12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полянская Оксана Николаевна13474
Работаю в школе г. Донецка с 2002 года. Являюсь классным руководителем 11 класса.
Украина, Донецкая Народная Республика, город Донецк
Материал размещён в группе «Наставничество молодых специалистов»
21

Статья "Проблема подростковых зависимостей".

ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ.

Аннотация.

В статье рассмотрены причины появления зависимостей разного рода в подростковом возрасте, проведён анализ проблем, связанных с аддиктивным поведением.

Ключевые слова: подросток, переходный возраст, зависимость, асоциальное поведение, увлечённость, привыкание, изменения, болезнь, рецидив, советы, признаки.

Подростковый период… Время истерик, ссор, неповиновения, открытого бунтарства, импульсивных, нелогичных поступков. Время, когда ещё милый и послушный ребёнок вдруг превращается в агрессивную личность, которая доставляет проблемы и себе, и окружающим. Но непокорность и грубость в переходном возрасте не являются осознанным выбором, это лишь один из этапов взросления, который нужно преодолеть.

Взрослые, впервые сталкиваясь со сложностями переходного возраста, задаются вопросом, что происходит с их детьми? По официальному определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) подростковый возраст является периодом роста и развития человека, который следует после детства и длится до достижения зрелого возраста, то есть с 10 до 19 лет. Эксперты подчёркивают, что именно в этот период физически меняются тело и гормональный фон, перестраивается мозг, а также усугубляются психологические проблемы, возникают конфликты с друзьями и со сверстниками, заостряются противоречия с педагогами, родными и близкими. Этот период становится плодотворной почвой для появления и развития пагубных пристрастий разного рода.

В статистике подростковых зависимостей первые места занимают алкогольная, наркотическая, зависимость от табака, вейпов, снюсов и спайсов, от медицинских препаратов, одержимость интернетом и лудомания (геймомания). По утверждению специалистов, асоциальное подростковое поведение и зависимости не появляются на ровном месте: им обязательно нужен своеобразный триггер. Существует много факторов, которые могут довести до состояния психического срыва:

-любопытство и жажда чего-то нового;

-повышенное психоэмоциональное напряжение и чрезмерная чувствительность;

-чувство одиночества и ненужности, протест, попытки привлечь внимание;

-проблемы и стрессы в семье и в школе;

-желание казаться взрослее своего возраста, не отличаться от других;

-желание подражать кумирам и лидерам мнений в молодёжной субкультуре.

Процесс формирования аддиктивного поведения имеет 3 этапа:

1 этап – ненавязчивая увлечённость, лёгкое экспериментирование, своеобразная «проба пера», когда подросток, не осознавая в полной мере грядущую опасность, принимает роковое решение попробовать что-то запрещённое впервые. Испытанные на этом этапе приятные эмоции и запускают процесс привыкания.

2 этап – устойчивая психофизическая потребность, когда появляется необходимость увеличивать продолжительность зависимости в геометрической прогрессии, чтобы достичь того же эффекта удовольствия.

3 этап – стойкая зависимость, когда неоднократные попытки сократить или остановить аддиктивное поведение не увенчались успехом, и в организме человека начинают происходить физиологические и психологические изменения на структурном уровне. На этой стадии изменяется личность подростка, страдает социальная, учебная и профессиональная деятельности.

С медицинской точки зрения любая зависимость - это хроническое, прогрессирующее заболевание, которое с трудом поддаётся лечению, так как нужен комплексный подход и длительный период времени. К большому сожалению, ни один специалист не даёт 100% гарантию полного избавления от зависимости, и даже после успешно пройденного лечения остаётся проблема возможного возвращения всех признаков зависимости. Взрослым следует помнить, что появление нездоровых привычек гораздо легче предупредить, чем потом их лечить, героически преодолевая трудности на пути возвращения подростка к полноценной жизни в социуме, восстановления разрушенных отношений и утраченных связей, возрождение квалитативных навыков общения с окружающими.

Что же делать родителям, которые заметили, что у их ребёнка начала проявляться зависимость? Эксперты дают следующие советы, как вести себя в такой ситуации:

1. Ни в коем случае не поддаваться панике и постараться сохранять хладнокровие.

2. Максимально изучить, структурировать и обобщить информацию по данному вопросу.

3. Не использовать заведомо проигрышные методы работы по профилактике подростковых зависимостей: не запугивать, не применять морализаторство, не прибегать к запретам.

4. Обратиться к специалистам, так как самолечение может лишь навредить и привести к необратимым последствиям.

Следует также учитывать тот факт, что некоторые признаки отклоняющегося от нормы подросткового поведения могут быть вызваны совершенно другой причиной, которая абсолютно не связанна с развитием той или иной зависимости. Ни советы друзей, ни народные средства, ни круглосуточное дежурство у мониторов компьютеров не помогут решить данную проблему. Только грамотный квалифицированный специалист способен разобраться в вопросе и правильно подобрать схему лечения, что значительно увеличит шансы на положительную динамику, выздоровление и отсутствие возможных рецидивов в будущем.

Никто иной, как взрослые, должны поставить запятую в ярком примере амфиболии: «Лечить нельзя запустить».

Список использованных источников:

1. Зубкова, Т.С., Халтурина, Д.А. Лучшие мировые практики профилактики факторов риска среди учащихся [Электронный ресурс] / Т.С.Зубкова, Д.А.Халтурина. – М.: 2021. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=pSTFlpef66s .- Загл. с экрана.

2. Коровина, О.Ю. Проблемы зависимого поведения подрастающего поколения [Электронный ресурс] / О.Ю.Коровина. -  М.:2021. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=johVylwlOvI&t=174s .- Загл. с экрана.

3. Панкина, А. Откуда появляются и как лечатся зависимости у подростков: рассказывает практикующий психолог [Электронный ресурс] / А.Панкина. – М.: ФАН, 2021. – Режим доступа: https://riafan.ru/1459460-otkuda-poyavlyayutsya-i-kak-lechatsya-zavisimosti-u-podrostkov-rasskazyvaet-praktikuyushii-psikholog. - Загл. с экрана.

                                    Проверка на сайте TEXT.RU

​​​​​​​

l1632654176.PNG


Опубликовано в группе «Наставничество молодых специалистов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 26.09.21 в 14:03 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Полянская Оксана Николаевна, 26.09.21 в 14:05 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за внимание!
Куликова Ирина Геннадьевна, 26.09.21 в 14:48 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Оксана Николаевна, серьезная работа
Полянская Оксана Николаевна, 26.09.21 в 14:50 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Геннадьевна!
Колышкина Елена Владимировна, 27.09.21 в 08:48 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Оксана Николаевна, за актуальную статью с практическими советами!
Полянская Оксана Николаевна, 27.09.21 в 10:10 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за оценку, Елена Владимировна! А Вас всё преследуют с минусами.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.