Сценарий физика 8 класс "Электризация тел".

0
0
Материал опубликован 28 September

**Цели и задачи урока:**


**Образовательные:**

- Сформировать понятие об электризации тел

- Изучить явление статического электричества и условия его возникновения

- Познакомить с историей открытия электризации

- Научить проводить простейшие эксперименты по статическому электричеству


**Развивающие:**

- Развить навыки экспериментальной работы

- Совершенствовать умения работать в команде

- Развить критическое мышление и аналитические способности


**Воспитательные:**

- Воспитать интерес к физике как науке

- Сформировать научное мировоззрение

- Воспитать культуру общения и взаимопомощи

**Методическое оборудование:**

- Раздаточные материалы (карточки с заданиями)

- Оборудование для экспериментов: пластиковые линейки, воздушные шарики, бумага, шерстяная ткань, эбонитовые палочки, мелкие кусочки бумаги, пенопластовые шарики

- Мультимедийное оборудование для презентации

- Сигнальные карточки для оценивания

Ход урока:


1. Организационный момент (3 минуты)**


"Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок - мы превратимся в участников научного шоу! Меня зовут Алёна Александровна, и я буду вашим координатором. Для начала давайте разделимся на 5 групп по геометрическим фигурам: треугольник, квадрат, прямоугольник, зигзаг и круг."

*(Дети делятся на группы.)*


"Выбрав геометрическую фигуру, вы определили свою роль в нашем научном шоу. Каждая фигура обладает уникальными характеристиками, которые помогут вам успешно справиться с заданиями."


**Распределение ролей:**

1. **"Треугольники"** - творцы и новаторы. Ваша роль - ведущие научного шоу (4 человека)

2. **"Квадраты"** - системные и организованные. Ваша роль - организаторы экспериментальной части (4 человека)

3. **"Прямоугольники"** - гибкие и адаптивные. Ваша роль - сценаристы выступления (4 человека)

4. **"Зигзаги"** - активные и энергичные. Ваша роль - лаборанты-экспериментаторы (6 человек)

5. **"Круги"** - гармоничные и миролюбивые. Ваша роль - эксперты и члены жюри (4 человека)


**2. Мотивационный этап (5 минут)**


"Прежде чем мы начнем, я хочу рассказать о своей роли. Моя геометрическая фигура - ЛУЧ. Почему именно луч? Потому что луч - это начало пути, который расширяется и ведет вперед. Как луч, я буду направлять нашу деятельность и помогать всем участникам взаимодействовать друг с другом.


А теперь представьте: вы включаете свет, заряжаете телефон, смотрите телевизор - все это работает благодаря электричеству. Но есть и другая форма электричества - статическое, которое мы можем создать сами с помощью простых предметов. Сегодня мы станем исследователями этого удивительного явления!"


**3. Подготовительный этап (10 минут)**


Каждая группа получает конкретные задания:


**Организаторы ("Квадраты"):**

- Подобрать необходимое оборудование для экспериментов

- Подготовить демонстрационный стол

- Обеспечить технику безопасности

- Подготовить презентацию по теории статического электричества


**Ведущие ("Треугольники"):**

- Подготовить 5 интересных вопросов для викторины с вариантами ответов

- Распределить роли ведущих

- Отрепетировать выступление

- Продумать интерактив с залом


**Эксперты ("Круги"):**

- Разработать систему оценивания выступлений

- Создать сигнальные карточки для голосования

- Подготовить плакаты поддержки для участников

- Разработать критерии оценки экспериментов


**Сценаристы ("Прямоугольники"):**

- Написать детализированный сценарий выступления

- Скоординироваться с организаторами о доступном оборудовании

- Сделать 4 копии сценария для ведущих

- Продумать логические переходы между этапами шоу


**Лаборанты ("Зигзаги"):**

- Разделиться на 3 команды по 2 человека

- Придумать названия команд и девизы, связанные с темой электричества

- Подготовить эмблемы команд

- Изучить технику проведения экспериментов


**4. Проведение научного шоу (25 минут)**


**Сценарий "Статическое электричество"**


**Ведущий 1:** "Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем научном шоу 'Статическое электричество'!"


**Ведущий 2:** "Сегодня мы погрузимся в удивительный мир физики и узнаем, как обычные предметы могут приобретать необычные свойства!"


**Ведущий 3:** "А теперь встречайте наших смелых исследователей - команды лаборантов! Давайте поприветствуем их громкими аплодисментами!"


*(Участники поднимаются на сцену.)*


**Знакомство с командами:**

- Команда 1: название и девиз

- Команда 2: название и девиз

- Команда 3: название и девиз


**Ведущий 4:** "Прежде чем начать эксперименты, давайте вспомним теорию. Еще древние греки заметили, что если потереть янтарь о шерсть, он начинает притягивать легкие предметы. Это явление назвали электризацией."


**Эксперимент 1: "Притяжение бумаги"**


**Материалы:** мелкие бумажные кусочки, пластиковые линейки, шерстяная ткань.


**Ход эксперимента:** Участники натирают линейки о шерсть и демонстрируют притяжение бумажных кусочков.


**Объяснение:** "При трении линейка приобретает отрицательный заряд, а бумага остается нейтральной. Заряженная линейка притягивает легкие бумажные кусочки."


**Эксперимент 2: "Танцующий пенопласт"**


**Материалы:** мелкие пенопластовые шарики, воздушные шарики.


**Ход эксперимента:** Надутый шарик натирают о волосы или шерсть и подносят к пенопластовым шарикам.


**Объяснение:** "Наэлектризованный шарик заставляет пенопластовые шарики 'танцевать' благодаря электростатическому взаимодействию."


**Эксперимент 3: "Разделение смеси"**


**Материалы:** смесь соли и молотого перца, пластиковая ложка, шерстяная ткань.


**Ход эксперимента:** Наэлектризованной ложкой разделяют смесь соли и перца.


**Объяснение:** "Легкие частицы перца притягиваются к заряженной ложке сильнее, чем тяжелые кристаллы соли."


**Научная викторина:**


Ведущие задают подготовленные вопросы командам:


1. "Кто впервые описал явление электризации янтаря?"

а) Гераклит

б) Фалес Милетский

в) Архимед


2. "Какие заряды притягиваются?"

а) Одинаковые

б) Разные

в) Все без исключения


3. "Что из перечисленного является примером 'дикого' электричества?"

а) Батарейка

б) Грозовая молния

в) Электропроводка


4. "Как называется прибор для защиты от молнии?"

а) Электрометр

б) Молниеотвод

в) Громоуловитель


5. "Что происходит при трении двух различных материалов?"

а) Нагревание

б) Перераспределение электронов

в) Изменение цвета


**5. Рефлексия и подведение итогов (10 минут)**


**Обсуждение результатов:**

- "Какие эксперименты были наиболее зрелищными?"

- "С какими трудностями столкнулись участники?"

- "Что нового вы узнали о статическом электричестве?"


**Вопросы для рефлексии участников:**

- "Понравилась ли вам ваша роль в шоу?"

- "Что было самым интересным в подготовке и проведении экспериментов?"

- "Как вы оцениваете работу своей команды?"


**Награждение команд:** Эксперты объявляют результаты и вручают символические награды.


**Заключительное слово координатора:**

"Каждый из нас, как уникальная геометрическая фигура, внес свой вклад в общее дело. Квадраты обеспечили порядок, треугольники - креатив, прямоугольники - адаптивность, зигзаги - энергию, а круги - гармонию. Вместе мы создали нечто большее - настоящее научное шоу! Помните: наука - это не только формулы, но и увлекательное путешествие в мир открытий!"


**Домашнее задание:**

- Подготовить сообщение о практическом применении статического электричества

- Провести дома простой эксперимент с наэлектризованной расческой


---


#### **Приложения:**


**Вопросы для викторины с ответами:**


1. **Вопрос:** Какая частица атома перемещается при электризации трением?

**Ответ:** Электрон


2. **Вопрос:** Можно ли электризовать металлический стержень, держа его в руке?

**Ответ:** Нет, металл будет проводить заряд в руку


3. **Вопрос:** Как взаимодействуют два тела, имеющие одинаковые заряды?

**Ответ:** Отталкиваются


**Материалы для экспериментов:**

- Пластиковые линейки и расчески

- Воздушные шарики

- Бумага и ножницы

- Шерстяная и шелковая ткани

- Эбонитовые и стеклянные палочки

- Мелкие кусочки бумаги, пенопласта, соль и перец


**Критерии оценивания:**

- Правильность проведения эксперимента (5 баллов)

- Научность объяснения (5 баллов)

- Творческий подход (3 балла)

- Командная работа (3 балла)

- Зрелищность (2 балла)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.