Статья «Опыт применения технических средств оснащения в образовательно-реабилитационном процессе»

9
0
Материал опубликован 17 August 2018 в группе

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОСНАЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

Э.Р.Ястребова

ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России, г. Новочеркасск

Аннотация. В данной статье обобщается опыт применения технических средств в образовательно-реабилитационном процессе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), основная профессиональная образовательная программа (далее ОПОП).

   В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия.

 Главная задача педагога – сделать урок для обучающегося интересным, тогда эффективность его заметно повышается, новый материал усваивается легко. Джаннет Вос пишет: "Обучение должно быть захватывающим, быстрым и наполненным. А еще оно должно охватывать релаксацию, действия, стимулы, эмоции и удовлетворение". Именно эмоции и удовлетворение от урока – это те составляющие мотивации, которые заставляют студента желать новых знаний и получать удовлетворение от своей учебной деятельности. Это те составляющие, к достижению которых я стремлюсь в своей педагогической деятельности. Будет интерес-будет результат.

  В нашем Учреждении осуществляется образовательно-реабилитационный процесс для лиц с ОВЗ и инвалидностью. В своей работе использую индивидуализацию, личностно - ориентированные, мультимедийные, рейтинговую и здоровьесберегающие технологии. Эти технологии, невозможно осуществлять без технического оснащения учебного занятия. Мультимедийный компьютер, проектор, проекционный экран, веб-камера, колонки, документ-камера, электронный микроскоп, сканер, лазерный принтер способствуют повышению методического мастерства преподавателя, позволяют обогатить педагогический и технологический инструментарий, позволяют автоматизировать процесс обучения и контроля знаний студентов. Все эти средства технического оснащения имеются в каждом кабинете нашего Учреждения.

  Применение этих средств обучения способствует:

  • положительному влиянию на эмоциональное восприятие нового материала;
  • повышению мотивации;
  • интеллектуальному развитию личности (мышление, воображение, память, внимание);
  • интенсификации учебно-воспитательного процесса (повышение эффективности и качества обучения, углубление межпредметных связей). 

  Используя компьютер и электронный проектор можно сделать интересным урок по любой дисциплине и профессиональному модулю. В своей деятельности представляю информацию с помощью презентаций Microsoft Power Point, которые разработаны мною к каждому уроку по всем преподаваемым дисциплинам. При изучении нового материала, показываю видеоролики, например, «Производство ткани», «Как делают шелк», «Получение каучука» и др., что дает студентам наглядное представление об изучаемом материале. При контроле знаний использую интерактивное тестирование. На внутреннем портале Bitrix, размещены электронные учебники и учебно-методические материалы по дисциплинам. Это предполагает самостоятельную работу студентов.

  Для визуализации изображений наблюдаемых предметов, с целью их отображения в увеличенном виде на экране, использую документ-камеру. Также, на занятиях использую электронный микроскоп - прибор, позволяющий получать изображение объектов с максимальным увеличением. Например, на уроках, по дисциплине Материаловедение на практических занятиях студенты рассматривают ткани и определяют вид переплетения, рассматривают кожи и определяют вид сырья.

 Для оцифровки, обеспечения высокой скорости работы и качества полученных изображений, обработки бумажных документов в своей методической деятельности использую сканер.

  Работа преподавателя включает в свою деятельность выполнение ОПОП, создание учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин, проведение уроков и подготовку к ним (создание презентаций, тестов), обеспечение внеаудиторной творческой работы. Ежемесячно, по основным показателям (посещаемость, успеваемость, качество знаний) проводится мониторинг учебной деятельности студента, который фиксируется в электронном журнале. Для этого также необходим компьютер.

  На современном этапе, очевидна актуальность дистанционного обучения, которое открывает новые перспективы и возможности, расширяя информационное пространство и информационную сферу обучения. Для обеспечения доступности качественного профессионального образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью с учетом специфики заболевания и особых образовательных потребностей некоторые студенты в нашем Учреждении обучаются дистанционно. Для этого мы используем систему Moodle.

  В системе размещаются учебные материалы, методические рекомендации и указания по выполнению практических работ или заданий преподавателя. Доступ к Moodle осуществляется через Интернет, обучающиеся могут изучать материал в собственном темпе, находясь дома. Студент может учиться самостоятельно или в режиме онлайн, посещая занятия преподавателя и общаясь посредством веб-камеры. В режиме реального времени можно обсудить конкретную проблему с преподавателем, задать интересующий вопрос и получить на него ответ. Система поддерживает обмен файлами между преподавателем и студентом, а также между самими студентами, хранит все выполненные работы, оценки и сообщения преподавателя. Контролирует посещаемость, время их учебной работы в сети. Преподаватель видит кто, какие задания сделал, какие оценки получил, т.е. всегда в курсе, насколько студенты разобрались в теме.

 Сегодня, учитывая индивидуальные особенности, необходимо усилить личностную ориентацию обучения, предоставить студентам выбор в формах, темпах и уровне их образовательной подготовки.

 Таким образом, применение технических средств оснащения при обучении является необходимым условием для повышения качества образования, соответствующего потребностям современного общества и формирования грамотного конкурентоспособного специалиста.

Список использованных источников

  1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
  2. Гордон Драйден, Джаннетт Вос, Революция в обучении. Научить мир учиться по-новому, 2003г.
  3. Ресурсы интернет: https://opentechnology.ru/products/moodle.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации