12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Эльмира26
3

Статья «Советы по воспитанию маленьких детей»

Выполнила воспитатель

 Гиматдинова Эльмира Геннадьевна

 МКДОУ детский сад комбинированного вида

 №2 «Светлячок» г. Вятские Поляны Кировской области

 «По секрету - всему свету»

Рекомендации по воспитанию детей раннего возраста.

По мнению японских ученых, к трем годам мозг ребенка формируется на 70% – и то, что вы успели заложить в свое маленькое чадо к этому возрасту, будет иметь определяющее значение в его дальнейшей жизни. Воспитание детей раннего возраста базируется на двух принципах: не принуждать и заинтересовать. В этом возрасте взрослые могут поделиться с ребенком самым главным, что у них есть – ни фундаментальными знаниями, ни жизненным опытом, а способностью видеть мир в ярких красках, радоваться каждому моменту жизни, с любопытством познавать то, что нас окружает.

На что следует обратить внимание, воспитывая малыша? Этим вопросом задаются, пожалуй, все молодые родители. Психологи считают, что важно обеспечить воспитание ребенка по четырем основным направлениям, обещающим гармоничное развитие личности - физическое, интеллектуальное, эстетическое и нравственно-трудовое воспитание.

Систематическое, последовательное воздействие взрослых оказывает влияние на ход  личностного развития ребенка (эмоции, интеллект, поведение). Ребенок будет повторять то, что видит и слышит, относиться к людям и вещам так, как относятся окружающие его люди. Для того чтобы ваш ребенок рос и развивался полноценно, обратите внимание на следующие рекомендации:

1. Как способствовать развитию личности ребенка в отношениях с окружающим миром.

Необходимо создавать условия для разнообразных действий ребенка с предметами. Общение взрослого с ребенком носит характер сотрудничества. При этом взрослый выступает как образец новых действий и как главный ценитель успехов малыша. До 2,5 лет малышам достаточно просто запрещать ряд действий ("Стучать громко нельзя"), но к 3 годам – этого будет недостаточно. Трехлетним детям нужно объяснять причину ("Стучать громко нельзя, так как…").  

Следует поощрять стремление ребенка подражать действиям взрослого. Постепенно отдельные действия соединяются в цепочку и развивается процессуальная игра. В игре дети воспроизводят простейшие сюжеты и эпизоды из собственной жизни и из жизни взрослых. Освоив отдельные действия, ребенок, как правило, начинает противиться помощи взрослого в практических делах. Взрослые должны поощрять стремление ребенка к самообслуживанию: давать возможность самостоятельно одеться, умыться т.п.

Хвалите малыша за успехи. Не следует хвалить за неуспешные действия. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может высказываться очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен. Желательно дать малышу возможность справиться с затруднениями в сотрудничестве со взрослым.

Оценивая малыша не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать малышу критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и независимости.

2. Как направлять поведение ребенка.

Взрослые, заботящиеся о ребенке должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. В другом случае родители контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

Реакции родителей помогают детям понять, как их поступки влияют на окружающих. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение («Какой молодец, сам убрал игрушки!), или же мягком порицании («Осторожно, так можно сделать больно сестричке»). Основным объектом критики должно быть поведение ребенка, а не он сам.

Опытный человек может отвлечь ребенка от агрессивной выходки, истерики. Сделать это, конечно, удается не всегда, но отвлечение достаточно эффективный метод, чтобы пользоваться им, по возможности, в первую очередь. Порою отвлечь от конфликта помогает просьба рассказать взрослому, что случилось. Еще один способ отвлечь детей - это предложить им выбор из двух других альтернатив. Он целесообразен в тех случаях, если у малыша возникает твердое намерение что-то получить

Важно, чтобы взрослые проявляли постоянство по отношению к ребенку, поскольку дети учатся на примерах их поведения. Ребенок готов усвоить границы дозволенного в своем поведении, если взрослые предварительно обговорят определенные правила и будут вместе с ребенком их соблюдать. Если же базовые требования будут нестабильны, ребенок станет противиться неясным критериям дозволенного и запретного, и будет снова и снова конючить и докучать, требуя своего.

3. Как способствовать развития личностной активности и «образа – Я» ребенка.

В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно игру малыша, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать), не мешайте его целенаправленной деятельности.

Создавайте условия для развития «образа – Я» ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.

С целью развития представлений ребенка о своих физических способностях следует создавать условия для овладения ребенком сложными движениями, называя их, совершая вместе с малышом, затем давая ему возможность выполнять их самостоятельно (по просьбе взрослого).

Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предлагайте ребенку рассматривать одежду, соотносить отражение в зеркале с реальностью.

Следует также учить ребенка узнавать себя и других на фотографиях. Малышу показывают на них маму, папу, бабушку, знакомых взрослых, других детей. Особенно интересно для ребенка узнавать себя в младшем возрасте, сравнивать с собой в настоящий момент, наблюдать за изменениями в своем внешнем облике, физическом «Я».

Следует принимать во внимание развивающееся у ребенка чувство собственности. Понимание того, что у него есть свое место за столом, свой уголок для игры, свои кроватка, чашка, одежда и т.п., свидетельствует о развитии самосознания, представления о себе как обладателе определенных вещей.

Предлагайте мальчикам и девочкам различные игрушки, сюжетные игры в соответствии с поло-ролевой принадлежностью, одобряйте, поощряйте поведение, соответствующее полу ребенка, создавая условия для формирования половой идентичности.

Создавайте условия для формирования конкретной самооценки, поскольку взрослый является поначалу главным ценителем достижений малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление конкретной самооценки ребенка.

4. Создавайте условия для общения со сверстниками.

Для этого, прежде всего, следует формировать у детей положительное отношение к сверстниками. Собственным поведением взрослые демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку. Поощряйте проявление ребенком чувства сопереживания эмоциональным состояниям других людей. Похвалите малыша за то, что он стремится утешить плачущего, подскажите, как это лучше сделать (предложить игрушку, угостить сладостями, обнять и поцеловать). Аналогично развивайте у ребенка способность разделить с другими положительные эмоции: радость, восхищение, чувство удовольствия и др.

Не следует сравнивать ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений. Взрослые, которые часто используют прием сравнения одного малыша с другим, тем самым умаляют и даже унижают его достоинство, либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научится, то есть создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающуюся личность.

В заключении хочется сказать: «Внимательней относитесь к своему ребенку, помогайте ему развиваться во всех направлениях, и тогда он вырастет полноценной личностью. Если возникают трудности, не стесняйтесь обратиться за советом к специалисту, это поможет Вам и Вашей семье».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.