12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семченкова Татьяна Владимировна17
2

Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в условиях ФГОС» (из опыта работы)

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №28» г. Смоленска Смоленской области










«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

в условиях ФГОС» (из опыта работы)












Подготовила

учитель математики

высшей категории

Семченкова Т. В.









г. Смоленск

«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в условиях ФГОС»

(из опыта работы).

В уставе Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Результаты изучения состояния здоровья учащихся, проводимые различными организациями, говорят о том, что в период обучения в школе основные показатели здоровья детей снижаются, и поэтому одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема сохранения здоровья обучающихся. Основными причинами ухудшения состояния здоровья школьников считают не только недостаток физической активности, особенности питания, общую организацию обучения, неудовлетворительное состояние классных комнат, но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности.

Следовательно, образовательный процесс должен стать таким, чтобы он мог обеспечить школьнику сохранение здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Решению этой проблемы способствует внедрение в образовательный процесс здоровьесберенающих техник и технологий. Под здоровьесберегающими образователь­ными технологиями в широком смысле слова следует понимать все технологии, использова­ние которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся [3].

Традиционно математика является одним из сложных для школьников предметов, требующим напряжен­ной работы мозга. «Умственная деятельность всегда ведет к усталости и падению работоспо­собности. А это влияет на качество усвоения изучаемого материала и вообще на способность воспринимать какую-либо информацию» [1]. Затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а, следовательно, к снижению качества здоровья.

Каждому учителю, очевидно, что разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. При любой методике обучения, при самой лучшей её организации одни ученики будут продвигаться успешнее, другие с большим трудом и медленнее. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Поэтому основа моей работы – признание индивидуальности ученика, создание необходимых условий для его развития.

Работу выстраиваю следующим образом:

Провожу диагностики по выявлению уровня тревожности, уровня мотивации.

Выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету, провожу тест на определение уровня обучаемости (по Третьякову П.И.) и дальнейшую работу планирую с учётом индивидуальных возможностей и особенностей учащихся (Приложение 1).

Для эффективности и качества организации учебной деятельности учащихся веду диагностику результатов контроля.

Выстраиваю систему работы по корректировке пробелов в знаниях учащихся.

Готовясь к уроку, я всегда помню о том, что для каждого ученика урок должен стать адаптивным, где обучение каждого ребёнка будет проходить в зоне его ближайшего развития, где ученику будет комфортно, где он сможет реализовать себя. Для поддержания эмоционального здоровья своих учеников, с первых минут урока стараюсь создать положительный эмоциональный настрой, обстановку доброжелательности. Это­му способствуют различные приемы эмоционального воздействия: похвала, юмор, эмоциональная речь учителя, стимулирование интереса, использование музыкальных и поэ­тических пауз. В течение всего урока провожу работу по профилактике стрессов создаю ситуацию успеха, оказываю педагогическую поддержку, выстраиваю с учащимися субъект-субъектные отношения, т.е. ставлю их в рефлексивную позицию (как ты будешь это делать?). Хорошие результаты даёт работа в парах, в группах, где более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Для сохранения физического здоровья учащихся урок выстраиваю с учётом строгой дозировки учебной нагрузки, с учётом динамичности учащихся, их работоспособности, не допускаю однообразия. Смена видов деятельности на уроке должна быть обоснована, т. к. частая смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий. Исследователями предла­гаются такие рекомендации: «В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке» [3]. «Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной дея­тельности — 7–10 минут. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самосто­ятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут» [1].

Понятно, что ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому моя задача – помочь ученику в процессе обучения преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность, иначе это может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

При выборе использования методов, форм, педагогических технологий исхожу из целей, задач и ожидаемых результатов урока, а также методического и технического обеспечения. В условиях реализации ФГОС задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить школьников добывать эти знания, т.е. научить учиться.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, использую проблемное обучение, которое позволяет учащимся занимать активную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый учителем материал, но и самим искать ответы, брать на себя ответственность за результаты своего обучения. Но самоё главное, что важно для сохранения здоровья школьников, проблемное обучение снимает психологическое напряжение (Приложение 2).

Исходя из своего опыта, осмелюсь утверждать, что системное использование игровой технологии в образовательном процессе, даёт положительную динамику его результатов. Игровые задания являются эффективным средством решения математических заданий при отработке умений и навыков учащихся, а также при организации контроля знаний учащихся, при обобщении и систематизации. Уникальность игры как метода состоит также в том, что он позволяет сделать на уроке доступной и интересной будничную деятельность по усвоению материала. Другой позитивной стороной игры является то, что она является оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает социализацию и адаптацию обучающихся, выполняет функцию стрессового контроля.

Создавая на уроке условия для инициативы учащихся, побуждая их к самостоятельной работе, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов, применяю коллективные способы обучения. Очень важным при этом считаю то, что учащиеся являются не пассивными, а полноправными участниками образовательного процесса. Также ценным в этой технологии считаю, что ученики овладевают приёмами ведения «математического» диалога, навыками общения. Коллективные способы обучения позволяют решать вопросы дифференцированного подхода в обучении.

Применение ИКТ позволяет снимать перегрузки учебного процесса, проявить учащимся самостоятельность и творчество в учебной деятельности.

Наряду с традиционной формой комбинированного урока использую в работе следующие нетрадиционные формы: урок-лекция, урок-конференция, урок-зачёт, урок-презентация, урок-игра.

При подведении итогов урока выясняю, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Домашнее задание даю в соответствии с нормами СанПиН, разноуровневое, при этом комментирую его.

Серьёзно также отношусь к оценке учебного труда учащихся. Использую словесное сопровождение оценивания знаний, проявляю уважение к ученику, стараюсь научить учащихся оценивать самих себя. При работе в группах использую взаимооценку.

Содержание учебного материала, по возможности, использую для пропаганды здорового образа жизни (Приложение 3).

Считаю очень важным моментом в правильной организации учебной деятельности – соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещённость, чистота, тепловой режим). На уроке провожу физкультминутку, при этом стараюсь упражнения органически вплести в канву урока. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

«Терпимость учителя к ученику – основы взаимодействия учителя и ученика» (Рерих).

За годы работы в школе выработала систему деятельности в работе с неуспевающими учащимися, не оставляя без внимания ни одного случая ученической неуспешности:

определяю, носит ли неудовлетворительная оценка случайный или системный характер;

выясняю степень заинтересованности ученика к предмету;

выясняю, каково отношение к ученику в классе, где он учится;

выясняю характер отношений в семье учащегося, и может ли он рассчитывать на поддержку и помощь родных;

составляю план работы по преодолению отставания;

подбираю задания для ликвидации пробелов, соответствующие уровню готовности учащегося;

по возможности назначаю консультанта из одноклассников ученика или становлюсь им сама.

Необходимо создать ситуацию предстоящего успеха, замечать каждый положительный результат ученика.

В результате использования инновационных здоровьесберегающих техник и технологий, разнообразных форм проведения урока в органическом сочетании с традиционными методами и приёмами обучения, я добиваюсь не только планируемых результатов образовательного процесса, а самое главное сохраняю здоровье своих учеников.
























ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1.

Тест на определение уровня обучаемости (по Третькову П.И.)


Алгоритм

Отобрать небольшой по объему материал базового уровня.

Повторить все, что нужно для усвоения новой информации.

Объяснить материал.

Показать образец применения в сходной ситуации.

Показать образец применения в новой ситуации, частично измененной.

Провести тест (устно или письменно).

Тест. (8/)

Напиши (повтори), воспроизведи, что ты услышал, узнал нового (проверка воспроизведения).

Ответь на вопрос причинно-следственного характера (отчего, почему, зачем, установи зависимость) (проверка понимания).

Выполни задание по образцу.

Выполни задание в измененной ситуации (обычно меняют по одному параметру).

Когда справились 4 – 5 человек, то работу собирают у всех.

4 задания – III уровень, 3 задания – II уровень, меньше – I уровень.











Приложение 2t1651411384aa.gif

Дидактический материал к уроку геометрии в 8 классе по теме

«Отношение площадей подобных треугольников»

(технология проблемного обучения).

Примечание. Класс разделён на группы, каждая из которых, выполняя задание, ищет ответ на проблемную ситуацию «Чему равно отношение площадей подобных треугольников? Есть ли закономерность в отношении площадей подобных треугольников»?

Задание:

Вариант I


ДАНО

НАЙТИ

НАЙТИ



треугольник АВС

подобен

треугольнику MNK


АВ=7, ВС=25, АС=24

МN=12, высота КН = 3,5

угол А равен углу М, 

угол С равен углу N



SABC



SMNK : SABC





SMNK


Вариант II


ДАНО

НАЙТИ

НАЙТИ



треугольник АВС

подобен

треугольнику MNK


АВ=17, ВС=15, АС=8

МN=4, высота КН = 7,5

угол А равен углу М, 

угол С равен углу N



SABC



SMNK : SABC





SMNK



Приложение 3.

Задачи по пропаганде здорового образа жизни.

Подросток должен спать в сутки 9 часов. Какую часть суток подросток спит? Какую часть суток он бодрствует? ( Обыкновенные дроби, 5 класс).

Чтобы приготовить полезный для здоровья коктейль, надо смешать 100 г молока, 60 г малины, 30 г клубники, 75 г черники и 15 г меда. Какую часть коктейля составляет малина? ( Обыкновенные дроби, 5 класс).

Среднее арифметическое двух чисел равно 32,5. Одно из этих чисел равно 15. Найдите второе число, которое показывает суточную норму для человека витамина С в миллиграммах (Среднее арифметическое, 5 класс)

Выкурив 2 сигареты, человек принимает 1,6 мг яда никотина. Сколько яда примет человек, выкурив 20 сигарет? (Десятичные дроби, 5 класс)

Определите массу компонентов в салате «Витаминный» массой 230 г, если яблока в салате в 8 раз больше, чем орехов и на 60 г больше, чем моркови, а сельдерея столько же, сколько моркови (Решение задач с уравнением, 6 класс).

Суточная норма потребления белка в среднем составляет 70 грамм. В 100 г отварного мяса содержится 20% белка. Сколько мяса по весу содержит суточную норму белка? (Проценты, 6 класс)

Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, которые выражают суточную норму для организма человека витаминов В1 и В2 в миллиграммах (Системы линейных уравнений с двумя переменными, 7 класс )


Список используемых источников.

Абрамова Г. В. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики [Электронный ресурс] / Г. В. Абрамова. — Режим доступа к ст. http:// school11kgd.narod.ru/abramova.htm

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий Том 1. – М.: НИИ школьных технологий,2006.816с.

Шалкина С. В. Здоровьесберегающие техноло­гии на уроках математики [Электронный ре­сурс] / С. В. Шалкина. — Режим доступа к ст.: ttp://festival.1september.ru/articles/311946 /





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.