Применение проектной деятельности на уроках истории

1
0
Материал опубликован 11 October 2020

Применение проектной деятельности на уроках истории

Проектно-исследовательская деятельность давно перестала быть инновацией в современной школе, сегодня многие учащиеся совместно с педагогами и родителями занимаются научным творчеством. Технология проектно-исследовательской деятельности успешно зарекомендовала себя в школьной образовательной практике, так как ориентирована на активизацию обучения, развитие самостоятельности, способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству и созидательной деятельности. Ее применение эффективно формирует не только исследовательскую активность, но и информационную культуру ученика.

Использование проектной деятельности на уроках истории является одним из важнейших направлений модернизации российского образования. Актуальность и значимость перехода работы учителя на новый этап с применением проектной деятельности обусловлена и развитием общества. Проектная компетентность становиться неотъемлемым компонентом практически во всех сферах деятельности человека. Складывающаяся в обществе образовательная модель ориентирует современное образование на внедрение в процесс обучения метода проектов, являющегося основой проектной деятельности.

Цель работы – понять и оценить возможности использования проектной деятельности на уроках истории для обеспечения качественного образования, показать эффективность метода для активизации познавательной деятельности учащихся.

Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:

- изучить и проанализировать методическую литературу по исследуемой проблеме;

- рассмотреть цели, классификации и этапы работы над проектом на уроках;

- продемонстрировать, как работает метод проектов на уроках истории.

Объектом исследования является процесс получения знаний на уроках истории.

Предмет: использование современных педагогических технологий с целью повышения эффективности изучения истории на уроках.

Гипотеза исследования: внедрение проектной деятельности на уроках истории будет результативным и успешным, если оно будет являться неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка.

Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. Во-вторых, реализуются принципы личностно - ориентированного обучения. В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.

Следовательно, передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий. Одной из таких технологий является проектная методика, которая в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.

Одним из условий реализации этого метода в своей педагогической практике - корректное “встраивание” его в сложившуюся предметную классно-урочную систему. Точками соприкосновения нового метода и классно – урочной системы являются:

        проблемный и деятельностный подходы к обучению;

         личностно-ориентированное обучение;

         педагогика сотрудничества.

Под учебным проектом принято понимать совместную или индивидуальную учебно-познавательную (исследовательскую или творческую) деятельность учащихся, в нашем случае на уроках истории, имеющую общую цель – проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями учеников на основе ранее приобретенных знаний и над учебных умений при не жестко сформулированной познавательной проблеме.

Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными,  которые обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценирование  реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий .

Накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:

        исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);

         творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества),

         приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения),

         информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации),

        практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).

Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:

         подготовка (формулирование темы и целей проекта);

        планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);

         исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);

         оформление результатов и выводов;

         представление или отчет;

         оценка результатов и процесса.

За последние годы технология проектного обучения стала активно осваиваться учителями нашей школы. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории, можно выделить ряд особенностей, характерных для этого предмета. Основное предпочтение отдается истории России, краеведению, истории своей семьи.

На уроках истории чаще всего используются такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.

В 5-6-х классах наиболее приемлемы следующие типы проектов:
- прикладной – «Наскальная живопись-первая картинная галерея» 
- ролево-игровой – «Я – ученик спартанской школы»
-информационный – «Семь чудес света», «
Моя семья: ценности, истории, взаимоотношения», «Биография моего предка» и др.
На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Изобретения средневековья»..
Проекты повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации