Статья «Применения культурных практик в образовательном процессе»
В любом человеке могут расцвести
Сотни неожиданных талантов и способностей,
ему просто представить для этого возможность
Д. Лессинг
В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в педагогическом образовательном процессе появились некоторые изменения и дополнения. К ним относятся культурные практики. Требованием Стандарта стало являться иное, чем ранее представленное о содержании образования. Это требование сводится к освоению ребенком различных культурных практиках, а никак раньше приобретению конкретных знаний, умений и навыков.
С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Исходя из определения, можно сделать вывод, что введение понятия «культурные практики» в дошкольное образование означает не создание каких-то новых форм образовательной деятельности или переименование существующих в соответствии с новой терминологией, а изменение позиции взрослого в организации образовательной деятельности с дошкольниками. Взрослый перестает быть транслятором информации, которую дети должны запомнить и воспроизвести, а становится организатором осмысленной, понятной, интересной для детей совместной и самостоятельной деятельности.
Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям:
1. Культурные практики на основе инициатив самих детей
Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность.
2. Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми
Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов.
Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.
Перед тем как применять культурные практики педагогу важно ответить на следующие вопросы:
- Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи?
- Какие деятельностные умения осваивают дети?
- Какие творческие умения осваивают дети?
- Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?
- Какие чувства и эмоции развиваются у детей?
- Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?
В основном культурные практики организуются во второй половине дня. Они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Задачи, которые определяют содержание культурных практик:
получение опыта игровой деятельности как результат и способ познания мира;
освоение детьми социокультурных норм поведения, деятельности, отношений как способ интеграции в ближайшем социуме;
приобретение опыта исследовательской деятельности и познавательных действий как способа преобразования окружающего мира.
Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер и реализуется через:
совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно- вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
Музыкально-театральная и литературная гостиная - форма организации художественно- творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи и т.д.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Новое содержание образования основывается на развитии универсальных культурных умениях ребенка. Такие умения интенсивно формируются как раз в дошкольный период, а потом совершенствуются в течении всей его жизни. Культурные практики – это продуктивный путь решения наиболее важных проблем современного образования, обеспечивающего индивидуальный подход к каждому ребенку.
Из вышесказанного можно сделать вывод: к культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных,
художественных действий.
«Практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».
Литература:
Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.
Лихачев Д.С. Русская культура: Сб. / Сост. Л.Р. Мариупольская. М.: Искусство, 2000.
Лыкова И.А., Протасова, Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и пратика». 2015. № 5. С. 6–18.