Сценарий интеллектуально-краеведческого конкурса «Памяти достойны…»
Сценарий интеллектуально-краеведческого конкурса
«Памяти достойны…»
Цели и задачи:
- активизация творческой, познавательной активности обучающихся в области краеведения,
- формирования социально-активной жизненной позиции,
- формирование у обучающихся навыков сотрудничества коммуникации,
- повышение уровня ИКТ-компетентности обучающихся посредством обучения использованию современных сетевых технологий,
-воспитание патриотических чувств на примерах героизма советской армии, храбрости и мужества народа.
Участники
Состав команды: 6 человек 12-15 лет, от 4 до 10 команд. Все участники должны иметь бейджики, ручки.
Условия проведения
Руководители команд получают положение, где прописаны все этапы игры. (Приложение №1).
Домашнее задание: «Экскурсия по городу» - Команда в течение 5 минут в любой форме (сценка, видеофрагмент, рассказ, стихотворение, песни и т.д.) представляет заочную экскурсию по городу, с обязательным представлением памятников и памятных мест, посвященных Великой Отечественной войне. За превышение указанного времени команда наказывается штрафом (до 2 баллов).
Каждая команда должна пройти 3 игровые станции, ответить на вопросы, выполнить определенные задания.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка военного времени
Ведущий: Здравствуйте, юные краеведы, болельщики и гости. Мы рады приветствовать вас на интеллектуально-краеведческом конкурсе «Памяти достойны…», посвященному героическому подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне.
Путь к победе был долгим и трудным. На фронт ушло более половины жителей Кузбасса. Великая Отечественная война внесла в развитие Кузбасса глубокие изменения. Каждый день на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.
Великая Отечественная война - самая народная и поистине самая священная из войн на земле навсегда останется великим уроком человеческого мужества.
В настоящее время в Кузбассе проживают 26130 ветеранов войны и членов их семей. Это 1048 участников войны, 18159 тружеников тыла, 6300 вдов участников войны, 253 награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда» и 370 бывших несовершеннолетних узников концлагерей.
Сегодня принимают участие команды: (Название, Школа, Руководитель)
1.________________________________________
2.________________________________________и тд.
Оценивать работу будет жюри в составе:
1.____________________________________
2.____________________________________
3._____________________________________ и тд.
Ведущий: В начале игры проведем «Интеллектуальный спринт», где каждому участнику будут предложены 10 вопросов, на которые необходимо дать ответ в течение 3 минут. На бланке каждый участник должен записать свою фамилию и имя.
Прошу капитанов команд выйти для получения бланков с вопросами конкурса «Интеллектуальный спринт» (Приложение № 2).
(Проводится жеребьевка (раздаются бланки))
Ведущий: Прошу капитанов команд раздать тестовые задания.
Внимание! Время пошло!
(Фоном звучит военная песня, после завершения времени собрать бланки и сдать членам жюри)
Ведущий: Переходим к этапу – Защита домашнего задания «Экскурсия по городу».Оценивается домашнее задание до 10 баллов по следующим критериям: степень активности всех участников команды, новизна, оригинальность, содержание, краеведческая информативность, качество художественного исполнения произведения, общая культура выступления и поведения во время конкурса, использование реквизита, вокально-музыкальное сопровождение.
(выступление команд)
Ведущий: Переходим к 3 интерактивному этапу игры – прохождение станций с заданиями. На каждой станции будут соревноваться сразу две команды. Маршрутный лист вас сведет на станциях:
2. «Знай наших» По биографическим данным и описанию военных подвигов узнать воинов-кузбассовцев, найти их фотографии в картинной галереи. (Приложение №3)
1.«Основные битвы Вов 1941-1945гг.» Знать основные битвы Вов, уметь расставить их в хронологическом порядке. (Приложение№ 4, 5)
3. «Понемногу обо всем» Включает несколько номинаций: «Памятники Кузбасса», «Ордена и медали времен Вов», «Предметы военных лет». (Приложение №6,7,8,9)
Правила прохождения:
Передвигается команда строго по специальной схеме - маршрута.
Все станции располагаются на 2 этаже.
На каждой станции вас будут ожидать педагоги, которые познакомят с заданием и будут оценивать работу команды в специальных Бланках прохождения этапов.
Начинает работать станция только после прихода двух команд.
Команда допускается к работе на этапах только в полном составе.
Если команды не закончили свою работу на станции, ждите своей очереди за дверью в коридоре.
Участие руководителей в конкурсах не допускается!
Когда все этапы пройдены, команды собираются в зале и сдают схемы и бланки жюри.
Игра рассчитана не на скорость, а на правильность, но соблюдайте время, данное на определённый этап - 10 минут.
Прохождение этапов (команды расходятся на этапы, выполняют задания, получают баллы)
Конец прохождения этапов (все собираются в зале)
Ведущий:
Наша игра подошла к завершению, все станции мы преодолели, и сейчас жюри необходимо подвести итоги. На это им нужно время, а мы сейчас посмотрим видеофильмы Анжерского телевидения из серии рассказов об улицах города Анжеро-Судженска, названия которых связаны с Великой Отечественной войной.
Просмотр серии фильмов Анжерского телевидения.
(Подведение итогов игры, награждение участников и победителей.)
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
(Совместное фотографирование на память.)
Приложение №3
Этап «Знай наших»
Реквизит:
-сигнальные карточки (1-9) 2 шт.
-9 фотографий на стене с именем и фамилией
-4 стола
-звезды (20шт)
-лист с описанием героев
Вступительное слово:
«Пройдут годы, умолкнет грохот пушек, страна залечит раны, нанесенные войной, но подвиги ваши никогда не будут забыты, народ сложит о вас песни,» - писали сибиряки на фронт. В память о погибших воинах – кузбассовцах, об их подвиге в годы ВОВ во многих городах и селах нашего края сооружены памятники, установлены мемориальные доски. В краеведческих музеях собрано огромное количество вещественных и письменных памятников – документов, других материалов, раскрывающих бессмертный подвиг наших земляков на фронте и в тылу в годы войны.
Задание
По очереди из списка будет зачитываться вопрос- описание, после чего дается 30 секунд на обсуждение в команде и выбор правильного ответа
По истечению времени по команде ведущего «время» участники команд одновременно поднимают выбранную карточку с номером правильного ответа.
При задержке ответа более чем на 3 секунды версия команды не учитывается.
За верный ответ получают 1 звезду
Вопрос-описание
(Абызов Михаил Петрович) 19 июля 1942 года совершил подвиг, закрыв своим телом амбразуру фашистского пулемёта, спасая жизни своих товарищей. Старшина отдал жизнь за Родину, он был посмертно награждён орденом Красного знамени. Народ помнит о его подвиге и чтит его память. Одна из улиц Кемерово носит его имя.
(Тайгунов Леонид Наумович) Житель Анжеро-Судженска. Всего за годы войны совершил 229 боевых вылетов, из них 212 - ночью. Последний боевой вылет выполнил 25 апреля 1945 года, нанося бомбовый удар по кораблям противника на Балтике. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»
(Дергач Алексей Николаевич) Трудился на Кемеровском механическом заводе котельщиком, одновременно занимался в Кемеровском аэроклубе, который окончил в 1940 году. С 1940 года работал инструктором в Анжерском аэроклубе (Кемеровская область). За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года гвардии капитану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Продолжал сражаться до Победы. К концу войны совершил свыше 300 боевых вылетов, сбил 15 немецких самолётов лично и 16 в группе
(Волошина Вера Даниловна)Кемеровчанка. советская разведчица-партизанка, Герой Российской Федерации. На своё первое задание ушла 21 октября 1941 в район подмосковной станции Завидово. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам. Она была дружна с Зоей Космедемьянской и так же геройски погибла, как и Зоя.
(Двужильный Юрий Михайлович) Посмертно удостоен знания Герой Советского Союза, командир батальона, капитан. Отличился при освобождении Могилёвской области. В критический момент боя капитан повёл батальон в контратаку. Преследуя отступающего противника, он попал под артиллерийский огонь и был убит осколком на берегу реки Реста. Имя Героя носит судно Азовского морского пароходства. Похоронен в братской могиле в деревне Хорошки Могилёвской области. Установлен обелиск.
(Шилин Афанасий Петрович) Единственный кузбассовец который в боях за Днепр, а затем на территории Польши, разведчик, был дважды удостоен знания герой Советского Союза за подвиги. Призван из Ленинск-Кузнецкого, попал на фронт только в 1943 году.
(Черемнов Леонтий Арсентьевич) Один из трех героев-кузбасовцев. Работавших до войны на Кузнецкстрое, героически погибших в январе 1942 года, закрыв своим телом вражеский дзот. Своим поступком предвосхитили знаменитый подвиг Александра Матросова.
(Труснолобова-Марченко Зинаида Михайловна) В рядах 303-й дивизии сражалась отважная медсестра. Она вынесла с поля боя 120 раненных бойцов и командиров. Но у станции Горшечная после боя наутро её подобрали раненную и обмороженную. Ей ампутировали руки и ноги. Бойцы дивизии нещадно мстили врагу за свою героиню. Единственная женщина Кузбасса, которой присвоено звание Героя Советского Союза, жительница Ленинска-Кузнецкого.
(Хадимухаметов Гумир Мустафьевич) Работал на шахте жил в Анжеро-Судженск, На фронте с ноября 1941 г, командир роты 732-го стр.полка. Был ранен, но поднял в атаку роту, которая освободила деревню Завязье, нанеся врагу существенный урон. Присвоено звание Героя Советского Союза. С 1946 года капитан в запасе, умер 21 февраля 1959 года.
(Тихонов Василий Гаврилович) Работал забойщиком на шахте Анжерских каменноугольгных копий. На фронте с 1941 года. Во главе своей эскадрильи в составе группы майора Щелкунова совершил 4 успешных налета на Берлин. Получил звание Героя Советского Союза. С 1970г. Генерал –лейтенант авиации в запасе. Умер 6 сентября 1976г.
Приложение №4
Этап «Основные битвы Вов »
Реквизит:
-две парты
-бланки (6 шт)
-ручки (3 шт)
-видеозапись (Приложение № 5)
-телевизор
Вступительное слово:
«Течет река времени. Минуло уже более 70 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Зарыли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941г осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.»
Задание:
Команды проходят, садятся у стола, где заготовлены бланки и ручки.
Заполняют: название команды, № образовательной организации
Просматривают видеоматериал с перерывами по 30 сек., для внесения записи в бланк
В бланке записывают по порядку название и года сражений.
Участвуют в конкурсе одновременно две команды, не выкрикивать ответы.
После просмотра видео команды сдают бланки ответственному за этап
Ответственный за этап вместе с командами разбирают правильные ответы, подчитывают количество правильных ответов каждой команде, ставит баллы в маршрутный лист.
Максимальное количество баллов: 4 (если ответ не полный 0,5)+3
Команда может заработать дополнительно 3 балла, если правильно расставит сражения в хронологическом порядке.
№п/п | Название сражения | Год начала и окончания сражений | |
1 | Курская битва | 5 июля 1943г- 23 августа 1943г | 4 |
2 | Блокада Ленинграда | 8 сентября 1941г- 27 января 1944г. | 1 |
3 | Московская битва | 2 октября 1941г- 31 января 1942г. | 2 |
4 | Сталинградская битва | 23 августа 1942г.- 2 февраля 1943 | 3 |
Этап «Основные битвы Вов, 1941-1945 гг.»
Название команды_______________________________ОО_______________
№п/п | Название сражения | Год начала и окончания сражений | |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
Баллы______
Приложение №6
Этап «Понемногу обо всем», «Лото»
Реквизиты:
Шляпа
Яйца с номерами (1-18)
Ноутбук
Видеоматериалы на вопросы: (2,8,14) (Приложение №7)
Стол
Картинки на вопросы: (5,11,17) (Приложение №8)
Черный ящик с предметами (Георгиевская лента, красная звезда, фляжка)
Лист с вопросами
Красные звезды
Ручка
Табло-сетка (с номинациями и лотами) (Приложение№ 9)
Вступительное слово:
«По всей нашей необъятной стране в каждом городе или деревне, поселке или селе - всюду высятся памятники, монументы с высеченными именами погибших воинов. Есть много и братских могил, могил неизвестных солдат, к которым люди - родные и незнакомые - возлагают цветы, отдавая тем самым дань памяти погибшим.
День Победы - светлый весенний праздник, праздник боевой славы народа – героя, народа- победителя. Это событие вошло в нашу жизнь, во многие тома истории, навечно застыло в камне и бронзе памятников, мемориалов славы, орденах и медалях, в предметах военных лет.»
Правила игры:
Две команды располагаются у табло-сетки, ведущий объясняет правила:
Лот «Кот в мешке». Команда, которой достался этот лот, может адресовать вопрос любому участнику по своему желанию из команды соперников, в случае если не знает ответ сам.
Лот «Видео вопрос». Команде демонстрируется видеозапись, которая содержит вопрос.
Лот «Черный ящик». Команде задается вопрос. Необходимо ответить, какой предмет скрыт в ящике.
Лот «Моя тема». Команде предлагается 3 разные темы (Вопрос-описание, фотография или вопро-соотношение). Она выбирает тему и отвечает на один вопрос из этой темы.
Лот «Картинка». Команде предлагается фотография. Необходимо назвать, что изображено на фотографии.
Лот «Верю, не верю» Команде предлагается 1 вопрос по формуле: «Верите ли вы, что…?» Участник либо соглашается с утверждением, либо нет.
Ведущий по очереди дает право взять из мешочка бочонок, при открытии которого команда видит номер и называет его.
Ведущая задает вопрос под тем номером, который им выпал.
После прочтения вопроса игроки получают 15 секунд на обдумывание.
За каждый правильный ответ команда получает 1 звезду в копилку.
Каждой команде разрешается вытянуть по 4 бочонков.
Максимальное количество баллов на этапе – 4 балла ( +дополнительно, если ответили на вопрос из другой команды по лоту «Кот в мешке»).
Вопросы «Понемногу обо всем. Заморочки из шляпы»
1. В 1975 г. на средства трудящихся был воздвигнут замечательный памятник - Мемориал воинской Славы в честь воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. На мемориале помещены имена 2250 горожан. Внутри мемориала находится кольцо Славы, в центре которого горит Вечный огонь. Вход сюда образуют два огромных символических знамени, склонившихся над пламенем. Кисти знамен выполнены в виде колоколов. Знамена объединены тремя кольцами Славы, образующими мемориальный зал. Между знаменами на среднем кольце вырезана пятиконечная звезда. К 40-летию Победы мемориал был дополнен бронзовой скульптурной композицией - Скорбящая мать с прижавшимися к ней детьми как олицетворение памяти народной о тех, кто не вернулся с войны. В каком городе расположен описанный мемориал? (г. Юрга)
2.Внимание вопрос: В честь кого в городе Ленинск-Кузнецк расположены мемориальные доски на зданиях и бюст? (Шилин Афанасий Петрович)
3. Во многих городах необъятных просторов России открыты памятники и мемориалы с Вечным огнем, символизирующий вечную память о героях, спасших нашу родину. Предмет, который скрыт в черном ящике тоже является всенародным символом военной славы, связан с огнем. Что это за предмет? (Георгиевская лента)
4.
№ | Тема | Вопрос |
1 | Описание | Это обелиск воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне, был открыт 9 мая 1966 году. Высота 10 метров, увековечена пятиконечной звездой. Чуть позже возле обелиска был заложен Парк победы. В каком городе он расположен? (г. Анжеро-Судженск) |
2 | Фотография | Где расположен памятник, который изображен на фотографии? (г. Тайга) |
3 | Соотношение | Соотнесите памятник с городом, в котором он расположен ( 1-Б, 2-А, 3-В) |
5. В каком городе расположен памятник воинам, павшим в боях за Родину? (г. Тайга)
6. Верите ли вы, что в годы Великой Отечественной войны из паровозного депо станции Тайга в действующую армию было призвано 800 железнодорожников. С полей сражений не вернулось 192 воина. За годы войны рабочими предприятия были построены и отправлены на фронт два бронепоезда, на которых воевали бригады машинистов Тайгинского депо. В память о локомотивщиках, погибших в годы Великой Отечественной войны, руководством и партийной организацией предприятия было принято решение об установлении памятника воинам-деповчанам. 19 августа 1976 года состоялась его закладка. (Верно)
7. Как называлась награда, которая вручалась при присвоении звания героя Советского Союза? (Медаль «Золотая звезда»)
8. Внимание вопрос: О какой награде идет речь? (Орден «Победа»)
9.Орден Отечественной войны представляет собой изображение окаймленный белым эмалевым поясом с подписью «Отечественная война и с золотой звездой, нижней части пояса. На фоне лучей изображены концы винтовки и шашки скрещенные позади. Что изображено посередине ордена? Это и скрыто в черном ящике. (Красная звезда с изображением серпа и молота).
10.
№ | Тема | Вопрос |
1 | Описание | Военный орден СССР, которым награждались военнослужащие рядового состава, сержанты и старшины Красной Армии, а в авиации — и лица, имеющие звание младшего лейтенанта. Вручался только за личные заслуги, воинские части и соединения им не награждались. (Орден «Славы») |
2 | Фотография | Какая медаль изображена на фотографии? (медаль «За боевые заслуги») |
3 | Соотношение | Соотнесите надписи по медалям (1-б, 2-в, 3-а) |
11. Что изображено на медали «За отвагу»? (надпись СССР и танк)
12. Верите ли вы, что Орден «Славы» был учреждён для награждения за большие заслуги в деле обороны Союза ССР как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности. В середине ордена помещён щит с изображением фигуры красноармейца в шинели и будёновке с винтовкой в руках. По ободу щита расположена надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», в нижней части обода — надпись «СССР». Под щитом находится изображение серпа и молота. (Не верно, в вопросе дано описание ордена «Красной звезды»)
13. В военно-полевых условиях этот предмет заменял для командира сейф для документов и письменный стол. (Планшет)
14. Внимание вопрос: Как в обиходе называют вещмешок? («Сидор»)
15. Это обязательное приспособление каждого военного. Этот предмет объемом 0,75 л., вес 200 гр., изготовлен из пищевого алюминия, имеет анатомическую форму (удобна при ношении на ремне), возможность кипячения воды на костре непосредственно в самом предмете. Что в черном ящике? (Армейская фляжка)
16.
№ | Тема | Вопрос |
1 | Описание | Парные знаки различия воинского звания (нашивки) на воротнике обмундирования, которые впоследствии заменили на погоны. (Петлицы) |
2 | Фотография | Как называется предмет, изображенный на картинке? (Гимнастерка) |
3 | Соотношение | 1-В, 2-А, 3-Б |
17. Как называется головной убор, изображенный на картинке? (Буденовка)
18. Верите ли вы, что КИТЕЛЬ - это однобортная короткая военная одежда для повседневного ношения на пяти пуговицах с двумя нагрудными и двумя боковыми карманами. (Верно)
14