12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Егорова Виктория Викторовна72 Россия, Саха (Якутия) респ., Верхнеколымский район, с Усун-Кюель |
Система работы учителя математики по подготовке к ГИА
Научно-методическая статья на тему
«СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА (ОГЭ ЕГЭ)»
Автор: Егорова Виктория Викторовна, учитель математики МБОУ «Арылахская средняя агропрофилированная общеобразовательная школа»
Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету, и дети, для которых математика – вечная проблема. Как сделать так, чтобы каждый ребенок развил свой потенциал и был успешен на итоговой аттестации по математике? Из всего накопленного опыта хочу поделиться использованной мною технологией использования заданий из КИМ ОГЭ/ЕГЭ на уроках математики.
Считаю, что результаты экзамена напрямую зависят от качества подготовки учащихся среднего звена, поэтому работу по подготовке учащихся к экзамену по математике начинаю уже с пятого класса.
Задачи на проценты, на нахождение части от числа или числа по его части, на умение решать простейшие уравнения, на наибольшее и наименьшее, простейшие задачи на действия с рациональными числами включаю на уроке при устных фронтальных опросах.
Например:
№1. Ивану Кузьмичу начислена заработная плата 20 000 рублей. Из этой суммы вычитается налог на доходы физических лиц в размере 13%. Сколько рублей он получит после уплаты подоходного налога? [4, c.38]
№2. ЕГЭ по физике сдавали 25 выпускников школы, что составляет треть от общего количества выпускников. Сколько выпускников этой школы не сдавали экзамен по физике?
№3. Баночка йогурта стоит 14 рублей 60 копеек. Какое наибольшее количество баночек йогурта можно купить на 100 рублей? [3, c.205]
Математика, как никакая другая наука способствует развитию интеллектуально-мыслительной деятельности человека, учит анализировать, интерпретировать информацию, находить возможные варианты решения поставленных жизнью задач, пользоваться математическими приёмами в их решении. Она развивает общий интеллектуальный уровень человека.
Решение логических задач на уроке позволяет повысить интерес к предмету.
№4. Известно, что Витя выше Коли, Маша выше Ани, а Саша ниже и Коли, и Маши. Выберите утверждения, которые следуют из приведённых данных.
Витя выше Саши.
Саша ниже Ани.
Коля и Маша одного роста.
Витя самый высокий из всех.
С заданиями на соответствие я отрабатываю с учащимися навыки оформления экзаменационной работы. Уже в шестом классе они знают, как заполнять таблицу на соответствие.
№5. Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. [4, c.159]
ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
А) рост ребенка | 1) 32 км |
Б) толщина листа бумаги | 2) 30 м |
В) протяженность автобусного маршрута | 3) 0,2 мм |
Г) высота жилого дома | 4) 110 см |
Уроки математики в школе призваны научить строить умозаключения, делать выводы, развивать абстрактное мышление. Развитая логика способна помочь человеку в жизни. Задания на нахождения площади, периметра, граней позволяют развивать и воображение.
№6. План местности разбит на клетки. Каждая клетка обозначает квадрат 1м×1м. Найдите площадь участка, изображённого на плане. Ответ дайте в квадратных метрах.
Работая с КИМами ГИА с 5 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории. У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к новой форме аттестации. Четвёртую четверть в 9, 11 классах посвящаю переходу к комплексным тестам, учу ребят оценивать итоги работы над тестом в целом. В конце 10 класса ребята пишут контрольную работу по математике в форме ЕГЭ. Ребят, успешно справляющихся с заданиями, привлекаю в качестве консультантов.
Отношение к ОГЭ/ЕГЭ школьников и их родителей неоднозначно. Во многом оно зависит от того, насколько они знакомы с содержанием экзамена и насколько высоко оценивают собственную готовность к нему.
В начале учебного года, я обычно посещаю первое родительское собрание в выпускных классах. Я на этих собраниях:
знакомлю родителей с планом работы по математике на предстоящий учебный год;
разъясняю позицию Министерства РФ по проблеме ОГЭ и ЕГЭ,
характеризую структуру контрольно измерительных материалов (КИМов) по математике;
рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы.
В кабинете по всем номерам ЕГЭ есть печатные тренировочные материалы. С этих печатных материалов и начинали готовиться к ЕГЭ. В процессе повторения проходит активное общение между учащимися, т. е коммуникативные универсальные действия формируются как нельзя лучше. Нередко можно наблюдать ситуацию когда учащиеся увлечённо спорят по какому то вопросу и забывают про перемену – дел много. При этом учатся вести диалог на математическом языке с разными группами учащихся. Есть где блеснуть своими личными знаниями и этим самоутвердиться среди сверстников, доказывают свою точку зрения. Ученик становится активным познавательным элементом в процессе учёбы.
Отдельно хочу сказать о консультациях. Для подготовки к ГИА важную роль играют индивидуальные консультации для слабых и сильных, которые провожу по своей инициативе для желающих ежедневно с 15:00 до 17:00 часов. Ребята знают, что проконсультироваться можно на любой большой перемене и после уроков, если учитель свободен.
Динамику роста или неудач учащихся регулярно показываю и обсуждаю с родителями, призывая их участвовать в процессе обучения и контролировать работу своих детей. Для наглядности этой динамики составила Карту индивидуальных достижений обучающегося (приложение). По данной карте видно, на какие задания ученик чаще ошибается, на каких затрудняется.
Таким образом, в своей работе я попыталась раскрыть основные направления психолого-педагогического сопровождения при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
После сдачи экзаменов выпускники все до единого бегут ко мне и очень долго, перебивая друг друга, с огромным волнением рассказывают, что было на экзамене. И как приятно слышать от детей, что все задания экзамена им были знакомы. А потом долгое ожидание результатов, переживание и, наконец, радость со слезами на глазах – ЕГЭ успешно сдали все. Это самая большая награда учителю.
Список информационных источников
1. ОГЭ 2018. Математика. Основной государственный экзамен. 50 вариантов типовых тестовых заданий/ И.Р. Высоцкий, Л.О. Рослова, Л.В. Кузнецова под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2017 -295.
2. ОГЭ 2018. Математика: тематические тренировочные задания:9 класс/ В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина. – Москва: Эксмо, 2017. – 192с. – (ОГЭ. Тематические тренировочные задания)
3. Единый государственный экзамен. Математика. Базовый уровень. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учеб.пособие./А.В.Семенов, И.В.Ященко, И.Р.Высоцкий, А.С.Трепалин, Е.А.Кукса; под ред. И.В.Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования. – М.: Интеллект-Центр, 2018. – 264 с.
4. ЕГЭ 2017. Математика. Базовый уровень. 50 вариантов типовых тестовых заданий / А.В.Антропов, А.В.Забелин, Е.А.Семенко и др.; под ред. И.В.Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 279 с.
7. Статград