Сценарий конкурса - викторины «По страницам Красной книги»
Сценарий конкурса-викторины
«По страницам Красной книги»
Цель: формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека
Задачи:
познакомить с Красной книгой, расширить и углубить знания о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России;
воспитывать экологическую культуру у подрастающего поколения;
воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающей среде
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
презентация «По страницам Красной книги»;
Ход мероприятия:
Ведущий выходит: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня всех нас здесь собрала очень важная тема - охрана природы. Мы отправимся с вами в путешествие по следам Красной книги, узнаем о редких, исчезающих растениях и животных.
В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.
Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление редких.
При подготовке к нашему конкурсу Вы все изучали содержание Красной книги, и сегодня мы с вами определим знатока Красной книги.
Начинаем?
Задание № 1. Каждое растение и животное помечено в книге определенной цифрой. От 0 до 5. Что это значит? Давайте посмотрим на экран.
Слайд на экране. № 3
Цифрой 0 обозначены вероятно исчезнувшие виды
Цифрой 1 обозначены виды, находящиеся под угрозой исчезновения. Виды, численность особей которых уменьшилась до критического уровня или число их местонахождений настолько сократилось, что в ближайшее время они могут исчезнуть.
Цифрой 2 обозначены виды, сокращающиеся в численности. Виды с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем могут в короткие сроки попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения:
Цифрой 3 обозначены редкие виды. Виды с естественной невысокой численностью, встречающиеся на ограниченной территории (или акватории) или спорадически распространенные на значительных территориях (или акваториях), для выживания которых необходимо принятие специальных мер охраны:
Цифрой 4 обозначены виды, неопределенные по статусу. Это виды, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет.
Цифрой 5 обозначены виды восстанавливаемые и восстанавливающиеся. Таксоны, численность и область распространения которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться и приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в специальных мерах по сохранению и восстановлению.
У вас на столе лежит лист бумаги, где написаны номера вопросов. Всего 6 вопросов. Я буду задавать вопросы, номер варианта ответа вы записываете на листе. В конце конкурса вы относите листы с ответами на стол к Ольге Сергеевне.
Итак, начинаем.
1 вопрос. К какой категории относится Мухомор шишкообразный?
0 — вероятно исчезнувший вид
1 — вид, находящиеся под угрозой исчезновения
2 — вид, сокращающиеся в численности
3 — редкий вид
4 — неопределенный по статусу вид
5 — восстанавливаемый и восстанавливающийся вид
2 вопрос. К какой категории относится КРАСНЫЙ ВОЛК
0 — вероятно исчезнувший вид
1 — вид, находящиеся под угрозой исчезновения
2 — вид, сокращающиеся в численности
3 — редкий вид
4 — неопределенный по статусу вид
5 — восстанавливаемый и восстанавливающийся вид
3 вопрос. К какой категории относится ЛОШАДЬ ПРЖЕВАЛЬСКОГО?
0 — вероятно исчезнувший вид
1 — вид, находящиеся под угрозой исчезновения
2 — вид, сокращающиеся в численности
3 — редкий вид
4 — неопределенный по статусу вид
5 — восстанавливаемый и восстанавливающийся вид
4 вопрос. К какой категории относится СТЕПНОЙ ЛУНЬ?
0 — вероятно исчезнувший вид
1 — вид, находящиеся под угрозой исчезновения
2 — вид, сокращающиеся в численности
3 — редкий вид
4 — неопределенный по статусу вид
5 — восстанавливаемый и восстанавливающийся вид
5 вопрос. К какой категории относится СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА
0 — вероятно исчезнувший вид
1 — вид, находящиеся под угрозой исчезновения
2 — вид, сокращающиеся в численности
3 — редкий вид
4 — неопределенный по статусу вид
5 — восстанавливаемый и восстанавливающийся вид
6 вопрос. К какой категории относится СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ
0 — вероятно исчезнувший вид
1 — вид, находящиеся под угрозой исчезновения
2 — вид, сокращающиеся в численности
3 — редкий вид
4 — неопределенный по статусу вид
5 — восстанавливаемый и восстанавливающийся вид
Задание № 2.
«Узнай по описанию»
Клён япо́нский, Ácer japónicum — вид многолетних древесных листопадных растений. В естественных условиях произрастания некрупное дерево, в культуре обычно крупный кустарник до 8—10 м высотой. Ветви красновато-серые. Кора серая, гладкая, не растрескивается. Цветки яркие, фиолетово-красные, в довольно длинных поникающих щитках. Появляются прежде листьев в апреле.
Эти растения исключительно эффектны и декоративны в любое время года. Даже зимой они пленяют взгляд прохожего необычной формой оголенной кроны, напоминающей огромный гриб или открытый зонтик; красным или зеленым цветом множества тонких плакучих ветвей. Произрастает дерево в Японии на Хонсю, Хоккайдо, а также в южной части Кореи.
В культуре легко размножается семенами, либо прививками
Подснежник узколистный, Galanthus nivalis - то луковичное растение, которое относится к многолетним раннецветущим цветам. Его можно выращивать в контейнерах, садах и оранжереях. Растет растение не быстро, на нем образовываются тонкие зеленые листья, а цветочки в виде колокольчиков рассыпаются на тонких стеблях. Цветет в марте, апреле, иногда и в феврале. Размножение чаще вегетативное (дает большое количество деток), семена образуются редко. Обитает в лесах нижнего и среднего поясов гор на рыхлой перегнойной почве. Растет плотными куртинами.
Венерин башмачок настоящий, Cypripedium calceolus - многолетнее травянистое растение, широко распространённое в Евразии от Британских островов до Тихого океана, вид рода Башмачок семейства Орхидные. Растение с листьями зеленого, темно-зеленого или серовато-мраморного цвета до 30 см длиной. Каждая розетка листьев выпускает один цветонос до 40 см высотой, который может быть одноцветковым или многоцветковым. Цветки от 7 до 12 см диаметром, с самой разнообразной окраской: от белой, пурпурной и желтой до коричневой и зеленой, часто встречаются пятнистые или полосатые цветки. Завязь нижняя, железисто-опушенная. Плод – коробочка. Встречается в равнинных и горных лиственных, смешанных, реже хвойных и остепнённых лесах, на лесных опушках, лесных лугах и в зарослях кустарников.
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ Ursus maritimus - это самый крупный хищный зверь на планете, длина туловища порой до 3-х метров, вес – не менее 100 кг (самцы иногда достигают 800 кг!). А детки рождаются очень маленькими, массой от 500 г до 1 кг, но уже через два месяца весят до 10 кг. они превосходно плавают и ныряют. Косматая шерсть, пропитанная жиром, не намокает в воде. Толстый слой подкожного жира защищает от холода. Жить это животное предпочитает на плавучих льдах и кромке припая, совершают протяжённые круглогодичные миграции, часто перемещаются вместе с дрейфующими льдами, где питаются рыбой, охотятся.
МАНДАРИНКА Aix galericulata
Птица семейства утиных. распространена только в Восточной Азии. Зимует в Китае и Японии. небольшая птица массой до 700 грамм. Самец имеет хохол на голове и более ярко раскрашен, чем самка.
Птица хорошо плавает, при этом высоко сидит на воде с несколько поднятым хвостом. Ныряет редко, только будучи раненой.
Питается она семенами, желудями, водными растениями и беспозвоночными животными.
Единственные из всех семейства утиных живут на деревьях, причем их дупла могут находиться на высоте более 6 метров.
В Китае представителей этой птицы дарят влюблённым парам на свадьбу в знак долгой и совместной жизни, ведь именно этими качествами и обладают эти красивые птицы.
БЕРКУТ Aquila chrysaetos
Это самая большая птица из орлиного племени. Это крупная и сильная птица весит от 3 до 6 килограммов. Размах крыльев у некоторых особей достигает трёх с половиной метров. Облик птицы типично орлиный, окраска тёмно-бурая. Когда он летит, то хорошо заметны белые пятна на крыльях и такое же основание хвоста. Очень просто отличить молодой особи от старой. У молодых очень много белых пятен.
Эта хищная птица умело использует восходящие потоки воздуха, благодаря ним она может часами парить в воздухе.
Широко распространена птица в Евразии, Африке, в Северной и Южной Америке. Живут они в самой разнообразной местности, начиная от просторных саванн и заканчивая горными кручами. Единственное место, где она не живёт - это лес.
Задание № 3
«Мы вместе сохраним...»
Красный цвет книги означает сигнал опасности. Он, как и красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они могут погибнуть. И гибель их будет на нашей совести. Поэтому сейчас вы все получите по листу бумаги, карандаши и маркеры. За 5 минут ваш нужно будет нарисовать плакат, который будет призывать людей охранять растения и животные.
Задание № 4 – Сканворд
а | р | ж | о | н | г | л | е | р | у | п | а | д | о | к | с |
к | е | к | а | у | а | ш | ж | е | к | т | к | з | к | е | п |
у | з | к | ц | б | р | а | ж | э | л | ц | п | е | т | ь | б |
ю | у | й | к | п | а | н | н | о | ю | м | и | р | л | л | д |
х | б | в | р | о | к | г | с | з | в | х | г | е | п | г | щ |
т | р | т | ы | к | ы | б | а | л | о | б | а | н | к | о | е |
у | ы | з | б | и | к | ц | п | п | р | ы | р | ь | г | в | п |
з | м | е | е | я | д | е | с | и | ы | е | э | е | ж | п | о |
х | к | в | р | ю | к | е | а | ю | л | и | у | з | у | ы | ш |
п | р | ю | к | у | л | а | н | в | к | р | о | в | к | ц | у |
ц | к | ц | у | к | ю | э | х | р | о | з | р | э | - | х | р |
ы | а | т | т | ц | ц | о | п | ю | э | п | т | у | о | з | о |
к | р | е | у | т | и | к | ы | у | ъ | в | е | ю | л | е | ю |
п | о | в | м | а | н | д | а | р | и | н | к | а | е | х | п |
т | у | р | о | о | а | п | з | п | е | ш | о | и | н | к | о |
ф | и | л | и | н | и | р | у | т | х | р | и | т | ь | е | т |
Задание № 4 «Экологический сканворд»
Команда___________________________________________
Задание № 5 «На соответствие»
СИРИЙСКАЯ ЧЕСНОЧНИЦА - | | Larus ichthyaetus |
ЛУК НИЗКИЙ | Telescopus fallax | |
БЕРЕЗА МАКСИМОВИЧА | Allium pumilum | |
МАК ВОСТОЧНЫЙ | Capra aegagrus | |
КОШАЧЬЯ ЗМЕЯ | Betula maximowicziana | |
ЖЕЛТОКЛЮВАЯ ЦАПЛЯ | Papaver orientale | |
ЧЕРНОГОЛОВЫЙ ХОХОТУН | Bubulcus eulophotes | |
БЕЗОАРОВЫЙ КОЗЕЛ | Paradoxornis polivanovi | |
ГИГАНТСКИЙ СЛЕПЫШ | | Spalax giganteus |
ТРОСТНИКОВАЯ СУТОРА | | Pelobates syriacus |
Ведущий: Вы успешно прошли все испытания, уверенно отвечали на вопросы, призывали при помощи плакатов. Вы огромные молодцы!
Общее фото.