Статья «Теория — это как нужно… Практика — это как можем…»
Теория — это как нужно… Практика — это как можем…
Ключевые слова: гуманистический подход, теория личностно- ориентированного и деятельного подхода, педагогика творческого саморазвития, педагогика сотрудничества, концепция формирования общечеловеческих ценностей, концепция школы самоопределения, технология активизации деятельности, игровые технологии, проектные и исследовательские технологии.
Приступая к написанию статьи о связи теории и практики воспитательной работы в учебном заведении вспомнила анекдот: «50 % несчастных случаев происходит после слов: «Посмотрите, как я умею!». А остальные 50 % — после слов «Ерунда! Посмотри, как надо!»
Безусловно, теория всем участникам воспитательного процесса известна (я не оговорилась, всем, учительские странички в интернете просматривают не только родители, но и дети): во-первых, это проверенные временем и устоявшиеся в сознании каждого учителя теория личностно- ориентированного и деятельного подхода, педагогика творческого саморазвития, педагогика сотрудничества, во-вторых, это современные яркие и эффективные концепция формирования общечеловеческих ценностей, концепция школы самоопределения, в-третьих, это популярные на всех этапах воспитательные технологии- технология активизации деятельности, игровые технологии, проектные и исследовательские технологии.
Однако любая теория лишь основа для создания задуманного, для достижения результата необходима практика, которая включает в себя весь тот огромный комплекс воспитательных мероприятий, которым богато любое ОУ в нашей стране, который реализуют в соответствии с программой воспитания каждый классный руководитель. Кстати, Рабочая программа воспитания -это первое яркое свидетельство тесной связи теории и практики воспитательной работы в учебном заведении. (Приложение 1 -рабочая программа воспитания автора статьи).
Каждый из нас, классных руководителей, хорошо усвоил взаимосвязь теорий, систем, концепций и технологий воспитания, мы знакомы с основными теориями воспитания, воспитательными концепциями педагогов-новаторов, владеем умением структурного анализа системы воспитания инновационных школ, усвоили навыки технологического обеспечения всех ступеней воспитательного процесса.
Учащиеся 5 класса о время обсуждения фильма Елены Дубровской «Навсегда» в рамках программы «Киноуроки»
В своей работе многие классные руководители, и автор статьи в том числе, обращаются к гуманистической педагогике, реализующей идеи гуманистической философии и психологии. Гуманистический подход к воспитанию предполагает «восприятие личности ребенка как высшей ценности, цели, критерия и результата воспитания», основная идея этого подхода заключается в гуманизации воспитания, основанной на развитии «воспитательных систем, нацеленных на создание условий для самоопределения, самореализации, самоутверждения, самоактуализации личности человека, расцвета его интересов и потребностей» [3, 21].
Учащиеся 5 класса на занятии по робототехнике в ГАНОУ «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»
Учащиеся 5 класса о время деловой игры «Как правильно распределить свое время»
Работа с классными коллективами предполагает гуманное общение, реальную заботу о детях, ориентацию на сотрудничество, создание ситуаций успешности, увлечение, партнерство. Примером таких мероприятий могут служить классные часы в форме мастерских ценностных ориентаций, которые были опубликованы автором статьи на сайте УРОК.РФ.
https://урок.рф/library/masterskaya_tcennostnih_orientatcij_naslazhdatsya_obsh_222637.html
https://урок.рф/library/masterskaya_tcennostnih_orientatcij_dlya_uchashihsya_1011_104513.html
https://урок.рф/library/masterskaya_tcennostnih_orientatcij__«net_poroka_gnus_101617.html
https://урок.рф/library/masterskaya_tcennostnih_orientatcij_«lozh_eto_voploshe_101408.html
Гуманистический подход в воспитании гарантирует доступность каждому учащемуся возможности для развития активности, инициативности и творчества.
Учащиеся 5 класса во время беседы, посвященной С.Михалкову, в рамках «Разговоров о важном»
Дети учатся рассуждать, выступают с собственными сочинениями на заданные темы, пробуют разные роли в учебном процессе, в том числе роль наставников, учителей, лекторов и т.п.
Также следует отметить, что на практике гуманистическая педагогика очень близко подходит к культурологическому подходу, исходящему из понимания образования как «культуросообразной образовательной среды, включающей в себя лучшие качества человечества, способы деятельности, материальные и духовные ценности культуры, в которой проявляется индивидуальность личности ребенка, способного сохранить и воссоздать общечеловеческую культуру» [2, 103].Этические беседы, посещение театра и кино, экскурсии и посещение музеев, проводимые в ОУ, способствуют реализации этого подхода и его идей на практике.
Учащиеся 5 класса во время посещения Брянского государственного
краеведческого музея
Также на практике гуманистическая педагогика вбирает в себя идеи аксиологического подхода, ориенированного на понимание и утверждение ценности человеческой жизни как высшего достижения, свободной созидательной деятельности. Об этом много и подробно классные руководители говорят с родителями во время личных бесед с родителями и на родительских собраниях, конспекты которых были опубликованы автором статьи на сайте УРОК.РФ.
https://урок.рф/library/roditelskoe_sobranie_ya_nauchu_vas_rodinu_lyubit_231230.html
https://урок.рф/library/roditelskoe_sobranie_prezentatciya_o_zdorove_d_203844.html
https://урок.рф/library/roditelskoe_sobranie_delovaya_igra_davajte_govo_220957.html
https://урок.рф/library/roditelskoe_sobranie_prezentatciya_pozdravlyayu_u_225716.html
Дети и их родители в музее-усадьбе А.К.Толстого в с.Красный Рог Брянской области
Тесно примыкает к гуманистическому подходу и проникает в него личностно- ориентированный подход, исходящий из признания ценности личности ребенка, помощи в его самоопределении, самореализации, и самосовершенствовании.
Учащиеся 5 класса в Президентской библиотеке им. Б.Н.Ельцина на конференции «Россия-мое Отечество»
Учащиеся 5 класса во время мастер-класса «Открытка к 23 февраля для папы»
Учащиеся 5 класса во время мастер-класса «Открытка к 23 февраля для папы»
Не только во время внеурочной деятельности, но и средствами уроков, их воспитательных возможностей в личностях будущих граждан воспитываются высшие этические ценности: доброта, честность, любовь, трудолюбие, совесть, патриотизм. (Приложение 2 - фрагмент урока по рассказу В.Некрасова «Вася Конаков»)
Практика личностно- ориентированного подхода предполагает формирование социального опыта, положительной социальной среды, развивающих видов деятельности, позитивной информационной среды.
Учащиеся 5 класса во время профильной смены в ГАНОУ «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»
На практике идеи личносто -ориентированного подхода находят свое выражение в таких формах, как часы свободного общения, конференции, различные виды тренингов, сюжетно-ролевые игры, упражнения по воображению и фантазии, скорочтение и скоропись, интеллектуальные игры, сказкотерапия и музотерапия и т.п.
Любой классный руководитель понимает, что истинность любой педагогической теории подтверждается только на практике. Мы исходим из того, что любая педагогическая технология представляет из себя систему гармонично связанных между собой приемов, форм и методов организации воспитательной работы, которые формируются исходя из целей и задач, сформулированных Рабочей программой воспитания каждого общеобразовательного учреждения в нашей стране.
Использованная литература
1. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М., 2003.
2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М., ИЦ «Академия», 2002.
3. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная системы школы: сущность, содержание, управление. Учебное пособие. М., 2003.
Приложение 1DOCX / 96.83 Кб
Приложение 2DOCX / 15.28 Кб
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна