Урок «Условия плавания тел» (Физика, 7 класс)

1
0
Материал опубликован 29 November 2017 в группе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Луначарская общеобразовательная школа №8










Методическая разработка открытого урока по физике «Условия плавания тел»









Учитель: Мищенко В.А.












4 марта 2017 г.


Урок физики в 7-м классе на тему "Плавание тел"

Цель урока: Выяснить  условия плавания тел в жидкости, усвоить их на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания.

Задачи:

теоретически вывести условия плавания тел в жидкости;

установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;

продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы;

проверить усвоение нового материала;

развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

воспитание интереса к предмету;

знакомство с методами научного познания и их взаимосвязи;

воспитание культуры в организации учебного труда.

Оборудование:

проектор, экран;

компьютеры с тестами  по количеству учеников;

на 2 человека набор: 4-6 стаканов с водой, грузики: деревянный и железный, стеклянный пузырёк с песком, кусочки картошки, соль, палочка  для размешивания;

опорные конспекты по количеству учащихся.

Ход урока

(Урок сопровождается показом презентации – <Приложение 1>)

Оргмомент. Для установления контакта давайте выполним упражнение (слайд 1)

Сначала мы вместе с вами проведем устный опрос.


 

1. Послушайте внимательно отрывок из рассказа А.П. Чехова «Степь» .

Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная, и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он нырнул и …опять нырнул…та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его на верх» (слайд 2)


 

2.Почему возникает сила, выталкивающая тело из жидкости? (слайд 3)


 

3.От каких величин зависит архимедова сила? (слайд 4)


 

4.Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? (слайд 5)


 

5.Как могут вести себя тела, погруженные в жидкость? (слайд 6)


 

Объявление проблемы нашего урока (слайд7). Проблема урока.

Почему одни тела плавают, а другие тонут?

Объявление темы урока. (Слайд 8)

Должны знать (слайд 9)

Условия плавания тел.

Должны уметь

с помощью таблицы плотностей тел определять что будет происходить с телом, погруженным в жидкость.

Актуализация знаний.

Приведите примеры тел, которые плавают на поверхности воды?

А какие тела тонут в воде?

Загадка; Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.

(Этот термин вам известен из географии)

Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает

.

(Дети отвечают: Айсберг. Учитель показывает(слайд 10) и обращает внимание на подводную часть айсберга).

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

(Учащиеся путаются в ответах.)

Физминутка

Давайте вспомним проблему урока.

Почему одни тела плавают, а другие нет!

Решение проблемы - изучение нового материала.

И начинаем шагать  к нашей цели маленькими шажками.

Поработаем с опорными конспектами <Приложеие 2> – карточками к уроку, но они полностью не дописаны.Вам самим нужно в течение урока их заполнить.

(Разбиться на группы)

Выполняем первое задание на карточке к уроку.

Проведём опыт 1. Задание1.Перед вами стакан с водой ,два бруска( железный и деревянный) и стеклянный пузырёк с песком. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в  воде. Опустите их в стакан с водой.

В карточках выбирают правильные ответы(слайд 11)

Задание 2. Обозначьте силы, действующие на тела, в каждом случае.

Учащиеся зарисовывают в карточках силы.(слайд 11)

Задание 3. Вывод : А теперь сделайте вывод об условиях плавания тел в жидкости.

(Выполним задание 3)

(Учащиеся заполняют схему на карточках, сравнивая Архимедову силу и силу тяжести, действующие на тело, проверяем по слайду 12).

Итак, мы решили проблему и выяснили условия плавания тел.

.Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?

Проведём опыт 2. У нас два стакана с водой, соль, кусочки картошки. Попробуем доказать своё предположение. (Учитель проводят опыт).

Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает. Значит, условие плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела.

Докажем это ещё и теоретически.

Запишите формулу, выражающую  закон Архимеда. (Щелчок по слайду 13).

Запишите формулу  для вычисления силы тяжести (Щелчок по слайду 13).

Какие одинаковые величины входят в обе формулы? А какая отличается? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ. (Щелчок по слайду 13)

Поработаем с таблицей плотностей веществ.(книга страница 50-51)

1.Что произойдет с железным бруском, помещенным в ртуть?(слайд 14)

2.Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему? (слайд 15)

3.В какой воде и почему легче плавать? (слайд 16)

Посмотрите, как человек плавает в Мёртвом море, плотность солёной воды которого значительно больше плотности пресной. (Слайды 16-17).

Домашнее задание.

1 уровень. § 50, ответить на вопросы в конце параграфа.

2 уровень § 50, ответить на вопросы:

1) Почему фольга в форме кораблика плавает на поверхности воды, а плотно свёрнутая – тонет?

2)Подумайте, почему корабли, сделанные из железа, плотность которого гораздо больше плотности даже солёной воды, не тонут  в море?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.