12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Давыденко Оксана890
Закончила Воронежский Государственный Педагогический Университет. В школе работаю с 1996 года.
Россия, Воронежская обл., с. Верхнее Турово

Применение приёма сравнения на уроках истории.

Учитель истории: Давыденко О.В.

МКОУ «Верхнетуровская СОШ» Нижнедевицкого района

Одной из важнейших задач современного образования является развитие учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученики должны владеть такими приёмами умственных действий как классификация, сравнение, анализ, обобщение, синтез, соотнесение.  

В  процессе обучения истории мной часто используются данные приёмы  умственных действий, которые обеспечивают глубокое и прочное усвоение учебного материала, но хотелось бы более подробно остановиться на приёме сравнения. 

Что же такое сравнение? В педагогическом энциклопедическом словаре даётся такое определение данному термину:

Сравнение – одна из мыслительных операций; состоит в сопоставлении познаваемых объектов по некоторому основанию с целью выявления сходства и различия между ними.

С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики предметов, устанавливаются связи между предметами и явлениями, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержания познания.

Задачей сравнения является определение внутренних связей и существенных свойств объектов; оно принимает форму рассуждения с опорой на логические принципы и предметные абстракции. Приёмом развития сравнения является и противопоставление, т.е. подчёркивание специфики изучаемого явления, связанного в некотором отношении с другими. Обучение сравнению является важным условием умственного, сенсорного и нравственного воспитания.

Целью использования приема сравнения является формирование умения учащихся сравнивать, а назначением – выработать единый подход к рассмотрению различных явлений.

Приемы сравнения и противопоставления могут быть применены: при изучении нового материала, при решении задач, в лабораторных работах, самостоятельных и творческих работах, в домашних заданиях, во внеклассных и дополнительных занятиях и т.д.

Объектом сравнения в курсе истории средней школы могут быть: исторические события и явления, исторические эпохи, историческое время, отдельные личности.

В ходе работы можно использовать наглядные средства, такие как карта, картина, схемы, диаграммы. Широко применяются исторические документы. 

Приёму сравнения на уроках истории я начинаю обучать в начале 5 класса. Поподробнее остановимся на практических примерах. На уроках истории в 5 классе, при изучении темы « Древняя Спарта» учащиеся рассматривают спартанскую систему воспитания, находят в ней положительные и отрицательные моменты, сравнивают её с современной; а потом отвечают на вопрос, захотели ли они привнести что-нибудь из древней Спарты в наше время. А сравнивая олимпийские игры в Древней Греции и современные, например, те, которые прошли в Сочи в 2014 году, отмечают, что осталось прежним, а что изменилось. В 6 классе рассматривается тема « Правление князя Владимира и крещение Руси» . Учащиеся, характеризуя деятельность князя, сравнивают его с отцом, князем Святославом Игоревичем и отвечают на вопрос: «Какой князь вам больше нравиться и почему?» Тем самым формируется личностный взгляд на историю своей страны. С возрастом задания усложняются. Например, в 7классе при изучении темы «Народные движении 17в.» можно задать такой вопрос: «Сравните действия Алексея Михайловича в ходе Соляного и Медного бунтов. В чём причина изменения его поведения?». Учащиеся приходят к выводу об усилении царской власти и развитии самодержавия.

Прием сравнения хорошо применять, используя различные таблицы, как уже готовые (взятые в рабочих тетрадях), так и составленные обучающимися на уроке. Вопросы для сравнения могут предлагаться как учителем, так и самими учащимися в ходе работы.

Таблица проецируется на экран с помощью проектора. При его отсутствии может быть нарисована на доске, или на плакате.

По истории в 5классе при изучении темы «Афинская демократия при Перикле» разбирался вопрос – « Общее и различное в системе управления Афин и Спарты». Учащиеся вспоминали , как в этих городах-государствах принимались законы, кого избирали на государственные должности, кому принадлежала власть в Афинах и в Спарте. Выделялись общие черты и различия. После этого на доске и в тетрадях составлялась сравнительная таблица.   В 6 классе, изучая тему «Образование централизованного государства в Англии» и рассматривая создание английского парламента, учащиеся начинают сравнивать его с Генеральными Штатами во Франции ( изученными раннее) и заполняют таблицу:

Линия сравнения

       Генеральные Штаты     

Парламент

Дата созыва

1302

1065

Кто и с какой целью созвал

Филипп IV, чтобы заручиться поддержкой сословий в борьбе против папы.

Симон де Монфор, для укрепления своей власти

Устройство

Представители трёх сословий, заседавшие отдельно.

Палата лордов и палата общин

Какие слои населения представлены

Духовенство, дворянство, бюргерство

Духовные и светские феодалы, рыцари, горожане

Для чего собирались

Утверждение новых налогов, издание законов.

Утверждение новых налогов, издание законов.

Историческое значение.

Сложилась сословная монархия.

Права сословий стали самыми широкими в Европе.

 Очень плодотворно использовать приём сравнения при работе с историческим документом. Работа с документом учит ребят применять методы исследовательского характера, изучать, анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять общие черты и различия, давать собственную оценку.  В 10 классе при изучении темы «Общественное движение в 30-40гг 19в.» одна группа учащихся изучает статьи славянофилов А.С.Хомякова «О старом и новом» и И.В. Кереевского «В ответ Хомякову», в которых сформулированы основные положения славянофильской доктрины. А вторая группа рассматривает работы западников К.Д. Кавелина «Письма к А.И.Герцену» и Т.Н.Грановского «Речь перед студентами 1845г». Учащиеся самостоятельно выделяют вопросы для сравнения. Результаты своей работы записывают в таблицу:

Р

А

З

Л

И

Ч

И

Я

Вопросы для  сравнения             

Славянофилы

Западники

Государственное устройство

Сохраняется самодержавие, но народ имеет право выражать своё мнение через совещательный Земский собор

В России должна установиться конституционная монархия

Исторический путь России

Свой самобытный путь отличный от запада

Россия развивается по единому с Западной Европой пути.

Отношение к Петру I

Пётр I нарушил естественный ход развития России.

Пётр I сблизил Россию с Европой.

 

 

Отношение к общине

Орудие сохранения социального мира в стране

Община тормозит развитие страны

С

Х

О

Д

С

Т

В

О

Отношение к крепостному праву

Отмена крепостного права

Характер изменений

Мирный эволюционный характер преобразований

Исходя из данного примера видно, что используя приём сравнения , школьники учатся чётко определять линии сравнения, находить в документах общие черты и различия. Затем, проанализировав таблицу, в ходе дискуссии, учащиеся делают выводы. Таким образом, формирование приёма сравнения у учащихся на уроках и обучение их обобщению на основе этого приёма способствует развитию у детей наблюдательности, вырабатывает умение логически мыслить, делать выводы, ведёт к сознательному усвоению материала и подготавливает к самостоятельному обобщению знаний.

Литература.

  1. Интернет ресурс – Slovar.cc .
  2. Педагогический энциклопедической словарь М.,2002 г. Стр.274-275
  3. Е.А.Крючкова История средних веков. Рабочая тетрадь. 6кл. М., 2012 г.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.