12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прозорова Наталья Николаевна41
Россия, Ивановская обл., Иваново
6

Спецкурс по литературе «Быть человеком…», 6 класс. «На чем держится мир?..» (По повести В.Железникова «Чучело». Фрагменты)



Спецкурс по литературе «Быть человеком…», 6 класс.

«На чем держится мир?..»

(По повести В.Железникова «Чучело». Фрагменты).

Составила учитель русского языка и литературы высшей категории

Прозорова Наталья Николаевна

Пояснительная записка

Занятие спецкурса в 6 классе. Раздел 2. «Открывая мир вокруг…» (2.2 «Жестокие игры»)

Тема: «На чем держится мир?»

Объем занятия: 1 час.

Принцип отбора содержания занятия: с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся 6 класса.

Цели и задачи:

подвести учащихся к пониманию важности сознательного совершения поступков, способности к переосмыслению своего поведения;

к осознанию важных нравственных истин: добро – зло, черствость, равнодушие – милосердие, сострадание;

помочь учащимся познать самого себя, «открыть в себе человека»,

развивать эмоциональную культуру читателя-школьника;

развивать приемы анализа художественного текста.

Тип занятия: введение нового материала.

Форма компьютерной презентации дает возможность учителю использовать богатый иллюстративный материал с целью эмоционального воздействия на учащихся, вводить его в удобной для учителя и учащихся последовательности, построить весь урок на едином материале. Использование ИКТ на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения.

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивационный этап. Оргмомент. Организация класса, приветствие, оформление рабочих тетрадей.

Слайд 2 - 3

Контролирует готовность класса к уроку. Организует оформление рабочих тетрадей учащимися по слайду 2 - 3

Учащиеся записывают в тетрадях число, тему занятия, эпиграф:

Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя… Надо быть милосердным. В.Железников.

2.Целеполагание, создание учебной мотивации.

 

Вступительное слово учителя

-Были ли в вашей жизни моменты, когда вас в чем-то несправедливо обвиняли?

- Какие чувства вы испытывали? Как реагировали на несправедливость?

Недавно мы с вами вели разговор о детской жестокости, о том, как легко поддаться общему настроению и не контролировать свои поступки, не думать об их последствиях, о том, что эти поступки могут принести боль и страдания другим. И в подобной ситуации может оказаться каждый из нас.

- О каком произведении я говорю? (ответы учащихся)

Действительно, такие выводы мы сделали в результате беседы по повести Л.Н.Толстого «Детство» (гл. «Ивины»). Но, оказывается, эти проблемы волнуют и наших современников.

В центре нашего внимания сегодня- фрагменты повести Владимира Железникова «Чучело».

– Известно ли вам имя Владимира Железникова?

Большую часть жизни он писал добрые книги о детях.

- Вспомните некоторые из них. (Слайд 4)

Даже в их названиях мы ощущаем улыбку автора. Его жизненная позиция оптимистична: людям надо верить. Потом в жизни писателя случилась беда, и он понял, что писать о детях по-прежнему светло и весело не может. После долгого перерыва Железников написал повесть «Чучело». Книга стала событием не только в литературной жизни страны, особенно после экранизации. О ней спорили, с ней соглашались, ее отвергали, страшась увидеть в повести самих себя.

Учитель помогает учащимся более точно сформулировать цели урока. С помощью вопросов направляет разговор с учащимися в нужное русло.

Пытаются сформулировать цели занятия.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся вспоминают произведения Железникова (обращаются к слайду 4). Кратко пересказывают содержание повести «Чучело»

3. Операционный этап. Формирование учебных действий. Работа с текстом.

Слайд 5

Выразительное чтение фрагмента учителем. (Вся повесть прочитана детьми до занятия)

- Опишите, если сможете, чувства, которые вы испытывали во время чтения этого эпизода.

Работа с эпизодом «Подготовка к сожжению». (Обращение к слайду 5)

- Чьими глазами мы видим происходящее?

- Назовите всех, кто действует в этом эпизоде.

- Каково поведение каждого из присутствующих в момент подготовки к сожжению чучела?

- Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают состояние группы Железной Кнопки. Запишите их в тетради.

- Отметьте в тексте слова, выражения, которые позволяют судить о душевном состоянии Лены. (Слайд 5)

- Как вы думаете, кто является главным в этой группе, ее лидером?

- Что вы больше всего цените в людях, занимающих позиции лидера? Каким он должен быть? (Обсуждение. Учитель поправляет, подводит ребят к правильному выводу.)

- Соответствует ли Железная Кнопка вашим представлениям о настоящем лидере? Почему?

Организует обсуждение , если возникает дискуссия, управляет ею.

Ответы учащихся, в которых чувствуется стремление понять себя, объяснить свои чувства.

Запись в тетради.

Учащиеся делают выводы о том, кто, по их мнению, настоящий лидер и почему.

Запись в тетради

Слайд 6

Дает задание для наблюдений. Организует работу групп.

Работа с эпизодом «На костре…».(Обращение к слайду 6)

1 группа:

- Как восприняли сожжение чучела ребята из команды Железной Кнопки?

2 группа:

- Как отнеслась к сожжению Ленка?

Учитель организует ответы групп.

Работа учащихся в группах с последующим выступлением.

Слайд 7

Работа с эпизодом «После сожжения чучела…»

- Как вы думаете, почему Лена не ответила оскорблением на оскорбление?

- Что изменилось в Лене после сожжения чучела? Как она сама говорит об этом?(Обращение к слайду 7)

- Права ли, на ваш взгляд, Лена, сказав одноклассникам: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди»?

- Что же такое бедность? Что имела в виду Лена?

Организует обсуждение.

Рассуждения ребят. Отстаивание своей точки зрения.

Слайд 8

Чтение второго фрагмента повести («…На реке раздалась сирена отъезжающего катера»)

- Могли ли, по-вашему, такие честные и чистые люди, как Бессольцевы, изменить одноклассников Лены? Докажите свое мнение текстом.

- Сравните, как изображена группа Железной Кнопки в первом фрагменте и во втором.

- Найдите слова, которые свидетельствуют об изменении отношения ребят к Лене Бессольцевой.

Контролирует ответы учащихся, организует их самоконтроль.

Свое мнение учащиеся подтверждают текстом.

Запись в тетради. Сравнение с предыдущей записью. Выводы.

Слайд 9 - 10

Обращение к эпиграфу (Слайд 9)

- А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, могут ли слова Железникова ответить на вопрос: на чем держится мир?

- Писатель призывает к милосердию. А что же это такое – милосердие? (Обращение к слайду 10 после выступлений учащихся)

Организует выступления учащихся с выписками, подготовленными дома.

Апеллирует к жизненному опыту учащихся.

Размышления учащихся.

Высказывают свое мнение.

Приводят свои примеры.

Учащиеся зачитывают домашние заготовки – выписки из словарей, что такое милосердие. Запись в тетради со слайда.

4.Аналитический этап. Подведение итогов. Комментирование домашнего задания.

 

- Какие же нравственные уроки вынес каждый из вас после сегодняшнего занятия?

Подводит итог размышлениям учащихся

Высказывания ребят

Cлайд 11

Д/З.: Подумай, приходилось ли тебе заново оценивать собственные поступки? Напиши, что произошло, каковы были твои поступки, что ты думаешь о своем поведении теперь? Комментарий Д/З.

Запись в дневники. Вопросы по домашнему заданию.

Занятие по повести В.Железникова «Чучело» в рамках спецкурса по литературе «Быть человеком…» (автор программы Прозорова Н.Н.) проведено в 6 классе средней школы № 65 г.Иваново. Эмоциональное воздействие на ребят было удивительно. Достаточно сказать о том, что во время урока у некоторых учащихся были на глазах слезы, а по окончании занятия ребята не разошлись, а продолжили разговор. Говорили даже те, кто обычно отмалчивался. По моему мнению, такому всплеску эмоций в значительной степени способствовала и компьютерная презентация.

Наверное, именно сейчас, когда утеряны многие нравственные ориентиры, процветает детская жестокость, обращение к произведениям, пробуждающим у учащихся чувство сострадания, сопереживания, не просто нужны – необходимы. По мнению Н.В.Шелгунова, именно в этот возрастной период «кладется основание всему будущему нравственному человеку».

Вышеназванный спецкурс в целом и данное занятие в частности способствуют совершенствованию внутреннего мира ученика, нравственной оценке его поступков.


Урок литературы в 6 классе
PPT / 14.16 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.