Статья на тему: «Развитие фонематических представлений при коррекции дисграфии и дислексии»
Статья на тему: «Развитие фонематических представлений при коррекции дисграфии и дислексии»
Выполнила: учитель-логопед Скородумова Марина Борисовна
Нарушение фонематического восприятия – одна из основных причин не только дефектов произношения, но и трудностей в формировании лексико-грамматического строя, слоговой структуры слова, а впоследствии и возникновения нарушений письма и чтения.
Снижение фонематического восприятия не только приводит к нарушению произношения, но является составной частью более сложных дефектов: алалии, дизартрии, ринолалии, общего недоразвития речи.
Основными причинами артикуляторно-акустической и акустической дисграфии, а также фонематической дислексии являются фонематические нарушения. Они выражаются в том, что ребёнок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно чётко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме.
Чтобы говорить правильно, ребёнку прежде всего необходимо оценить несовершенство собственной речи, затем уловить разницу между своей речью и речью взрослого и, наконец, добиться совпадения звучаний, то есть подтянуть своё произношение до образца.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь, которая является основным средством общения. Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но ребёнка можно этому научить. Необходимо развивать и совершенствовать слуховое внимание и речевой слух ребёнка. Ведь для того, чтобы произнести слово правильно, его сначала надо как следует расслышать.
При достаточно хорошо развитом фонематическом слухе ребёнок не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производить подбор слов на определённые звуки, выполнять звуковой анализ, синтез слов и другие, более сложные задания.
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
К элементарной форме звукового анализа относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.
В процессе работы дети овладевают анализом всё более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие. Принцип усложнения реализуется через усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. В процессе формирования фонематических представлений необходимо учитывать фонетическую трудность слова.
Основными задачами коррекционного обучения являются следующие:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
4. Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
5. Определение положения звука по отношению к другим.
Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.).
Логопедическая работа по коррекции фонематических представлений выключает 2 этапа.
На 1-ом (подготовительном) этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану: уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение eгo на фоне cлoгa; определение наличия и места в слове (начало, середина, конец); определение места звука по отношению к другим (какой по счёту звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове); выделение eгo из предложения, текста.
На 2 – о м (основном) этапе проводится сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основной целью является их различение, поэтому речевой материал выключает слова со смешиваемыми звуками.
При устранении дислексии и дисграфии каждый из звуков в процессе работы соотносится с определенной буквой.
При коррекции дисграфии большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.
Всё обучение строится с учётом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений речи.
Предлагаемые детям дидактические игры и упражнения должны сопровождаться заданиями на словотворчество, развитие воображения, что повышает эмоциональный уровень развития детей, вносит дополнительный стимул.
Знакомые детям дидактические игры и упражнения могут быть рекомендованы родителям для дальнейшего закрепления полученных умений и навыков.
Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:
Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль.
Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).
Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: сом, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк и др.
Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: Па – (пар, парк, папа, паром, паруса, панама, панда, парик, парикмахер).
Подобрать слово с определенным количеством звуков.
Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.
р у ч к а
рот Уля час кот Аня
роза yroл чаша каша аист
рукав улица чехол корка астра
Преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот — крот, мех — смех, осы — косы; лyг — плуг;
6) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук— суп — cyx — cox — cop — сыр — сын — сон;
в) Переставляя звуки: пила — липа, палка — лапка, кукла — кулак, волос — слово.
Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)?
От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом — мак — кот — топор — рука.
Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
Слово—загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т.д. Например: п… (простокваша).
Составить графическую схему предложения.
Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос — сон, кот — ток, cop — рос, топ — пот.
Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).
Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки; например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).
Подобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.
Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: «сом», «косы», «мак», «топор», «забор».
Какой звук убежал? (Крот — кот, лампа — лапа, рамка — рама).
Найти общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна — дом.
Раскладывание картинок под графическими схемами. Например: Прямоугольники, разделенные на части, обозначают слово и слоги. Кружочками обозначаются звуки: тёмные кружочки — согласные, светлые кружочки — гласные звуки.
Придумать слова к графической схеме.
Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.
24. Назвать деревья, цветы, животных, посуду и т. д., слова, названия которых соответствуют данной графической схеме.