12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина Евгеньевна Семечкина309
Живу детьми и для детей! Люблю свою работу)))
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Проблема ранней профориентации личности, начиная с детского возраста, является актуальной в современном обществе, поскольку имеет социальную значимость для поступательного развития общества, его высоких достижений в различных сферах деятельности.

В современном обществе, всё чаще, на первый план выдвигается социализация личности ребёнка, то есть усвоение им с раннего возраста ценностей общества, в котором ему предстоит жить. Уверенный, успешный ребенок, входящий в этот мир, это залог счастливого будущего не только отдельного индивида, но и целого поколения.

Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников. Если ребёнок инициативен, активен, самостоятелен в разных видах деятельности, свободен в общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, учитывая интересы и чувства других, то мы можем говорить об успешном его становлении, как личности. Речь идет о его позитивной социализации, которая связана с освоением различных сторон социальной жизни человека, одной из которых является освоение опыта трудовой деятельности, ознакомление с миром профессий, как одного из направлений ранней профессиональной ориентации. В жизни каждого человека профессиональное самоопределение играет очень важную роль, вместе с тем это не единовременное событие, а дело всей жизни, поэтому данное направление должно стать одним из приоритетных направлений образовательной деятельности.

На основании положений представителей отечественной педагогики и психологии  Р. С. Буре, Г. Н. Годиной, Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, М. В. Крулехт, М. И. Лисиной,  В. И. Логиновой А. С. Макаренко, Т. А. Макаровой, В. Г. Нечаевой, Л. Ф. Островской, В. А. Сухомлинского,  К. Д. Ушинского, А. Д. Шатовой и других мы считаем, что в дошкольном периоде детства у ребёнка должна сформироваться наглядная основа дальнейшего профессионального самоопределения через знакомство с разнообразием профессий, на которых базируется дальнейшее профессиональное самосознание, формируется положительное отношение к профессиональному миру, людям труда в соответствии с психологическими и физиологическими возможностями и условиями воспитания.

Дошкольное детство – это период развития конкретно-наглядных представлений ребенка о мире профессий, первый этап становления профессионального самоопределения, формирования образов, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания личности. Важнейшим звеном, в данный момент, является создание условий для получения детьми максимально разнообразного спектра впечатлений о мире профессий. Оно включает в себя этап формирования у детей положительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретения начальных трудовых умений в различных доступных видах деятельности. Профориентационная работа требует от педагогов интересных, увлекательных и нестандартных решений, а вместе с этим  интеграции образовательных областей, учёта возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

В своей работе мы активно используем интерактивные игры – квесты. Квест-игра основывается на сюжете и имеет обязательную конечную цель, достигнуть которую, можно лишь последовательно решая поставленные задачи. Использование квестов позволяет уйти от обыденных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Данная форма работы с детьми позволяет нам задействовать неограниченное количество участников квест-игры. В процессе игры каждый участник может применить свои знания, умения и навыки в практической деятельности. Сюжет игры может быть предопределён или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Квест – это увлекательная приключенческая игра, как для детей, так и для взрослых, в которой необходимо решать самые разные задачи, для того, чтобы достигнуть определенной цели. Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ. В ходе квеста   дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Игра способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что развивает общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревнований, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосферность, общее оформление игрового пространства). Стимулирование к развитию аналитических способностей, развивают фантазии и творчества -  все это включает в себя квест-игра.

В зависимости от сюжета квесты могут быть линейными, в которых игра построена по цепочке; штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач; кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут финишными для каждой из них.

При разработке квеста педагог определить цели и задачи, целевую аудиторию, количество участников, сюжет, форму квеста, необходимое пространство, ресурсы,  количество помощников, организаторов.

Структура образовательного квеста состоит из 4 частей: вводная часть (в котором прописывается сюжет, роли, проблемная ситуация предстоящей игры); основная часть, задания (этапы, вопросы, ролевые задания); порядок выполнения (система поощрений и штрафов за прохождение этапов квеста); оценка (итоги, призы).

Воспитанники проходят этапы, последовательно выполняя задания, при этом они находят спрятанные или  зашифрованные  педагогом  ключи  (коды,  ответы  на  вопросы).  Во  время  этого путешествия ребята преодолевают многочисленные трудности и встречать множество персонажей, подсказок, которые помогают им достигнуть поставленной цели.

Структуру квеста можно рассмотреть на следующем примере.

Линейный квест-приключение: «Страна профессий».

В водной части ребятам преподносится проблемная ситуация, что в стране профессий появилась злая волшебница Лень и околдовала всех жителей страны. Теперь в городах Медик-сити, Портной-стайл и Безопасность-град все жители забыли свои обязанности. Воспитанников просим о помощи, чтобы разобраться в этой проблеме.

В основной части квеста ребят ждут три этапа - три города, отмеченные на карте. Задания могут подбираться воспитателем в соответствии с возрастом воспитанников и в соответствии с выбранной тематикой. Это могут быть как и элементарные разрезные картинки для младшей группы, так и логические цепочки по профессиональным особенностям той или иной профессии для старших дошкольников. Подвижные эстафеты с продуктами питания в помощь повару, либо игра «Угадай, чей голосок» - показывая какими качествами должен обладать полицейский. Игр и заданий великое множество.

За каждый пройденный этап ребята получают слово. В конце из слов собирается «заклинание», с помощью которого ребята могут победить злую волшебницу и получают призы в благодарность от счастливых  жителей страны профессий.

Исходя  из  этого примера,  легко  заметить,  что  квест-технология  для  детей  разного возраста  (от  дошкольников  до  старших  школьников)  могут  создаваться  по  типовому алгоритму.  Разница  может  быть  лишь  в сложности  поставленных  заданий  и  методике поиска оптимального решения по достижению конечной цели, и зависит от уровня знаний и возможностей ребят.

Чёткое описание «легенды» (требований, сценария квеста)  каждой части в структуре позволяет не только добиться поставленных целей и результатов, но и сохранить элемент соревнования, как главный внутренний мотиватор игры. Легенда профориентационного квеста может быть как в рамках одной профессии, так и включать в себя целую производственную линию. В ходе квеста может создаться готовый продукт (Например квест по профессии повара, где на каждом этапе ребята получают один из ингредиентов будущего блюда. А в конце их ждет уже готовый продукт.)  В маршрутном листе указываются роли участников и пошаговые инструкции, исходя из индивидуальных особенностей детского коллектива. Задания носят разнообразный характер, развивая логику, творчество, речь, исследовательские или двигательные навыки. Это могут быть карты, схемы, ребусы, тесты и многое другое. Заключительная часть характеризуется получение готового продукта деятельности.

Знакомство детей с трудом взрослых через квест-технологии – это не только средство формирования системных знаний, но и существенное социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.  Именно это будет способствовать реализации целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования, которые предполагают развитие детской инициативы и самостоятельности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.