Открытый урок физики по теме «Электризация тел. Два рода зарядов» (8 класс)

4
0
Материал опубликован 22 February 2017

Пояснительная записка к презентации

Урок 26/1

Тема: Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

Цели урока:

Образовательная. 

Ввести новые понятия: электризация, электричества, проводники и непроводники электричества. На практике дать понятие двух видов заряда и рассмотреть виды их взаимодействия.

Воспитательная. 

Формировать умение устанавливать межличностные отношения, работать в группах, учить аргументировано высказыванию своих суждений.

Развивающая. 

Развивать критическое мышление.

 Задачи:

 1. Развивать навыки исследовательской работы, учить анализировать полученный результат эксперимента, делать выводы.

2. Развивать навыки работать работы в группе.

3. Учить видеть физические явления в жизни, научно объяснять их.

4. Учить работать с учебником.

 Используемые технологии:

1. Технология критического мышления.

2. Кейс-метод.

 Демонстрации к уроку:

1. Демонстрации для изучения электризации тел.

2. Демонстрации для изучения взаимодействия заряженных тел.

3. Презентация  

Литература:

 1. Пёрышкин А.В. Физика 8.- М.: Дрофа, 2014г

2. Кабардин О.Ф.Справочник по физике. - М.: Дрофа, 1997г

3. Лукашик В.И Сборник задач по физике. – М.: Просвещенеие,2000г

4. А.Н. Томилин «Мир электричества» - М.: Дрофа, 2004г

Ход урока

Девизом нашего сегодняшнего урока будут слова известного корифея педагогики Яна Амоса Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»

Я считаю, что этот день не будет несчастным, потому что мы опять будем узнавать что-то новое. Вы согласны со мной?

Тему нашего сегодняшнего урока, вы должны будете сформулировать сами после того, как я вам прочту следующий отрывок (зачитываю отрывок из книги А.Н. Томилина «Мир электричества» с.7.

Так как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (заслушиваю мнения учащихся)

Учащиеся пытаются сформулировать тему урока.

Для того, чтобы вам систематизировать уже имеющиеся свои знания по теме и поставить перед собой вопросы, мы прочитаем ключевые слова к уроку, какие ассоциации они у вас вызвали? Составьте небольшой рассказ с использованием хотя бы некоторых из этих слов. А незнакомые термины пусть вам помогут составить вопросы к уроку. Заполняют колонки таблицы: знаю, хочу узнать, используя ключевые слова.

(Работа в группах, а затем мозговой штурм)

Ключевые слова: электричество, электризация, заряды (положительный и отрицательный), взаимодействие, проводники и непроводники.

Формулируют  задачи урока.

По мере объяснения темы, составляем кластер.

Приступим к исследованиям

1. Прошу учащихся потереть ручку о волосы и поднести к мелко нарванным листочкам бумаги. Что наблюдаете?

2. Опыт с алюминиевой гильзой и палочкой. Что наблюдаете?

3. Опыт с воздушным шариком. Что наблюдаете?

Ребята, как вы думаете, что же это за явления, которые мы наблюдали? Данные явления называются электрическими, а в их основе лежит явление электризация. Приведите примеры данного явления из своей жизни.

Работа с учебником: с. 58 читают абзац 4.

Прошу объяснить, что значит наэлектризовать тело (заслушиваю ответы учащихся). Подумайте и ответьте, а какое минимальное количество тел может участвовать в электризации? Как можно наэлектризовать тело?

В нашей беседе появилось слова электрический заряд. Давайте совершим небольшое путешествие в историю.

В 1733 году французский ботаник и физик Шарль Дюффе открыл два вида заряда – заряды, полученные в результате трения двух смолистых веществ (он их назвал «смолистым электричеством») и заряды, полученные при трении стекла и слюды («стеклянное электричество»). А американский физик и политический деятель Бенжамин Франклин в 1778 году заменил термин «стеклянное электричество» на «положительное», «смоляное» на «отрицательное». Эти термины и прижились в науке.

Итак, какие заряды бывают? Как вы думаете, что мы должны узнать и выяснить дальше? (как взаимодействуют заряженные тела)

Приступаем к фронтальному эксперименту с электрическими султанами.

Прошу сделать вывод из увиденного.

Ребята, а вы слышали такие понятия, как, проводники и диэлектрики (непроводники). Работа с учебником с. 62 – находят определения. Приведите примеры проводников и непроводников из своего жизненного опыта.

Закрепление изученного материала

Выполнение теста «Электризация. Два рода зарядов» (4 мин)

Взаимопроверка по образцу - за каждый правильный ответ – 1 балл.

Критерии выставления отметок:

7 б – «5»

5,6 б – «4»

4 б – «3»

3 б и менее – «2»

Электризация в природе и в жизни.

1. Работа с кейсами в группах по плану:

I. Прочитайте кейс, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.

II. Ответьте на вопросы после кейса.

1 группа.

Кейс: Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.

Вопросы к кейсу:

- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?

- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?

- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?

  2 группа.

Кейс. Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.

Вопросы к кейсу:

 - Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?

- Прав ли был механик автоколонны?

- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?

 3 группа

Кейс: Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль, не доехав немного до автозаправки, остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.

Вопросы к кейсу:

- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?

- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?

- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?

Рефлексия

Составление синквейна  или можно провести рефлексию «Острова»

Составление синквейна,например:

1. Электризация.

2. Отрицательные и положительные заряды.

3. Отталкиваются, притягиваются, взаимодействуют.

4. Не забывай об электризации.

5. Осторожно!

Рефлексия "Острова"

На экране изображено море и множество островов, например, о. Надежды, о. Радости, о. Просветления, о. Грусти и т. д
Презентация к уроку "Электризация тел. Два рода зарядов"
PPTX / 319.52 Кб
..

Прошу учащихся выбрать остров, который соответствует их состоянию в конце урока (с учётом того, как они поработали на уроке)

Домашнее задание: п. 25, 26; проработать кластер; попытаться составить свой кейс по изученному материалу. 

1 группа.

Кейс: Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.

Вопросы к кейсу:

- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?

- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?

- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?

  2 группа.

Кейс. Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.

Вопросы к кейсу:

 - Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?

- Прав ли был механик автоколонны?

- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?

 3 группа

Кейс: Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль, не доехав немного до автозаправки, остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.

Вопросы к кейсу:

- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?

- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?

- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?

Предварительный просмотр презентации

«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» Ян Амос Коменский

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

Ключевые слова:  Электричество, электризация, заряды (положительный и отрицательный), взаимодействие, проводники и непроводники.

Исторический экскурс 1733 году французский ботаник и физик Шарль Дюффе открыл два вида заряда. Заряды, полученные в результате трения двух смолистых веществ он назвал «смолистым электричеством», а заряды, полученные при трении стекла и слюды «стеклянное электричество».

Исторический экскурс В 1778 году американский физик и политический деятель Бенжамин Франклин заменил термин «стеклянное электричество» на «положительное», а «смоляное» на «отрицательное»

Ответы к тесту 1. …сообщить ему заряд. 2 Б 3 А 4 Б 5 В 6 Б 7 А

Критерии оценивания теста За каждый правильный ответ – 1 балл 7 б – «5» 5,6 б – «4» 4 б – «3» 3 б и менее – «2»

Работа с кейсами в группах по плану I. Прочитайте кейс, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни. II. Ответьте на вопросы после кейса.

Кейс 1 группы Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка. Вопросы к кейсу: - Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности? - Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович? - Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?

Кейс 2 группы Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год. Вопросы к кейсу:  - Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? - Прав ли был механик автоколонны? - Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?

Домашнее задание п. 25, 26; проработать кластер; попытаться составить свой кейс по изученному материалу. 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.