Сценарий классного часа «Лабиринт профессий»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 8 с углубленным изучением иностранных языков"
города Смоленска
Сценарий классного часа «Лабиринт профессий»
Автор:
Степанова Ольга Олеговна,
учитель географии,
классный руководитель 10А класса
Пояснительная записка
Сценарий данного классного часа разработан для проведения мероприятия в 10 классе в рамках Недели классного руководителя. Также он может быть использован для проведения классного часа в 9 и 11 классах с внесением небольших изменений в его содержание. Предполагаемое время мероприятия – 45 минут.
Тема профориентации является ведущим направлением воспитательной работы в старших классах. С ребятами проводится множество мероприятий по данному направлению и большинство из них вызывает у них положительный отклик. Некоторые обучающиеся приходят в 10 класс целенаправленно и уже настроены на получение конкретной профессии, но большинство ещё находятся на стадии самоопределения. Задача школы, в целом, и классного руководителя, в частности, – помочь им в определении будущего профессионального выбора. Традиционные формы мероприятий не всегда приводят к ожидаемому эффекту, поэтому в своей профессиональной деятельности я часто использую интеллектуальные игры, которые очень люблю сама и по своему опыту знаю, что они всегда нравятся детям.
Цель классного часа: расширение кругозора старшеклассников о мире профессий.
Задачи:
обобщить и расширить представления обучающихся о мире профессий и своем месте в нём;
расширить представления обучающихся о видах и способах организации интеллектуальных игр;
продолжить работу над формированием мировоззрения детей;
продолжить работу по развитию коммуникационной компетентности обучающихся, умения работать в команде, использованию имеющихся знаний в новой ситуации.
Содержательная часть
Вступление
На экране изображение лабиринта
Ребята! Что вы видите на экране?
Ответы детей
Действительно, на экране лабиринт. А что означает это слово? Древнегреческое слово лабиринт означает структуру, состоящую из запутанных путей к выходу (и/или путей, ведущих в тупик). Под лабиринтом у древних греков и римлян подразумевалось более или менее обширное пространство, состоящее из многочисленных залов, камер, дворов и переходов, расположенных по сложному и запутанному плану, с целью запутать и не дать выхода несведущему в плане лабиринта человеку. В широком смысле слова лабиринт может представлять тупиковую ситуацию или дело, из которого очень сложно найти выход.
Можно ли нашу жизнь сравнить с лабиринтом? Это сравнение очень популярно. И по некоторым коридорам этого лабиринта уже поблуждали и вы. Сейчас вы - учащиеся 10 класса, а это значит, что каждый из вас уже сделал один из важных выборов в жизни. Почему вы выбрали этот путь?
Ответы детей
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и уровень жизни, и интересы, и круг общения, и счастье в жизни. Поэтому сегодня я хотела бы обсудить один из главных для вас вопросов на данный момент. Какая тема нашего классного часа?
Учащиеся: «Профориентация»
Что же такое профессия? На слайде написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
Ответы детей
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
На слайде приведена таблица:
Профессия | Специальность | Квалификация | Должность |
Также на слайде написаны следующие профессиональные характеристики:
врач 1-й категории, хирург, заведующий отделением 3-й городской больницы;
учитель физики высшей категории, заместитель директора школы;
инженер-метролог, старший специалист, мастер инструментального цеха;
повар-кондитер 3-го разряда, заведующий студенческой столовой.
Распределить по колонкам таблицы.
Тест
Немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте фигуру человечка, состоящую из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения – 1 минута.
Дети рисуют фигурки
Теперь подсчитайте количество треугольников и послушайте ключ к тесту.
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Вызвать детей с одинаковыми типами и таким образом разделить их на команды.
Этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Интеллектуальная игра
Рассадить детей по командам в соответствии с результатами теста, дать время для обсуждения названия команд, затем поприветствовать команды – участники игры.
Теперь нам предстоит поиграть в интеллектуальную игру, задания которой будут соответствовать теме классного часа. То есть игра будет посвящена различным профессиям.
Сама игра состоит из 3-х туров – командного варианта «Своей игры», игры «Что? Где? Когда?» и игры «Угадай мелодию». Вам предстоит выполнить задания каждого тура и постараться набрать как можно больше призовых очков. Итак, начинаем!
Своя игра
Вопросы игры объединены по темам. В каждой теме – 5 вопросов стоимостью от 1 до 5 баллов в зависимости от сложности вопроса. Т.е. под номером 1 – наиболее легкий вопрос, а под номером 5 – самый сложный. Все ответы вы записываете в бланк ответов (Приложение 1).
Тема «Модные профессии»
Этот человек ведет онлайн-дневник и регулярно публикует в нем новые записи (блоггер)
Представитель этой профессии всё объяснит вам с точки зрения кодекса гражданского, уголовного, семейного или какого-нибудь другого (юрист)
Общаясь с представителем этой профессии, вы можете услышать выражения «отревьють доку», «дрова полетели», «зааджастить прогу» (программист)
Специалист, который занимается продвижением товаров и услуг компании, называется именно так (маркетолог)
Этот специалист организует транспортные потоки, координирует доставку товаров от производства до точек реализации (логист)
Тема «Забытые профессии»
Этот человек работает на благо лошадей, следит за чистотой и удобством их содержания, а также несёт ответственность за их здоровье и состояние (конюх)
С этой профессией вплотную знаком Санта Клаус, ведь именно она помогает ему попасть в дом (трубочист)
Первым этот титул в России носил Пётр Первый, последним – Николай Второй. Сейчас в мире только один человек является обладателем этого титула – Нарухито (император)
К представителю этой профессии обращаются в знаменитом романсе с просьбой не гнать лошадей (ямщик)
Этот мастер занимается изготовлением деревянных бочек разного размера и назначения. А ещё его профессия дала фамилию одному из учащихся нашего класса (бондарь)
Тема «Профессии, которые нужны всегда»
1 сентября 2012 года вас встретил в школе этот профессионал и стал для вас «второй мамой» (учитель)
Представителей этой профессии часто называют «люди в белых халатах» (врачи)
Представитель этой профессии должен иметь соответствующее удостоверение с указанием категории (чаще всего В или С). Чтобы получить категорию D нужно иметь как минимум трехлетний стаж в категориях В и С (водитель, шофер)
Представители этой профессии мечтают работать в заведениях, имеющих хотя бы одну звезду Мишлена. А лучше все три звезды (повар)
Работа этого профессионала требует богатого жизненного опыта, знания инженерных технологий и творческого подхода в каждом новом проекте. Он должен в совершенстве владеть как карандашом и линейкой, так и современными компьютерными программами (архитектор)
Сбор бланков ответов
Игра «Что? Где? Когда?»
Прослушайте внимательно правила игры. Всем командам одномоментно будет задан вопрос и дана 1 минута для поиска ответа. После истечения 50 секунд обсуждения, о чем мы вам сообщим, вы должны сформулировать ответ, записать его на ответной карточке и сдать её. На карточке также должны быть указаны номер или название команды и номер вопроса. Стоимость каждого вопроса – 5 баллов.
Вопросы игры:
В марте, с приходом весны, в руки городских врачей попадает особенно много парашютистов. Так много их не бывает даже летом. Назовите специальность врачей, в руки которых они попадают.
Ответ: Ветеринары.
Комментарий: Парашютистами в ветеринарных клиниках называют животных, чаще всего кошек, которые выпали из окон или сорвались с балконов. Пик этого явления приходится на весну.
Источник(и): "Санкт-Петербургские ведомости", 16.04.2003 г. — С. 5.
Автор: Сергей Виватенко (Санкт-Петербург)
Бывший тренер футбольной сборной Германии Юрген Клинсманн указывал, что он всегда, всю жизнь вставал очень рано. Клинсманн объясняет это привычкой, сформировавшейся у него с детства, ведь его отец был по профессии аптекарь. Убрав лишние буквы, назовите реальную профессию отца Клинсманна.
Ответ: Пекарь.
Комментарий: Люди этой профессии каждый день просыпаются очень рано, около трех утра; лишние буквы в слове "аптекарь" — "а" и "т".
Источник(и): "Футбол", 2008, N 12.
Автор: Александр Голиков (Харьков)
Представители этой непопулярной профессии в Древнем Китае, для того чтобы достичь необходимого мастерства, подолгу тренировались на больших, толстых деревянных досках, в которые были вбиты гвозди, пытаясь их из этих досок извлечь. Таким образом они развивали удивительные силу и ловкость. Назовите современное название их профессии.
Ответ: Стоматолог.
Зачёт: По смыслу.
Источник(и): http://www.mmu1.ru/news/p_10/id_82/
Автор: Команда "Государевы дети" (Нижний Новгород)
Тренер Харри Реднапп, рассказывая о том, почему футболист Роман Павлюченко не задержался в клубе "Тоттенхэм", утверждал, что на первой тренировке ИКС работал намного усерднее, чем Павлюченко. В результате тренировки ИКС устал, а сам футболист даже не вспотел. Назовите ИКСА.
Ответ: Переводчик.
Комментарий: Переводя указания тренера-англичанина футболисту россиянину, переводчик устал намного сильнее самого футболиста.
Источник(и): https://www.championat.com/football/news-2648676-rednapp-perevodchik-pavljuchenko-na-odnom-iz-zanjatij-vspotel-bolshe-chem-sam-igrok.html
Автор: Артемий Хомутов (Калининград)
По одной из версий, зимой 1902 года Мэри Андерсон из Бирмингема придумала ИХ, пожалев водителя. Какая профессия дала ИМ название в русском языке?
Ответ: Дворник.
Зачёт: Дворники.
Комментарий: Британия славится плохой погодой, но дело было в Нью-Йорке. Шел снег, и водителю трамвая приходилось открывать окно, чтобы разглядеть хоть что-нибудь. Стеклоочистители часто называют дворниками.
Источник(и): К. Тиммеш. Придумано девочками. Истории о выдающихся изобретательницах. http://flibusta.is/b/489419/read
Автор: Михаил Локшин (Санкт-Петербург)
На раздаточном материале вы можете увидеть преступника XIX века, которого пытаются утихомирить служители порядка. Такое поведение преступника вызвано тем, что в комнате находится представитель ещё одной профессии и вместе с полицейскими они хотят сделать... Что сделать? И как называется представитель этой профессии?
Ответ: Фотографию; фотограф.
Зачёт: Сфотографировать преступника; синонимичные ответы.
Комментарий: Если раньше у пойманных преступников записывали только антропометрические показатели, то с появлением фотографии их стали снимать, что осложняло дальнейшую криминальную деятельность. На фотографии вы видите, как преступник не дает себя сфотографировать, — из-за длительной выдержки надо сидеть неподвижно, а он вертится и корчит рожи.
Источник(и): https://habrahabr.ru/post/126144/#comment_4155818
Автор: Владимир Островский (Киев)
Резерв:
Карел Чапек утверждал, что человеку этой профессии необходимо каждый день сделать 29735 шагов, в том числе пройти 8249 ступеней вверх и вниз. Что это за профессия?
Ответ: Почтальон
Авторы: Анна Майсюк, Москва
ЕЕ функции вполне может выполнять бумажный свиток. Некоторые используют вместо НЕЕ собственные руки. Галина Кривошапко использовала ЕЕ из кости мамонта. Какая профессия упоминается в ЕЕ названии?
Ответ: Дирижер.
Комментарий: ОНА — дирижерская палочка. Бах, Гайдн и Гендель вместо нее использовали ноты, а Евгений Светланов — собственную руку.
Источник(и):
1. http://www.epampa.narod.ru/bulker/dirizher.html
2. http://www.gazetayakutia.ru/archive/read.asp?id=30258-8&dates=23/1/2004
Автор: Александр Пономарев (Пермь)
Угадай мелодию
Заключительный тур игры – «Угадай мелодию». Вам будет предложено 10 песен, последовательно выбирая которые, вам надо будет указать название песни и исполнителя, или хотя бы одно из двух. Дополнительно можете вспомнить и указать, если песня звучала в каком-либо фильме или мультфильме. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл, т.е. 1 балл – за название песни, 1 балл – за указание исполнителя и 1 балл – за указание названия фильма. Каждая команда получит бланк, на котором и будет записывать ответы. В бланк (Приложение 2) записывайте номера мелодий в соответствии с их порядковым номером. Всем понятны правила тура?
№ песни | Название песни | Исполнитель | Где звучала |
1 | Стюардесса по имени Жанна | В. Пресняков | |
2 | Офицеры | О. Газманов | |
3 | Три танкиста, три весёлых друга | Н. Крючков | к/ф «Трактористы» |
4 | Ни кочегары мы, ни плотники (Марш высотников) | Н. Рыбников | к/ф «Высота», м/ф «Ну, погоди» |
5 | Во кузнице молодые кузницы | Русская народная | |
6 | Перелётные птицы (Потому что мы пилоты) | Н. Крючков | к/ф «Небесный тихоход» |
7 | Мой добрый учитель | «Непоседы» | |
8 | Песенка сентиментального боксера | В. Высоцкий | |
9 | Таких не берут в космонавты | «Манго-манго» | |
10 | Наша служба и отважна, и трудна | И. Кобзон | к/ф «Следствие ведут знатоки» |
Резерв:
Капитан, капитан, улыбнитесь (Песенка Паганеля) (М. Магомаев)
Художник, что рисует дождь (А. Варум)
Бухгалтер («Комбинация»)
Крепче за баранку держись, шофер (Л. Агутин)
Заключение
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
Спасибо за внимание!
Список использованных информационных источников
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение 1
Своя игра
№ вопроса | Модные профессии | Забытые профессии | Профессии, которые нужны всегда |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
Приложение 2
Угадай мелодию
№ песни | Название песни | Исполнитель | Где звучала |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
8 | | | |
9 | | | |
10 | | | |
Приложение 3
Таблица результатов
Команда | 1 тур | 2 тур | 3 тур | Итог | Место | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | | | |||||
| | | | | | | | | | | |||
| | | | | | | | | | | |||
| | | | | | | | | | | |||
| | | | | | | | | | |