Открытый урок физики по теме «Электризация тел. Два рода зарядов» (8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок 26/1
Тема: Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.
Цели урока:
Образовательная.
Ввести новые понятия: электризация, электричества, проводники и непроводники электричества. На практике дать понятие двух видов заряда и рассмотреть виды их взаимодействия.
Воспитательная.
Формировать умение устанавливать межличностные отношения, работать в группах, учить аргументировано высказыванию своих суждений.
Развивающая.
Развивать критическое мышление.
Задачи:
1. Развивать навыки исследовательской работы, учить анализировать полученный результат эксперимента, делать выводы.
2. Развивать навыки работать работы в группе.
3. Учить видеть физические явления в жизни, научно объяснять их.
4. Учить работать с учебником.
Используемые технологии:
1. Технология критического мышления.
2. Кейс-метод.
Демонстрации к уроку:
1. Демонстрации для изучения электризации тел.
2. Демонстрации для изучения взаимодействия заряженных тел.
3. Презентация
Литература:
1. Пёрышкин А.В. Физика 8.- М.: Дрофа, 2014г
2. Кабардин О.Ф.Справочник по физике. - М.: Дрофа, 1997г
3. Лукашик В.И Сборник задач по физике. – М.: Просвещенеие,2000г
4. А.Н. Томилин «Мир электричества» - М.: Дрофа, 2004г
Ход урока
Девизом нашего сегодняшнего урока будут слова известного корифея педагогики Яна Амоса Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»
Я считаю, что этот день не будет несчастным, потому что мы опять будем узнавать что-то новое. Вы согласны со мной?
Тему нашего сегодняшнего урока, вы должны будете сформулировать сами после того, как я вам прочту следующий отрывок (зачитываю отрывок из книги А.Н. Томилина «Мир электричества» с.7.
Так как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (заслушиваю мнения учащихся)
Учащиеся пытаются сформулировать тему урока.
Для того, чтобы вам систематизировать уже имеющиеся свои знания по теме и поставить перед собой вопросы, мы прочитаем ключевые слова к уроку, какие ассоциации они у вас вызвали? Составьте небольшой рассказ с использованием хотя бы некоторых из этих слов. А незнакомые термины пусть вам помогут составить вопросы к уроку. Заполняют колонки таблицы: знаю, хочу узнать, используя ключевые слова.
(Работа в группах, а затем мозговой штурм)
Ключевые слова: электричество, электризация, заряды (положительный и отрицательный), взаимодействие, проводники и непроводники.
Формулируют задачи урока.
По мере объяснения темы, составляем кластер.
Приступим к исследованиям
1. Прошу учащихся потереть ручку о волосы и поднести к мелко нарванным листочкам бумаги. Что наблюдаете?
2. Опыт с алюминиевой гильзой и палочкой. Что наблюдаете?
3. Опыт с воздушным шариком. Что наблюдаете?
Ребята, как вы думаете, что же это за явления, которые мы наблюдали? Данные явления называются электрическими, а в их основе лежит явление электризация. Приведите примеры данного явления из своей жизни.
Работа с учебником: с. 58 читают абзац 4.
Прошу объяснить, что значит наэлектризовать тело (заслушиваю ответы учащихся). Подумайте и ответьте, а какое минимальное количество тел может участвовать в электризации? Как можно наэлектризовать тело?
В нашей беседе появилось слова электрический заряд. Давайте совершим небольшое путешествие в историю.
В 1733 году французский ботаник и физик Шарль Дюффе открыл два вида заряда – заряды, полученные в результате трения двух смолистых веществ (он их назвал «смолистым электричеством») и заряды, полученные при трении стекла и слюды («стеклянное электричество»). А американский физик и политический деятель Бенжамин Франклин в 1778 году заменил термин «стеклянное электричество» на «положительное», «смоляное» на «отрицательное». Эти термины и прижились в науке.
Итак, какие заряды бывают? Как вы думаете, что мы должны узнать и выяснить дальше? (как взаимодействуют заряженные тела)
Приступаем к фронтальному эксперименту с электрическими султанами.
Прошу сделать вывод из увиденного.
Ребята, а вы слышали такие понятия, как, проводники и диэлектрики (непроводники). Работа с учебником с. 62 – находят определения. Приведите примеры проводников и непроводников из своего жизненного опыта.
Закрепление изученного материала
Выполнение теста «Электризация. Два рода зарядов» (4 мин)
Взаимопроверка по образцу - за каждый правильный ответ – 1 балл.
Критерии выставления отметок:
7 б – «5»
5,6 б – «4»
4 б – «3»
3 б и менее – «2»
Электризация в природе и в жизни.
1. Работа с кейсами в группах по плану:
I. Прочитайте кейс, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.
II. Ответьте на вопросы после кейса.
1 группа.
Кейс: Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.
Вопросы к кейсу:
- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?
- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?
- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?
2 группа.
Кейс. Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.
Вопросы к кейсу:
- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?
- Прав ли был механик автоколонны?
- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?
3 группа
Кейс: Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль, не доехав немного до автозаправки, остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.
Вопросы к кейсу:
- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?
- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?
- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?
Рефлексия
Составление синквейна или можно провести рефлексию «Острова»
Составление синквейна,например:
1. Электризация.
2. Отрицательные и положительные заряды.
3. Отталкиваются, притягиваются, взаимодействуют.
4. Не забывай об электризации.
5. Осторожно!
Рефлексия "Острова"
На экране изображено море и множество островов, например, о. Надежды, о. Радости, о. Просветления, о. Грусти и т. д
Презентация к уроку "Электризация тел. Два рода зарядов"
PPTX / 319.52 Кб..
Прошу учащихся выбрать остров, который соответствует их состоянию в конце урока (с учётом того, как они поработали на уроке)
Домашнее задание: п. 25, 26; проработать кластер; попытаться составить свой кейс по изученному материалу.
1 группа.
Кейс: Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.
Вопросы к кейсу:
- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?
- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?
- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?
2 группа.
Кейс. Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.
Вопросы к кейсу:
- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?
- Прав ли был механик автоколонны?
- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?
3 группа
Кейс: Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль, не доехав немного до автозаправки, остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.
Вопросы к кейсу:
- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?
- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?
- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?