жизни обучающегося. Именно от него зависит успешность профессионального пути, а в конечном итоге – удовлетворенность человека своей жизнью. В связи с этим в системе образования огромное внимание уделяется проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся.
Актуальность выбранной темы выражается в том, что со школьной скамьи формируются важные жизненные позиции, и именно в школе складывается любовь к труду, принятие труда как ценности и его важность. Именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий. Таким образом, ранняя профориентация младших школьников важна и необходима, согласно стратегии российского образования.
Термин «профессиональная ориентация» трактуется в профориенотологии как совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода, направленная на принятие решений по приобретению той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования. При этом под оптимальным путем профессионального образования понимают сбалансированный учет интересов и способностей оптанта, его права и самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической целесообразности – с другой [1, с.2].
Ранняя профориентация – это процесс, при котором происходит первоначальное знакомство детей с профессиями; подготовка ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности; перспективный для развития современной практики профессиональной ориентации.
А.И. Кочетов отмечает, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор обучающихся, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации их интересов и склонностей. «Мой педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, старается осознать свое будущее место в обществе…» - цитирует педагог [5].
Опыт ранней профориентации в образовательных организациях свидетельствует о том, что большинство учащихся проявляет особый интерес к играм. Профориентационные игровые процедуры, как правило, легко интегрируются в систему школьного образования и позволяют разнообразить ее, делая более эмоционально насыщенной. Игра не только вызывает у учащихся естественный интерес, но и позволяет испытать себя в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Проигрывание различных жизненных и профессиональных ситуаций знакомо человеку с детства.
Таким образом, мы пришли к выводу, что игра является неотъемлемой частью жизни человека и выполняет важнейшую роль в его развитии как самостоятельной полноценной единицы общества.
Игра - это структурированная форма игры, обычно предпринимаемая для развлечения или забавы, а иногда используемая в качестве образовательного инструмента.
Дидактическая игра – это игра, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов [2].
В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а также соответствующие умения и навыки по их творческому использованию.
Профориентационные игры – это эффективная форма профориентационной работы в школе, которая имеет большое значение в самоопределении обучающихся.
Существует множество профориентационных игр, которые предлагаются младшим школьникам на уроках и во внеурочной деятельности. Условно эти игры можно разделить на 4 типа: [3]
Игры-заигрывания. Проводятся с целью тренировки памяти, внимания и смекалки.
Игры, моделирующие аспекты профессиональной деятельности. Проводятся с целью ознакомления учащихся с особенностями и требованиями профессий.
Игры, моделирующие построение личного профессионального плана. Цель таких игр — познакомить учащихся с процедурой правильного построения личностных профессиональных планов, а также научить младших школьников оказывать профориентационную помощь своим одноклассникам.
Игры-«жизнедеятельности». Цель — познакомить учащихся с содержанием, историей различных профессий и проба своих сил. Например: «День самоуправления» в школе.
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу, автор пришел к выводу, что профориентационная игра является эффективным фактором развития личности обучающегося, средством формирования ценностного отношения к труду и миру профессий у младших школьников. Профориентационные игры задействуют личность каждого участника, им свойственна эмоциональная насыщенность, эмоциональная напряженность.
Большое значение в процессе организации профориентационной игры имеет ее условность: ее участники полностью должны осознавать, что они действуют в рамках условий реальности. Условность игры порождает двуплановость, возникающих в ходе игры взаимоотношений: с одной стороны, отношений в рамках игровых ролей, а с другой – отношений, сложившихся вне игры, в повседневной жизни, что является своего рода моделью взаимоотношений в рабочем коллективе [4].
Можно выделить основные особенности применения профориентационных игр при организации ранней профориентации младших школьников:
учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников при подборе профориентационных игр;
систематическая профориентационная работа;
включение профориентационных игр в учебную и внеурочную деятельность.
В процессе работы автором был разработан комплекс профориентационных игр для 3 и 4 классов.
Комплекс профориентационный игр направлен на расширение и углубление знаний у младших школьников о различных профессиях. Данный комплекс написан с целью: помочь педагогу в проведении внеурочных занятий, по профессиональному просвещению и пропаганде профессий для младших школьников. Содержание данного комплекса позволяет активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся. Кроме познавательного значения комплекс имеет практическое применение в образовательном процессе школы.
Профориентационные игры, вошедшие в комплекс, имеют логичное построение. Начинается комплекс с выявления общих представлений обучающихся о профессиях. Затем постепенно в процессе ознакомления и углубления знаний о них педагог изучает личность каждого учащегося: выявляет склонности и интересы, эмоциональное отношение к различным видам деятельности, а также дает возможность младшим школьникам самим найти ту сферу деятельности, которая будет им интересна.
В качестве примера приведём одну игру из комплекса профориентационных игр, для 3 класса.
Профориентационная игра «Кому, что нужно для работы?»
Цель: создание условий для закрепления и систематизации знаний у обучающихся о том, что разным профессиям помогают в работе разные орудия труда.
Игровой материал: большие карты с представителями профессий родителей, маленькие карточки с предметами для работы.
Время: 20 – 35 минут.
Ход игры:
Игра проводится по технологии «Лото». На больших картах изображены представители профессий родителей обучающихся класса (повар, врач, шофёр, учитель и другие), на маленьких – предметы, необходимые в работе. Учитель уточняет знания обучающихся о профессиях своих родителей и орудиях их труда. Затем напоминает правила знакомой игры в «Лото».
Эту игру проводят после экскурсий на предприятия города, наблюдения за работой людей разных профессий, обращая внимание на орудия их труда. По мере ознакомления младших школьников с трудом взрослых добавляются картинки с изображением других профессий.
Таким образом, главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у младшего школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития. Профориентация призвана обеспечить пробуждение профессионального интереса и склонностей к той или иной профессии для этого в свою очередь необходимо начинать профориентационную работу на ранних возрастных этапах.
Список литературы:
Болдина М.А. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении / Болдина М.А., Деева Е.В // Статья. — URL: https://studfile.net/preview/11790576/page:2/ (дата обращения: 21.02.2024).
Дидактическая игра как средство обучения и педагогическая проблема // Статья. — URL: https://studfile.net/preview/5639844/page:2/ (дата обращения: 21.02.2024).
Игра как форма профориентационной работы в начальной школе // Статья. – URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017031304 (дата обращения: 27.11.2024)
Особенности использования игровых технологий в профориентационной игре со школьниками // Статья. — URL: https://studfile.net/preview/11790576/page:5/ (дата обращения: 09.03.2024).
Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий // Статья. — URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=135199#text (дата обращения: 27.11.2024).