Факультативное занятие по физике «Электризация тел» (Физика, 8 класс)

10
0
Материал опубликован 12 June 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Факультативное занятие по физике «Электризация тел».

Пояснительная записка.

Мастер-класс по физике «Электризация тел» можно провести в 8 классе после изучения тем «Электризация», «Объяснение электризации», «Строение атома», как урок повторения и закрепления материала.

Дата проведения 3-4 неделя декабря.

Учитель Забелина М.В.

Урок № 1

Количество часов по программе факультатива «Первые шаги в электротехнику» (8класс): 34часа.

Тема

«Электризация тел»

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний и умений.

Цели урока

Сформировать у учащихся понятие о статическом электричестве и отработать умения применять предметные знания в условиях решения экспериментальных задач.

Задачи:

Образовательные:

1.создать условия для развития умения выполнять экспериментальные исследования согласно алгоритму.

2.повторить теоретические и практические знания, полученные при изучении темы «Электризация».

3. познакомить учащихся с историей зарождения учения об электричестве.

Развивающие:

1.обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

2.обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми объектами.

3.обеспечить условия для овладения обучающимися алгоритмом решения исследовательских задач.

Воспитательные:

1. воспитывать коммуникативные навыки работы в группах.

2.воспитывать дисциплинированность и собранность, ответственность, аккуратность, культуру мышления.

3.в ходе занятия вовлекать учащихся в активную практическую, исследовательскую деятельность.

Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений об электрических явлениях;

2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.уметь использовать физическое оборудование и приборы для получения необходимой информации.

2.уметь делать выводы на основе эксперимента и грамотно выражать свои мысли.

 

УУД

Познавательные:

1.умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

Личностные:

1.ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2.осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

Регулятивные: 

1.ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

2.умение наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся;

Коммуникативные: 

1.умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

2. работать индивидуально и в группе.

Основные понятия

Электризация, заряд, взаимодействие, электрон, ион, атом.


 

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные технологии

Основные методы

Формы работы

Ресурсы

1.Слушают объяснение учителя.

2. Выполняют и объясняют эксперимент.

3.Работают с оборудованием и материалами для опытов.

4.Решают задачи и отвечают на вопросы.

5. Слушают выступления одноклассников.

Технология сотрудничества и проблемного диалога.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Групповая, парная, общеклассная

Оборудование и материалы для опытов: две бумажные полоски от тетрадного листа шириной 1 см, пластмассовая ручка, тетрадь, стеклянная и эбонитовая палочки, гильзы из фольги, стеклянные и эбонитовые палочки, шелк, войлок.


 

План занятия.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Перечень УУД, выполняемых обучающимися на соответствующих этапах

1. Вводно-мотивационный этап.

Обеспечивает благоприятный настрой. Вступительное слово учителя.

Настраиваются на работу. Слушают. Обсуждают.

Личностные Познавательные

2. Операционно-содержательный этап.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

Выполняют. Обсуждают. Делают выводы.

Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные

3.Рефлексивно-оценочный этап

Предлагает ответить на вопросы.

Отвечают.

Личностные Регулятивные


 

Конспект занятия.

  Древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск "электрон"- что значит "солнечный камень". Отсюда и произошло само слово «электричество».

Сообщение по теме. (Легенда об открытии электризации по книге В. Рюмина «Занимательная электротехника»).

Способность янтаря электризоваться была известна давно. Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый древнегреческий   философ Фалес Милетский(624-547гг. до нашей эры). Вот как об этом рассказывает легенда. Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. Когда к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты  шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.

Первые научные представления об электричестве были изложены придворным врачом английской королевы Елизаветы Уильямом Гильбертом (1544–1603 г.г.), который доказал, что способностью натертого янтаря обладают стекло, сургуч, сера и притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комочки земли и воду.

Первую электрическую машину в 1650 году построил немецкий ученый Отто Герике. Сначала он изготовил из серы большой шар. Натирая рукой шар, Герике наблюдал притяжение к нему легких предметов. Для большего удобства ученый установил шар на оси в особом станке. Вращая с помощью рукоятки шар и прижимая к нему ладонь, его можно было наэлектризовать. Наблюдая притяжение легких тел к наэлектризованному шару, он заметил, что пушинки и кусочки бумаги, коснувшись шара, отскакивали от него. Герике удалось даже заставить пушинку, коснувшуюся шара, плавать над электризованным шаром в воздухе.

Французский физик Шарль Дюфе в 1730 г. изучил взаимодействие наэлектризованных тел. Он впервые заметил, что натертые шелком стеклянные палочки отталкиваются друг от друга, а к эбонитовой палочке притягиваются. Дюфе объяснил это явление тем, что существуют два рода электричества – «стеклянное» и «смоляное». Американский физик и политический деятель Бенжамин Франклин в 1778 году изменил понятие «стеклянное» электричество на положительное, а «смоляное» назвал отрицательным. В таблице № 1 указаны виды зарядов, возникающих у тел при их электризации трением.

Таблица №1

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЗАРЯДЫ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЗАРЯДЫ

Шерсть, мех

Янтарь, смолы, сургуч, воск, сера, резина, пластмассы

Стекло, горный хрусталь, драгоценные камни

Шелк, бумага


 

Проведем эксперимент.

 

 Порядок действий.

Приложение. Фотографии.

11.

Приготовить необходимые для эксперимента приборы и материалы: две бумажные полоски от тетрадного листа шириной 1 см, пластмассовая ручка, тетрадь, стеклянная и эбонитовая палочки, гильзы из фольги, маятники из эбонита и стекла, стеклянные и эбонитовые палочки, шелк, войлок.

12.

а) Положите одну бумажную полоску на тетрадь и проведите по ней несколько раз пластмассовой ручкой. Затем в одну руку возьмите полоску, а в другую – ручку и сближайте их. Бумажная полоска начнёт изгибаться в сторону ручки, т.е. между ними возникнет притяжение.

б) Теперь положите две бумажные полоски на тетрадь и проведите по ним ручкой несколько раз. Возьмите полоски в разные руки и сближайте их. Полоски будут изгибаться в противоположные стороны, т.е. между ними будут возникать силы отталкивания.

13.

Подвесьте на штативе две гильзы из фольги. Гильзы должны висеть на одном уровне. Зарядите одну из них. Другую начинайте приближать. В первый момент они притянутся, прикоснутся и резко оттолкнуться друг от друга. Между гильзами поместите палочку, имеющую тот же знак заряда, – гильзы разойдутся на больший угол.

14.

Электризация эбонитовых колец.

15.

Электризация стеклянной палочки и ее действие на такую же стеклянную палочку. 


Презентация к занятию
PPTX / 1.88 Мб

Источники.

1.https://multiurok.ru/blog/lieghienda-ghlasit.html

2. http://открытыйурок.рф/статьи/611952/

3. https://infourok.ru/konspekt_uroka_elektrizaciya_tel._dva_roda_elektricheskih_zaryadov.-357230.htm

4. https://lektsii.org/1-73358.html

5. http://fiz.1september.ru/2002/19/no19_1.htm

http://fiz.1september.ru/2002/19/no19_1.htm

Предварительный просмотр презентации

Факультативное занятие по физике «Электризация тел».

Вспомним основные понятия. От какого греческого слова происходит термин «Электричество»? Какое явление называют электризацией? Какими способами можно наэлектризовать тела? Какие два рода зарядов существуют в природе? Заряд, какого знака получает стеклянная палочка, потертая о шелк? Заряд, какого знака получает эбонитовая палочка, потертая о мех? Как взаимодействуют одноименные заряды? Как взаимодействуют разноименные заряды?

Приготовим необходимые для эксперимента приборы и материалы

Игра «Верю» - «Не верю» 1. Электроном греки называли янтарь. 2. Тело, которое наэлектризовано нагревается. 3. Фалес впервые исследовал явление электризации. 4.Электрические заряды бывают только положительными. 5. Если у тел заряды одного знака, они отталкиваются, если разного – притягиваются. 6. Электризация - получение телом электрического заряда.

Задачи. 1) С какой целью на предприятиях приводные ремни натирают пастой, проводящей электрические заряды, а шкивы заземляют? 2) Чем объяснить, что при промышленном изготовлении пороха его обволакивают порошком графита? 3) Антенны нередко электризуются движущимися массами пыли и сухого снега. Может ли это сказаться на работе радиоприемников? 4) Фотолюбитель перематывал в темноте пленку на катушку кассеты. Пленка легла свободно, и он стал ее натягивать, чтобы уплотнить намотку. В результате пленка оказалась засвеченной. Объясните причину этого явления.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.