Статья «Использование интернет-ресурсов как условие формирования космического мировоззрения младших школьников»

3
0
Материал опубликован 5 January 2021 в группе

Кучменок Мария Михайловна

Учитель начальных классов, первая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4 имени Е.Г. Линде»

Смоленская область, Рославльский район, г. Рославль

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Формирование космических представлений в начальной школе имеет достаточное количество способов, методов, форм и средств. В своей работе я расскажу о части возможного использования Интернет-ресурсов при работе с младшими школьниками.

Вначале скажем о том, что космическое образование имеет большой потенциал при формировании естественнонаучных представлений в младшем школьном возрасте. При знакомстве с понятиями необходимо подбирать доступный материал, а также опираться на любознательность детей. Данная работа может быть первой ступенью в процессе формирования научного представления об окружающем мире, а также воспитания интереса к познанию природы. Помимо прочего является базой для более сложных понятий и знаний при дальнейшем изучении предметов естественнонаучного цикла.

Опираясь на понятия, учитель может ориентироваться в содержании учебного предмета, рассчитать планируемый результат обучения и давать учащимся целевую установку.

Проблема заключается в способе конструирования знания, предлагаемого учащимся для усвоения, отбор и организация содержания, цель которых – вовлечь учеников в деятельность по изучению космических понятий и сделать это на доступном восприятию уровне сложности.

В 1-4 классах знакомство школьников с представлениями о космосе, Вселенной, происходит в рамках учебного предмета.

В ходе изучения учебного материала и применения межпредметных связей с курсами других естественнонаучных дисциплин у учащихся постепенно расширяется объем знаний о мире и пополняется содержание уже известных им понятий, постепенно раскрываются их свойств и взаимосвязи.

Электронный учебник

В настоящее время активно используется электронная форма учебника.

Издательство «Просвещение» выпустило учебники электронного формата. Они позволяют работать интерактивно с информацией, рассматривать предложенные материалы. Путь работы не составляет особого труда. Навигации максимально удобна. Данный вид работы интересен учащимся, он помогает разнообразить учебный процесс и активизирует познавательную деятельность младших школьников. Несложная навигация позволяет быстро ориентироваться в учебнике, просматривать дополнительные иллюстрации, тренироваться после изучения темы. Помимо этого при работе с тренировочными заданиями, учащимся предлагается выбрать вариант ответа из списка, соотнести его с правильным изображением или высказыванием. Познавательный потенциал данного вида работы развивает не только внимание, мышление, но и открывает новые знания.

Виртуальные экскурсии

На начальном этапе большое значение имеют привлекательность и актуальность предлагаемых исследовательских работ. Когда учащиеся самостоятельно делают открытия, они и получают начальные знания. Важно заинтересовать детей, дать им возможность творить. А уже свои результаты они могут предоставить на конференциях и конкурсах как в школе, так и вне её. Дети чувствуют себя первооткрывателями и хотят делиться новыми знаниями с окружающими.

Примером работы может служить представленная в курсе окружающего мира работа с Солнечной системой. Задание учебника уже даёт нам вариант для создания Солнечной системы самостоятельно, что привлекает детей к работе с подручными материалами, использовании дополнительных средств при изучении данной темы.

Хорошей подготовкой, по моему мнению, будет экскурсия в Музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского и, конечно, в музей первого человека, отправившегося в космос Ю.А. Гагарина. В век развития информационных технологий данная экскурсия позволяет учащимся побывать в месте, которое не каждый сможет посетить. Аудиогид расскажет об экспозициях музея. Учитель в свою очередь может выбрать зал для посещения на основе задач урока.

(http://vm1.culture.ru/vtour/tours/muzey_imeni_tsiolkovskogo/pano.php

https://gagarinm.ru/ )

При изучении темы «Звездное небо» можно отправиться в Московский планетарий и познакомиться с записью уроков о космических телах. Собран целый цикл уроков, однако мы можем послужить отправной точкой для детей, а также открыть им мир интерактивных технологий, открыть путь к знаниям.

(http://www.planetarium-moscow.ru/about/news/otpravlyaemsya-v-onlayn-puteshestvie-so-zvezdochetom/ )

Через сказки к научным понятиям

Внутренний мир человека с момента его рождения начинает наполняться новыми впечатлениями, а они в свою очередь состоят из отдельных фрагментов и даже разрозненны. Одним из помощников этот мир организовать выступает сказка. Сказка представляет мир организованным, разноплановым, детализированным и при этом позволяет соединить имеющиеся фрагменты в целостную картину, развивая воображение. Сказка может представить ребенку образ мира как что-то неизменное, или как что-то постоянно меняющееся.

При помощи «Звёздных сказок» Е.П. Левитана дети начинают знакомство с увлекательной наукой о Вселенной – астрономией. Однако, сейчас купить такую книгу дорого или её может не быть в наличии. Поэтому мы с учащимися пользуемся средствами сети Интернет – электронными ресурсами. Мы находим сайты, на которых данные книги есть в свободном доступе, их можно прочитать онлайн (https://sheba.spb.ru/za/skaz-astronom-1990.htm) или же скачать для чтения на компьютер или телефон (https://avidreaders.ru/author/levitan-efrem-pavlovich/ ).

Занимательные помощники

Отличным помощником оживить и разнообразить занятия выступают пословицы, поговорки, ребусы и загадки. Великий русский лексикограф В.И. Даль оставил нам сборник «Пословицы русского народа: Сб. пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и проч.» Данная книга так же была найдена нами в сети Интернет, а именно на сайте Российской государственной библиотеки. (https://search.rsl.ru/ru#ff=27.09.2020&s=fdatedesc )

Использование на уроке таких приёмов помогает учителю увидеть, смогли ли дети запомнить важные свойства космических тел. Ведь именно на них и основываются загадки, поговорки и другое. Например, «Без крыльев летит, без кореньев растет» (Луна); «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый» (Луна). (https://dlib.rsl.ru/viewer/01003893328#?page=615 ).

Благодаря развитию интернет-технологий, есть возможность создать ребус онлайн. (http://kvestodel.ru/generator-rebusov). Сайт Квестодел даёт возможность для создания ребусов разного уровня сложности. И по этому же примеру можно создать ребус самостоятельно.

Представленная детям информация о космических телах в игровой форме способствует повышению интереса. Ведь для ребёнка всё же одним из ведущих видов деятельности в начальной школе помимо учебной является игровая. Она ближе им по духу, что в свою очередь можно использовать для повышения мотивации при изучении космических тел.

Подведём итог: ЦОР – хороший вариант для развития и формирования космических представлений в начальной школе. Ведь они помогают в формировании целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, в развитие этических чувств, осознании целостности окружающего мира, освоение доступных способов изучения природы, развитии навыков устанавливать и выявлять причинно-

следственных связей в окружающем мире. Что в свою очередь является планируемыми результатами основной образовательной программы предмета «Окружающий мир».

Список литературы

Астрономический калейдоскоп: вопросы и ответы: Кн. для учащихся / Б. И. Фесенко. - М.: Просвещение, 1992. - 93,[2] с.

Даль, Владимир Иванович (1801-1872). Пословицы русского народа: Сб. пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и проч. / [Соч.] Владимира Даля. - 2-е изд., без перемен. Т. 1-2. - Санкт-Петербург; Москва: М.О. Вольф, 1879

Дубкова С.И. Сказки звездного неба: [для мл. шк. возраста]– М.: Белый город, 2004, – 143с.: ил.

Матвеева М.М. Космические сказки как средство формирования естественнонаучных представлений в начальной школе // Самарский научный вестник. – 2011. - №1/2. – стр. 181-186

Народные приметы и календарь / Л. С. Хренов. - М. Агропромиздат, 1991. - 63,[1] с.: ил.

Сказочные приключения маленького астронома: [Для ст. дошк. возраста] / Е. П. Левитан; Худож. О. Эстис. - М.: Дет. лит., 1990. - 53,[3] с.: цв. ил.

Тихомирова Е. Н., Иродова И. А. Методика формирования естественнонаучных представлений учащихся о мегамире в системе дополнительного астрономического образования // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №4. – стр. 170-176

Энциклопедия для детей. [Том 8]. Астрономия / ред. Коллегия: М. Аксёнова, В. Володин, А. Элиович, В. Цветков и др. – М.: Мир энциклопедий 2006, – 688 с.: ил.

http://vm1.culture.ru/vtour/tours/muzey_imeni_tsiolkovskogo/pano.php

http://www.planetarium-moscow.ru

https://gagarinm.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации