12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Надежда Сергеевна360
Учитель биологии и химии
Россия, Алтайский край, Новоалтайск

Приёмы эффективной работы с текстом на уроках биологии

     Самостоятельная работа с текстом в условиях пресыщенности информационной среды требует новых подходов. Приёмы техники эффективного и активно – продуктивного самостоятельного учебного чтения помогут мотивировать учащихся к познавательной деятельности, приобретению эмоционально-ценностного отношения к миру, создать атмосферу радости сотрудничества.

Прием 1.

"Кубик Блума" - один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Это достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа. 

Назови... Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин. Предполагает воспроизведение знаний о фактах, опирается на память и обеспечивает узнавание полученной информации.

Почему...Позволяют сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни...  Это вопросы уточняющие. Они помогают взглянуть на проблему со всех сторон. в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Обеспечивают   обратную   связь   учителя   и ученика. Как правило, вопросы из этого блока начинаются со слов: «Объясни свою точку зрения» Ты действительно думаешь, что…

Предложи...Это практические вопросы, то есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай...Это вопросы связаны с творческим применением знаний, связаны   с   прогнозом   в   прошлое   или   в   будущее, содержат в себе элемент предположения, вымысла. Что было до этого? Что произойдет, если? Что могло быть до этого? Как он поведет себя в другой ситуации

Поделись...Вопросы из этой серии строятся таким образом, чтобы затрагивать эмоциональную сторону учеников. Хорошо ли поступил ...? Как вы относитесь к тому, что ...?

Для учеников начальной школы грани кубика должны быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. 

Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);

Используй (дети показывают, как можно применить предмет);

Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого, то есть, укажи все "плюсы" и "минусы".).

     В старших классах приём можно использовать для организации письменных заданий в несколько видоизменённой форме: вместо объёмной фигуры обучающимся предлагается заполнение таблицы с соответствующими вопросами с последующим их обсуждением на уроке.

  Приём уникален т.к. с его помощью можно составить вопросы самых разных видов и уровней сложности: вопросы репродуктивного характера и вопросы-задания: простые, уточняющие, проблемные, практические, творческие, эмоциональные. Его можно использовать на всех этапах урока, любого цикла. 

  Например, «Кубик Блума» на стадии вызова при изучении темы на уроке биологии в 5 классе «Работа с лупой и микроскопом» (УМК Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, М.А.Ефремова) помогает выяснить, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать.                                                                                           Назови фамилии учёных внёсших вклад в изучение клеточного строения организмов (Роберт Гук, Антони ванн Левенгук, Роберт Броун, Матиас Шлейден, Теодор Шванн)                  Почему микроскоп получил такое название? (от греческого micros- малый, scorpe- рассматриваю)                                                                                                                           Объясни различия в строении тел живой и неживой природы (все живые организмы состоят из клеток)                                                                                                                       Предложи овощи, клетки которых можно увидеть без увеличительных приборов: лупы и микроскопа. (помидор, арбуз) Или как можно увидеть клетки (с помощью увеличительных приборов: лупы и микроскопа)                                                                                                     Придумай эмоции Левенгука, когда он увидел в капле воды движущиеся существа.            Поделись своими знаниями о клеточной теории. (клетки — это не пустые ячейки, они заполнены полужидким вязким содержимым, в центре располагается ядро)

 

Приём 2. «Найди несоответствия» 

Задание: В тексте «Насекомые» найдите 11 несоответствий.

     Хорошо походив по лесу, присесть под деревом и отдохнуть, сняв сапоги! Если сидеть не шевелясь, то вскоре откроется всё буйство лесной жизни. Вот по тоненькому сучку, извиваясь, как маленькая змея, из стороны в сторону, проползла гусеница. Трудно её заметить среди листьев, но рыжий муравей не упустит добычу. Отважно приблизившись к гусенице, он изогнул брюшко и ужалил её. И вот уже спешат на помощь другие муравьи. Жаль, но участь гусеницы решена. Она уже никогда не будет такой же красивой бабочкой, как та, что сидит невдалеке от разыгрывающейся драмы и спокойно грызёт лист.                       Жизнь леса жестока. Вот и ещё одна трагедия, молниеносно развивающаяся. Ещё минуту назад комар, попавшийся в паучью сеть, тонко пищал, стараясь расправить неподвижные крылья, прилипшие к паутине, и беспомощно шевелил всеми восемью лапками. Мгновение назад из своего убежища выскочил наук, шевеля усиками и принюхиваясь. И вот уже паук, завернув свою жертву в паутину, жуёт… Но природа продолжает жить по своим законам. Кто-то уже погиб, а кого-то ещё ждёт целая жизнь.                                                                      Вот лежит незаметная в траве куколка, из которой скоро выйдет длинноногий красавец-кузнец. Скоро уже, скоро запрыгает он в траве, застрекочет, широко открыв рот. Да только и его природный враг-стрекоза-уже вышла из личинки и ждёт когда подсохнут её оба крыла, приобретут упругость и понесут её вдаль как миниатюрный вертолёт…                               Ну ладно, отдохнули и, надев сапоги, отправились дальше.

Несоответствия:                                                                                                                  1. Гусеница при движении не извивается как змея. Она изгибает своё тело в вертикальной плоскости.                                                                                                                                2. Муравьи не имеют жала. Они кусаются, используя для этого ротовой аппарат.                  3.Бабочки не грызут листья, поскольку имеют сосущий ротовой аппарат.                            4. Комары издают звук с помощью крыльев, а с неподвижными крыльями звуков не издают. 5. У комара, как и у всех насекомых, шесть лапок.                                                              6. У пауков нет усиков, поскольку обонянием они не пользуются.                                          7.Пауки не жуют, так как у них наружное пищеварение. Укусив жертву, они вводят в неё яд, который не только парализует её, но и переваривает её внутренние органы внутри хитинового покрова. Через некоторое время паук высасывает жидкое содержимое.                8. У кузнечиков нет стадии куколки, так как это насекомые с неполным превращением. Из яйца выходит личинка, похожая на взрослую особь (имаго) и внешним видом и образом жизни.                                                                                                                              9.Кузнечик издаёт звуки с помощью задних лапок, которыми он трёт по брюшку. 10.Стрекозы не являются естественными врагами кузнечиков, поскольку ловят свою добычу в воздухе на лету.                                                                                                                11. У стрекозы не два, а четыре крыла.

Приём 3. «Составь задание» 

    Прием «Составь задание» может являться примером краткосрочных, оперативных проектов, которые можно выполнить в течение урока или его части. Например, составьте тест из 5 заданий, в котором:
3 задания - с одним вариантом ответа 
1 задание – на соответствие
1 задание - на восстановление последовательности.

Например:

1) Орган который не относиться к выделительной системе:                                                            а) кожа     б) печень     в) легкие      г) почки                                                              2) Структурно – функциональная единица почки                                                                           а) капиллярный клубочек   б) почка      в) нефрон      г) мочеточники

3) Биологический фильтр                                                                                                             а) кожа      б) почки        в) лёгкие       г) мочеточники                                                    4) Установите соответствие:

1.Первичная моча          2.Вторичная моча

а) Не содержит глюкозу                                                                                                        б) образуется при фильтрации                                                                                              в) образуется в капсуле нефрона                                                                                          г) накапливается в мочевом пузыре

5) Установите последовательность движения мочи по мочевыделительной системе:

А) лоханка         Б) капсула нефрона     В) мочевой пузырь                                                    Г) мочеточник    Д) извитой каналец      Е) собирательная трубочка

  Задания, требующие много времени можно задать на дом, также можно предложить детям самостоятельно придумать оригинальное задание.


Использованная литература

 1.Большаков А.П. «Основы смыслового чтения и работа с текстом» 7-9 классы Биология. География. – Волгоград: Изд-во «Учитель» 2014

 2.Гин А. Приемы педагогической техники. - М: Вита-Пресс, 2004 

 3.Современные педагогические технологии на современном уроке - http://www.pandia.ru/text/77/150/8928 

  4.Техника активно-продуктивного чтения http://IS1577.Blogspost.RU/Р/Blog-Page 18. HTM

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.