Статья "Синий шарик для души..." (день просвещения по вопросам РАС)

17
14
Материал опубликован 2 April в группе

Статья "Синий шарик для души..."

(практические рекомендации в день просвещения по вопросам РАС) 


Дефектным ребёнка делает не его

дефект, а отношение общества к нему

и его собственное отношение к самому себе. 

Л. С. Выготский


Деятельность психологической службы образовательного учреждения строится изначально на охране прав любого ребёнка, тем более ребёнка с ОВЗ.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях осушествляется инклюзия - психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Данное сопровождение носит сложный характер, в силу целого ряда насущных вопросов и трудностей. 

Сегодня, 2 апреля, необычный день. Сегодня актуальным является синий шарик для души. 

b1743596166.jpg

Просвещение по вопросам РАС является важной составляющей в современном образовании. 

Зачем нужно знать об аутизме? 

Информация по вопросам аутизма должна иметь широкий спектр. Дети с такой категорией могут родиться в любой семье, вне зависимости от уровня образования родителей, их достатка и образа жизни. От превратностей судьбы никто не застрахован. А, "кто информирован, тот вооружён".

Психологическая служба любого учреждения осуществляет деятельность в нескольких направлениях: работа с детьми, работа с родителями воспитанников, работа с педагогами. 

Предлагаю ознакомиться с практическими рекомендациями в данной деятельности. 

А начать своё выступление мне хочется с небольшой справки. 


Что такое АУТИЗМ? Или коротко говоря - РАС, как в сокращении используют понятие специалисты узкого профиля. 

Аутизм (РАС - растройство аутического спектра) - это особое нарушение в развитии человека. Оно влияет на коммуникацию. 

У человека прослеживаются: нарушение сенсорного восприятия, реальность воспринимается искажённо, остро воспринимаются звуки и запахи, улавливается больше различных деталей. 

В том, что у ребёнка аутизм, нет ничьей вины. Нарушения остаются с человеком всю жизнь. При кризисных ситуациях прослеживается ухудшения, а при коррекции и создании благоприятных условий жизнедеятельности наблюдаются улучшения. 

a1743597266.jpg

Если проявить чуткость и понаблюдать, то можно отследить определённые симптомы. Но, диагноз ставит врач-психиатр. 

В каждом образовательном учреждении имеются психологи, логопеды, дефектологи, а также должен быть сопровождающий специалист - тьютор. Но, к большому сожалению, не всегда таковой имеется. Поэтому, можно осуществить замену данному специалисту - в роли тьютора может выступит близкий родственник, которого ребёнок знает и которому ребёнок доверяет. 

Алгоритм деятельности психолога в образовательном учреждении:

индивидуальная и групповая работа с детьми;

работа с родителями ребёнка (индивидуальная, в контексте "родитель-ребенок" и прочее);

работа с педагогами (разного формата). 


При контакте с детьми РАС следует соблюдать определённые правила:

проявлять тактичность и терпение;

не критиковать, не смеяться над ними, не стыдить и не показывать пальцами;

держать дистанцию, не нарушать личные границы ребёнка и не прикосаться;

вести диалог в медленном темпе, с определёнными паузами, с позиции "глаза в глаза".

Лучшее лекарство для детей с аутизмом - это доброе отношение  и понимание окружающих людей! 

a1743609200.jpg

Для того, чтобы было легко жить

с каждым человеком, думай о том, что

тебя соединяет, а не о том, что тебя

разъединяет с ним.

Л. Н. Толстой


Совершая профессиональные функции, я как специалист с большой практикой в области работы с детьми с ОВЗ, могу порекомендовать использовать в работе целый ряд эффективных инновационных технологий:

Песочная терапия. 


Игровая терапия. 


Музыкотерапия. 


Куклотерапия. 


Арт-терапия. 


Библиотерапия. 


Нейрогимнпстика. 


Су-Джок терапия. 


Иппотерапия. 


Дельфинотерапия. 


Аква терапия. 


Альтернативная система общения. 


Работа с комплексным набором "Петра".

Данный комплект уникален, многофункционален и способствует интенсивному развитию всех психических процессов, включая и сферу эмоций. 

d1743614274.jpg

Как показывает практика, индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ и проблемами в развитии эффективны, интересны детям. 


Ещё одним эффективным средством на сегодняшний день, является "Инклюзивный диктант".

Данный метод применяется в работе с педагогами, родителями проблемных детей и детей с ОВЗ.

Метод носит характер принятия, понимания, тактичности, уважения и этических взглядов на инклюзию. 

Смысл "инклюзивного диктанта" заключается в том, что на просветительских мероприятиях, на групповых (индивидуальных) коррекционных мероприятиях (с педагогами, с родителями, с работниками образовательных учреждений) решаются психологические ситуации. 


Завершая своё выступление, мне хочется обратить внимание взрослых на то, что на сегодняшний день нужно приложить максимум усилия, чтобы люди с ОВЗ не чувствовали себя инвалидами.

Следует воспитывать в детях не только сочувствие к данной категории людей, а надо развивать возможности для их конструктивных контактов, социализации и адаптации детей с нарушениями в обществе. Так, как люди с ОВЗ являются неотъемлемой частью нашего общества, которые имеют право на активную жизнедеятельность и они будут учиться в обычных школах, детских садах. И, это их законное право! 




Источники

1. Интернет-ресурсы: цитаты, картинки. 

Комментарии

Наталья Федоровна, спасибо Вам о напоминании всем нам, что есть такой Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма! Вы совершенно правы, этим детям просто необходимо доброе отношение и понимание окружающих людей! Знаю это не понаслышке, в нашей школе такие детки есть.

3
2 April

Наталия Алексеевна! ::smile30::Благодарю за позитивный отклик! Проблема актуальная и решаема! Всё зависит от государственных структур, должностных лиц в образовании и каждого отдельного человека нашей огромной страны. Просто каждый должен на своём месте в социуме приложить максимум усилий для изменения отношения к людям с ОВЗ. ::smile53::А, педагоги - самые главные и активные маяки в продвижении данного вопроса! ::smile31::

3
2 April

Вы совершенно правы!::smile1::

3
2 April
Ответ для

Как здорово, что на данный момент очень много прогрессивных людей, а в частности, педагогов! ::smile30::

3
2 April

Наталья Фёдоровна, большое спасибо, что уделили этому внимание! У нас в Смоленске в реабилитационном Центре "Вишенки" проводится ежегодный Всероссийский инклюзивный фестиваль "ЛюдиКакЛюди". Фестиваль - это возможность узнать о том, что такое аутизм, как живут люди с таким диагнозом, как можно им помочь и как поддержать включение детей и взрослых с РАС в повседневную жизнь. Всего в этом году в мероприятиях фестиваля приняли участие более 50 человек, в том числе более 30 семей, воспитывающих детей с РАС. Я сама индивидуально работаю с двумя детками с РАС. Знаю этих деток как никто.

2
2 April

Ольга Анатольевна! Приветствую Вас! ::smile53:: Как замечательно! Ценная информация! Делитесь, пишите про инклюзивный фестиваль! ::smile1:: Это важно! Благодарю Вас за содержательную обратную связь, внимание! ::smile30::

2
2 April

Спасибо за полезную информацию, Наталья Фёдоровна!

1
3 April

Благодарю за внимание и отклик, Виктория Владиславовна! ::smile31::

1
3 April

Наталья Фёдоровна, спасибо за полезный и интересный материал.

1
1 May

Благодарю, Елена Ильинична, за внимание к публикации и отклик! ::smile31:: Вот и лето завершается... Пусть приходящая осень принесёт много позитива и знаний!

0
31 August

::smile28::::smile28::::smile31::Поздравляю с началом учебного года! ::smile30::

1
1 September

Спасибо за публикацию,Наталья Федоровна.

1
30 August

Ольга! Благодарю за отклик и внимание!  ::smile53::::smile31:: Пусть сентябрь завтра открывает ход И познания он всем принесёт... Пусть прекраснее станет наш мир! Больше чуткости, доброты и любви в нем! ::smile30::

1
31 August