Статья "Подготовка студентов к научно-практической работе"

2
0
Материал опубликован 11 November

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ


Антипина О.А., преподаватель специальных дисциплин, ГАПОУ «Братский индустриально-металлургический техникум», г. Братск

Одним из основных результатов образовательной деятельности учреждений СПО становится спектр различных компетенций в различных сферах деятельности специалиста. Учебно-познавательная, информационная, социально-трудовая и коммуникативная компетенции, позволяют определять успешное функционирование выпускников в предстоящих условиях профессиональной деятельности. Участие студентов в научно-исследовательской и проектной работе дает возможность сформировать вышеуказанные компетенции.

Студенческая научно-исследовательская деятельность направляется на реализацию исследовательских, творческих задач, предполагает наличие основополагающих этапов. Последовательность проектирования: постановка проблемы; изучение теории; подбор исследовательских методик, практическое использование их, сбор, анализ обобщенного материала, работа над научным комментарием, формулирование собственных выводов.

Структура исследовательской деятельности состоит из следующих компонентов:

мотива (совокупности социально-обусловленных и личностных потребностей, которые направлены на предмет исследования);

цели (получение нового знания о действительности и определение способов действия по овладению данным знанием);

объекта (который выделен для изучения части материальной, интеллектуальной или духовной действительности);

предмета (совокупности устанавливаемых свойств объекта);

процесса (последовательности действий, которые протекают по логике научного исследования);

продукта (объективно новое знание о действительности).

Пример результатов исследовательской работы это тезисы, научная публикация, устный доклад, эссе, проект, т.п.

Проектной деятельностью студентов является совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, которая имеет общую цель, согласование методов, способов деятельности, в направлении на достижения конкретного результата деятельности.

Достоинства проектной деятельности в учебном процессе - это возможность решить проблему мотивации обучения. В настоящее время, с помощью традиционных методик, современных студентов не всегда удается замотивировать на учебный процесс. Следовательно, нужно ставить перед студентами интересную, значимую проблему, отвечающую их восприятию и пониманию. Ситуация будет оптимальной, если проблему определяют обучающиеся.

Происходит реализация принципов личностно - ориентированного обучения, т. е. в соответствии со своими способностями, возможностями, интересами студенты могут выбрать для себя тему проекта.

Во время работы над проектом, студенты учатся алгоритму проектно-преобразовательной деятельности, самостоятельному поиску и анализу информации, интегрированию и могут использовать приобретённые ранее знания.

В результате происходит развитие творческих, интеллектуальных способностей студентов, ответственности, самостоятельности, формирование умения планировать и принимать обоснованные решения. Возможно, что в будущей профессиональной деятельности студенты могут использовать результаты своих исследовательских проектов. Работа над проектами позволяет студентам приобретать навыки, позволяющие решить проблемы различной степени сложности, стремиться и достигать определённые задачи.


Работа над проектами связана с применением современных компьютерных технологий (электронной почты, поисковых систем, электронных конференций и других интернет-ресурсов).

Проектирование для студента — это деятельность, которая позволяет испытать свои собственные силы, показать имеющиеся знания, умения публично продемонстрировать результаты своего труда. Кроме того, студенты решают проблемы, которые сами сформулировали, поставили цели и задачи. Если результат проектирования имеет практическую направленность, то для студентов он будет важен и интересен.

Проектирование для преподавателя – это деятельность, направленная на выработку и развитие компетенций. У студентов появляется интерес к знаниям, расширяется общенаучный кругозор, развивается интеллект, креативное творческое мышление, сотрудничество, умение трудиться сообща.

Развивать исследовательские навыки обучающихся можно на практических занятиях, во время курсового проектирования, так как студенты самостоятельно занимаются выполнением заданий, не используя предоставленную схему. В процессе обучения происходит самоорганизация студентов, реализуются воспитательные задачи, как на аудиторных занятиях, так и во время внеурочной деятельности.

Основной учебный процесс студентов достаточно загружен, следовательно, нужно рационально подходить к тематике проектирования, которая связана с образовательной программой. Для этого необходимо углублять изучение учебного материала, возможность использовать в практических целях пройденную теорию, проводить сравнение и анализ технологических процессов, заниматься основами модернизации технологий, уделять внимание экологически безвредным, либо менее вредным в сравнении с традиционными способами производства.

Таким образом, подготовка студентов к научно-исследовательской работе представляет собой комплекс задач, решение которых достижимо правильной организацией исследовательской работы, внедрением проектных и проблемных технологий в учебный процесс, повышением познавательной активности студентов и повышением их самосознания.

Литература

Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М: Школьная Пресса, 2002.

Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» Самара 2003 г.

Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

Жильцова, О.А. Возможности организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в средней школе [Текст]/ О.А.Жильцова [и др.] //Школьные технологии. – 2008. - №6. – С.100 - 103.

Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие, - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 57 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.