Статья "Синий шарик для души..."
(практические рекомендации в день просвещения по вопросам РАС)
Дефектным ребёнка делает не его
дефект, а отношение общества к нему
и его собственное отношение к самому себе.
Л. С. Выготский
Деятельность психологической службы образовательного учреждения строится изначально на охране прав любого ребёнка, тем более ребёнка с ОВЗ.
На сегодняшний день в образовательных учреждениях осушествляется инклюзия - психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Данное сопровождение носит сложный характер, в силу целого ряда насущных вопросов и трудностей.
Сегодня, 2 апреля, необычный день. Сегодня актуальным является синий шарик для души.

Просвещение по вопросам РАС является важной составляющей в современном образовании.
Зачем нужно знать об аутизме?
Информация по вопросам аутизма должна иметь широкий спектр. Дети с такой категорией могут родиться в любой семье, вне зависимости от уровня образования родителей, их достатка и образа жизни. От превратностей судьбы никто не застрахован. А, "кто информирован, тот вооружён".
Психологическая служба любого учреждения осуществляет деятельность в нескольких направлениях: работа с детьми, работа с родителями воспитанников, работа с педагогами.
Предлагаю ознакомиться с практическими рекомендациями в данной деятельности.
А начать своё выступление мне хочется с небольшой справки.
Что такое АУТИЗМ? Или коротко говоря - РАС, как в сокращении используют понятие специалисты узкого профиля.
Аутизм (РАС - растройство аутического спектра) - это особое нарушение в развитии человека. Оно влияет на коммуникацию.
У человека прослеживаются: нарушение сенсорного восприятия, реальность воспринимается искажённо, остро воспринимаются звуки и запахи, улавливается больше различных деталей.
В том, что у ребёнка аутизм, нет ничьей вины. Нарушения остаются с человеком всю жизнь. При кризисных ситуациях прослеживается ухудшения, а при коррекции и создании благоприятных условий жизнедеятельности наблюдаются улучшения.

Если проявить чуткость и понаблюдать, то можно отследить определённые симптомы. Но, диагноз ставит врач-психиатр.
В каждом образовательном учреждении имеются психологи, логопеды, дефектологи, а также должен быть сопровождающий специалист - тьютор. Но, к большому сожалению, не всегда таковой имеется. Поэтому, можно осуществить замену данному специалисту - в роли тьютора может выступит близкий родственник, которого ребёнок знает и которому ребёнок доверяет.
Алгоритм деятельности психолога в образовательном учреждении:
индивидуальная и групповая работа с детьми;
работа с родителями ребёнка (индивидуальная, в контексте "родитель-ребенок" и прочее);
работа с педагогами (разного формата).
При контакте с детьми РАС следует соблюдать определённые правила:
проявлять тактичность и терпение;
не критиковать, не смеяться над ними, не стыдить и не показывать пальцами;
держать дистанцию, не нарушать личные границы ребёнка и не прикосаться;
вести диалог в медленном темпе, с определёнными паузами, с позиции "глаза в глаза".
Лучшее лекарство для детей с аутизмом - это доброе отношение и понимание окружающих людей!

Для того, чтобы было легко жить
с каждым человеком, думай о том, что
тебя соединяет, а не о том, что тебя
разъединяет с ним.
Л. Н. Толстой
Совершая профессиональные функции, я как специалист с большой практикой в области работы с детьми с ОВЗ, могу порекомендовать использовать в работе целый ряд эффективных инновационных технологий:
Песочная терапия.
Игровая терапия.
Музыкотерапия.
Куклотерапия.
Арт-терапия.
Библиотерапия.
Нейрогимнпстика.
Су-Джок терапия.
Иппотерапия.
Дельфинотерапия.
Аква терапия.
Альтернативная система общения.
Работа с комплексным набором "Петра".
Данный комплект уникален, многофункционален и способствует интенсивному развитию всех психических процессов, включая и сферу эмоций.

Как показывает практика, индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ и проблемами в развитии эффективны, интересны детям.
Ещё одним эффективным средством на сегодняшний день, является "Инклюзивный диктант".
Данный метод применяется в работе с педагогами, родителями проблемных детей и детей с ОВЗ.
Метод носит характер принятия, понимания, тактичности, уважения и этических взглядов на инклюзию.
Смысл "инклюзивного диктанта" заключается в том, что на просветительских мероприятиях, на групповых (индивидуальных) коррекционных мероприятиях (с педагогами, с родителями, с работниками образовательных учреждений) решаются психологические ситуации.
Завершая своё выступление, мне хочется обратить внимание взрослых на то, что на сегодняшний день нужно приложить максимум усилия, чтобы люди с ОВЗ не чувствовали себя инвалидами.
Следует воспитывать в детях не только сочувствие к данной категории людей, а надо развивать возможности для их конструктивных контактов, социализации и адаптации детей с нарушениями в обществе. Так, как люди с ОВЗ являются неотъемлемой частью нашего общества, которые имеют право на активную жизнедеятельность и они будут учиться в обычных школах, детских садах. И, это их законное право!
Источники
1. Интернет-ресурсы: цитаты, картинки.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Язенина Ольга Анатольевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Лупей Виктория Владиславовна
Кияйкина Наталья Федоровна
Болтова Елена Ильинична
Кияйкина Наталья Федоровна
Болтова Елена Ильинична
Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)
Кияйкина Наталья Федоровна
Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)