12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мария Преснякова21

«Позвольте быть человеком»

Одним из принципов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили назвал «Очеловечивание среды вокруг ребенка». А очеловечить можно что-то неживое, бездушное. Не так ли? Это означает , что в своём окружении каждый ребёнок должен чувствовать себя полноценным и счастливым человеком, где его любят, уважают, понимают и выслушивают. И тогда ребёнок тоже научится испытывать к другим людям те же искренние чувства.

А главная роль в социальном окружении детей отводится, конечно, взрослому человеку. Он – носитель человеческих ценностей и пример социального опыта . Поэтому процесс очеловечивания вокруг ребёнка начинается с кого? С нас, со взрослых. А ведь и меняться всегда начинать надо с себя. О чертах характера, которыми должен обладать учитель, знаем мы все очень хорошо. И все эти качества можно объединить в одном – в человечности. А про человечность очень хорошо сказал немецкий философ, Иммануил Кант : «Человечность — это способность участвовать в судьбе других людей». К сожалению, не все взрослые обладают такими способностями. Всё реже учителя выступают в роли советчика и утешителя, чаще — это суровые судьи, потому что учителю ежедневно приходится преодолевать капризы, прихоти и упрямство учеников.

Постоянная загруженность учителя в последнее время приводит к тому, что хочется что-то обойти стороной, что-то в работе недоделать, потому что учитель постепенно превращается в робота. «Но ребенку (по словам Ш.А.Амонашвили) нужен педагог не «высушенный лимон», а тот, который радуется, смеется, ошибается и грустит.»

Позволяем ли мы себе, уважаемые коллеги, посмеяться на уроке или на что-то отвлечься? Думаю, что нечасто. А для очеловечивания взрослых, нам, надо уметь видеть мир глазами своих детей и конечно учеников. Нам, учителям, есть чему поучиться у наших учеников. Именно дети очеловечивают нас, взрослых. Вспомните м\ф про паровозика из Ромашково. Он говорил, что, если не увидит, как распускаются 1 цветы, то опоздает на всю весну. Так и в детстве, если не учить детей быть внимательными к окружающему миру, то можно опоздать на всю жизнь. Детям «Нужен учитель , который: не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не поучает, а развивает, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, воспитатель, который переживает с ребенком много вдохновенных минут» - так писал Януш Корчак.

Но, если мы, учителя , понимаем всю ответственность за взращивание в наших учениках человеческих качеств, то самая важная среда окружения ребёнка, его семья, не всегда это осознают. Не секрет, что замечательные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем уважают людей. С каждым набором в 1 класс мы замечаем, как скуднеют моральные и человеческие качества в родителях наших учеников. Вечная загруженность работой, неумение быть родителями приводят к нехватке у детей обыкновенной ласки и внимания. С детьми дома не беседуют. Один ребёнок детям часто говорит: «Отвали». Оказалось на самом деле, что так говорит папа сыну. А как дети обзывают друг друга в начальной школе : «идиот, дебил, скотина».

Как же очеловечить то, что часто теряет человеческий облик?

Подумайте, уважаемые коллеги, когда мы вызываем и звоним родителям наших учеников? Когда надо рассказать о детских проступках, о неудачах в учении. Не так ли? Какой выход можно найти? Звонить родителям и рассказывать им о малейшем достижении слабого в учебе ребёнка, выражать благодарность в дневнике за примерное поведение озорнику на уроке, устраивать совместные праздники с родителями , чтобы почаще родители учились испытывать гордость и уважение к своему ребёнку. А можно с Днем рождения ребёнка поздравлять и родителей. Это очень будет им приятно.

Мы не сможем перевоспитать родителей наших учеников, но нам надо постараться сблизить детей и родителей. Если будем учить детей правильно общаться с родителями, говорить им правду, не бояться их и не избегать, то ребёнок будет учиться правильным взаимоотношениям . Есть детская песенка про маму. В ней мне есть такие слова: «У тебя заботы, сложная работа, забываешь о себе. И конечно все же нужен рядом кто - то, чтобы думал о тебе…» Ведь родители и дети нужны друг другу. Надо только некоторым семьям это помочь понять.

А что же главное в очеловечивании детского коллектива? Очень хорошо сказал в своих трудах Василий Александрович Сухомлинский: «Надо создавать все условия, чтобы дети учились правильно, по-доброму видеть своих товарищей. Умели желать им добра. Добрые желания, доброжелательность — главное противоядие от зазнайства и себялюбия.» Это можно достигнуть путём КТД, коллективных игр, практического разбора педагогических ситуаций, совместных праздников, посиделок, чтобы дети знали, что школа – это не только уроки, но и совместно проведённые неучебные радостные и весёлые мгновения. Ведь многие дети не умеют даже смеяться.

А ещё в детях надо воспитывать совесть и благодарность , потому что здесь мы имеем дело с внутренним миром личности , с чувствами . А внутренний мир и чувства относятся к духовному миру человека.

И как говорил Антон Павлович Чехов : «Берегите в себе человека».

Поэтому мы сами должны всегда позволять себе и нашим окружающим – БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.