Урок музыки в 3 классе «Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений»

6
0
Материал опубликован 12 January 2016

Тема «Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений»

Цель: представление о строении и составе голосового аппарата.

Задачи:
1.Научить учащихся свободному владению голосовым аппаратом.
2. Научить детей осознанно использовать в певческой деятельности музыкально-сенсорный опыт, приобретённый за время занятий (ансамблевое звучание, звуковысотность, ритм, динамику, тембр, правильность звукообразования, особенности певческой дикции, точность интонирования).
3. Подготовить голосовой аппарат посредством дыхательных, артикуляционных и вокально- технических упражнений.
4.
Овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания .
5. Сформировать мотивацию к пению.

Оборудование:

Мультимедиа проектор, музыкальный центр, компьютер, презентация.

Ход мастер - класса.

План занятия:

Организационный момент (2 мин)

Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока (5мин)

Выполнение задания (10 мин)

Подведение итогов (3 мин)

Рефлексия (2 мин)

I. Актуальность.

II. Сообщение темы и цели мастер-класса.

Поэтому тема нашего занятия: «Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений».

III. Предоставление новой информации.


 

Этап занятия


 

Содержание занятия


 

Примечания


 

1.Организационный момент (2 мин)


 


 


 


 


 


 

2.Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока (5 мин)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3.Выполнение задания (10 мин)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Подведение итогов (2 мин.)


 


 


 


 

Список литературы


 


 


 


 


 

- Здравствуйте, ребята! Я рада снова встретиться с вами на нашем занятии. Для начала, как всегда посмотрим, насколько мы готовы к нашему занятию. Достаньте тетради, ручки.

-Ребята, предлагаю вам прослушать музыкальные фрагменты и попробовать угадать, о чем же сегодня пойдет речь на нашем занятии? (слушание музыкальных фрагментов, детский, женский, мужской голос)

-Итак, что же вы услышали в прослушанных фрагментах?

-о чем же сегодня мы с вами будем говорить? (ответы детей)

-Правильно, о голосе.

-Какую цель мы можем себе сегодня поставить (понятие голоса, его воспроизведении, для чего нужен голос в пении, представление о строении и составе голосового аппарата …).

-Как вы думаете, что мы можем назвать голосом (издаваемые нами звуки или животным)

-Итак, голос- это способность человека издавать звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче.

В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки.

Воспринимаемые здоровыми органами слуха, слуховые раздражения из внешней среды оказываются в свою очередь раздражителями для нервных клеток, которые работают с органами голосового аппарата.

Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов.

Для того, чтобы человек мог издавать определенные звуки, должен участвовать не один орган, а целый аппарат. Как раз о нем сейчас и пойдет речь.

Итак, знакомьтесь - Голосовой аппарат!

Голосовой аппарат человека состоит из трёх основных частей:

1) Дыхательный аппарат;

2) Гортань с голосовыми связками;

3) Резонансная область (рупор или надставная трубка).

Гортань представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой. Она занимает переднюю часть шеи. Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют гортань. Эти свойства гортани очень важны особенно для оперных певцов.

-Итак ребята! Чтобы начать работу с голосовым аппаратом, сначала нужно его разработать, давайте выполним несколько упражнений.

- Начнём с дыхательной гимнастики по системе Александры Николаевны Стрельниковой. Создавалась она как способ восстановления певческого голоса. А помимо этого, способствует улучшению красоты тембра, расширению диапазона у тех, кто не имеет особых природных данных.

-Перейдем к практической части нашего мастер-класса. Познакомимся с правилами дыхательной гимнастики.

Правила: Вдох – шумный, резкий, короткий, предельно активный носом.

Выдох – осуществляется после каждого вдоха, не задерживая и не выталкивая воздух, абсолютно пассивный через рот.

-А теперь выполним несколько упражнений, которые мы можем использовать в качестве профилактики оздоровления голосового аппарата не только у учащихся, но и у взрослых. Делать их нужно четыре раза по восемь.

Первое упражнение называется «Ладошки».

Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях и покажите ладони зрителю. Сделайте шумный, короткий вдох носом, при этом сожмите ладони в кулак. Выдохнув, разжав кулаки.

Второе упражнение – «Маятник».

Исходное положение: встаньте прямо локти сожмите к животу на уровне пояса правая рука сверху, левая внизу в момент вдоха резко толкните руки к себе, на выдохе от себя, на следующем вдохе руки поменяли местами. Плечи расслаблены.

Третье упражнение – «Кошки» (приседание).

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте небольшое приседание и одновременно– резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание и тоже короткий, шумный вдох носом. Выдохи происходят между вдохами сами непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание лёгкое, пружинистое). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса.

Таким образом, если систематически выполнять эти упражнения, то результаты не замедлят сказаться.

Гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

- укрепляет дыхательную систему;

- положительно влияет на обменные процессы;

- способствует укреплению нервной системы и так далее.

Упражнения дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание, что является практической профилактикой в развитии и охране детского голоса, и готовят голосовой аппарат к исполнению музыкального материала.

2. Логоритмическая гимнастика

Следующий вид деятельности – логоритмическая гимнастика.

Это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения.

Одним из видов логоритмической гимнастики являются голосовые игры. Игры с голосом помогают выполнить массаж голосовых связок, что является самым простым и доступным способом профилактики и оздоровления голосового аппарата, и подготовке детей к исполнению музыкального произведения. Некоторые из них мы сейчас разучим.

Часики

  Рот закрыт, губы то расходятся в улыбку, то собираются вместе.

Лошадка.

На лошадке верхом дети щёлкают языком,

Все поскачем мы потом. изменяя форму губ как при часиках

Звонко цокают копытца. (поцокали цы-цы-цы).

Не пора ль остановиться? Тпру-у-у-у

Следующий вид логоритмической гимнастики – артикуляционные игры.

Прокусывает губа губу.
•   Прокусываем язык.
•    Челюстью вправо, влево.

Таким образом, эти упражнения –разогрели наш артикуляционный аппарат, а именно: губы, язык, голосовые связки, а самое главное эти упражнения – игры сделали наш мастер – класс разнообразным и занимательным.

6. Исполнение музыкального произведения

 Наш голосовой аппарат готов к исполнению музыкального произведения. Сейчас мы все вместе исполним песню «Разноцветный мир». Пусть она поможет нам восстановить положительное настроение.

VIII.Рефлексия. 
-Вам понравился сегодняшний урок? Перед вами цветные нотки, предлагаю вам, оценить наш урок и приклеить их на доску.

Мне было легко и интересно (красная) 
• Мне было трудно, но интересно (синая) 
• Мне было трудно, поэтому неинтересно (черная) 
Учитель оценивает работу учащихся на уроке .

8. Итог.

-Я надеюсь, что потраченное время не прошло для вас даром, и вы получили полезную информацию. Спасибо за внимание!

Дмитриев Л. Основы вокальной методики — М., 2000

Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — СПб., Изд-во «Лань», 2006

«Развитие голоса. Координация и тренинг» В. Емельянов, Новосибирск, 1991 г.

Фомичев М. И., Основы фониатрии, [Л.], 1949К. Плужников «Механика пения». Санкт-Петербург, 2006г.

Музыкальная энциклопедия в 6 т. – М., 1973 – 1999.

О. Павлищева «Методика постановки голоса»- М.: 1995г


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.