Сценарий литературной гостиной «Жизнь однажды нам даётся» (8-11 классы)
Сценарий литературной гостиной
по творчеству местного поэта Крупп А.И.
«Жизнь однажды нам даётся»
Присутствуют: автор стихотворений, обучающиеся 8-11 классов
Цель мероприятия: представить поэтическое творчество односельчанина, бывшего педагога школы, Ветерана педагогического труда Александры Ивановны Крупп.
Задачи:
Представить основные темы творчества,
Провести обзор произведений.
Показать значение поэзии в жизни человека.
Содержание:
1.Биографические данные Александры Ивановны Крупп
2.Воспоминания о жизни, войне
3.Основные мотивы лирики:
3.1.Тема войны в лирике
3.2.Тема любви к родному краю, её амурским просторам, дальневосточной природе, родной деревне
3.3.Образ женщины-матери в стихотворениях
3.4.Стихи-размышления о жизни, о судьбе, сегодняшнем времени, о себе
8.Значение и ценность стихотворений А.И.Крупп для молодого поколения.
Учитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить ещё раз о стихах. Но стихи эти необычны тем, что пишет их наш односельчанин, человек, который живёт рядом с нами. Послушаем историю её жизни.
Кристина: (презентация) Крупп Александра Ивановна родилась в 1931г. в селе Никольское Орловской области. Она закончила семилетку с перерывами, так как шла Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. В 1947 г. Александра Ивановна без экзаменов поступила в Елецкое педучилище и окончила его в 1951 г. По распределению Министерства просвещения приехали всей группой в Амурскую область. Работала учителем младших классов в Толстовке Тамбовского района. В 1952 г. Вышла замуж за Круппа Сергея Карловича. В 1972 г. окончила Благовещенский Педагогический институт, филологический факультет, отделение русского языка и литературы. До выхода на пенсию преподавала русский язык и литературу в школе села Сергеевка Благовещенского района.
Семья: муж Крупп Сергей Карлович – учитель, участник Великой Отечественной войны, фронтовик. В семье трое детей, пятеро внуков.
В семье учителя и офицера есть правительственные награды:
Значок «Отличник народного просвещения».
Медаль «50 лет победы в Великой Отечественной войне(1941-1945гг.)».
Медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».
Медаль « Ветеран труда».
Медаль « 60 лет победы в Великой Отечественной войне».
Вспоминает сама Александра Ивановна:
«Детство было трудное: отец умер, когда мне был только год. Мама одна воспитывала четверых детей. Она работала в колхозе дояркой, телятницей. Я работала с семи лет, закончила семилетку с перерывами, так как шла война. 22 июня, ближе к вечеру к нам в дом пришли мамины друзья, из которых после войны осталось только двое. 23 июня в колхозе объявили, что началась война. Оккупация села, где мы жили, началась в октябре. Мы попали в тяжелую круговерть: два месяца жили в оккупации, в прифронтовой полосе, когда немцы укрепились на реке Тим. Немцы отнимали все продовольствие. Я помню, постоянные бомбежки, разрывы снарядов из дальнобойных орудий. Обитали мы в погребах, на нарах. В 1943 году, когда уже невозможно было жить в таких условиях, нас эвакуировали в тыл, в Орловскую область. Жили в сараях, питались молоком и зерном. Вот тогда мы испытали настоящий голод. Мы с друзьями бегали на пшеничные поля. Делали себе маленькие сумочки, для того чтобы сложить зерно. Набирали, сколько могли и как могли, все делали в суете, так как внезапно мог нас увидеть объездчик на коне. Но все-таки, когда он появлялся, мы бежали без оглядки с зерном, которое мы успели собрать. Прибегая домой, мы садились варить суп из зерна на костре. Но, когда был дождь, мы голодали. Большинство моих друзей от голода заболели тифом. Мы долгое время жили в голоде и, наконец, к нам пришла подмога: машины привозили зерно для работы. А так как все поля были изрыты окопами, нам приходилось их зарывать маленькими саперными лопатками. Работали по десять часов в сутки. Старшая сестра работала в санбате. После окончания войны я продолжила обучение в школе. Учились в маленьких домиках, по классу в доме, писали соком свеклы. Когда закончила школу, поступила в педагогический институт».
Учитель: Сегодня мы встретимся с поэзией и поделимся своими впечатлениями от стихов Александры Ивановны.
Алёна :Среди поэтов бывают самые разные люди, разные по всем - и человеческим, и творческим параметрам. Александра Ивановна в своем творчестве опирается на огромный жизненный опыт. Это человек особый по характеру мироощущения, по творческой манере. В её стихах прослеживается тема преемственности поколений, дань уважения ветеранам войны. Мир живет, покуда помнит о войне. Пронзительной скорбной интонацией пронизаны её стихотворения.
Кристина: Попробуем определить основные темы творчества Александры Ивановны.
1.Тема войны, отношения к ветеранам.
«Мой дедушка – ветеран», «Пусть наша память не изменит», «Ветеранам –фронтовикам», «И нет уже надежды той», «Каждый вдох стучится больно», «В прифронтовой полосе», «Исповедь ветерана», «Игрушка», «День Победы», «Солдаты гибнут»
2.Тема любви к родному краю, её амурским просторам, дальневосточной природе, родной деревне.
«Амурский вальс», «Люблю Отчизну», «Моя деревня», «А в душу просится весна», «Всё та же непогода», «Первый снег», «Зимнее утро», «Лес - наше здоровье», «Апрель».
3.Образ женщины – матери.
«О женщине», «Хозяйка в доме», «Заботливый» и «Любящий», «Мать»,
4.Стихи – размышления о жизни, о судьбе, сегодняшнем времени, о себе.
«Счастье у каждого своё», «Что будет с нами», «Мы все хотим достойно жить», «Как в обществе, так и в природе», «Чтобы в пропасть не упасть», «Поставьте памятник картошке», «Мой юбилей», «Встреча с выпускниками», «Памяти С.К.Круппа»
Александр: Самый большой цикл стихотворений посвящен Великой Отечественной войне. Александре Ивановне пришлось на себе испытать все ужасы этой поры. Были крепки и воспоминания о войне у её мужа, Сергея Карловича, прошедшего дорогами войны до самой Чехословакии. Первое стихотворение «Мой дедушка-ветеран» было написано в 1979 году. Оно и явилось началом поэтического пути. В стихотворениях мы видим обращение к сегодняшнему молодому поколению, не совсем умеющему помнить и ценить память о прошлом страны. Она напоминает нам о том, что ветеранов становится все меньше и меньше «вас убывает всё из строя, не так уж светятся глаза». И практически в каждом стихотворении о ВОВ есть строки о современных войнах «опять война? Зачем она? Зачем кровь льется?». В стихотворении «Солдаты гибнут» мы читаем
Но вести, вести о войне
Всё чаще не дают покоя.
Солдаты гибнут там, в Чечне,
Не спиться матерям от горя.
Виктория: Что помнит ветеран: «родной дом», «лихую молодость», «милую подругу», «тяжкий труд, бои, сражения, сколько хоронил друзей»
Память светлая, довольно!
Перестань всё ворошить
Каждый день стучится больно.
Я хочу ещё пожить…
В стихотворении «Исповедь Ветерана» герой, подводя итоги своей жизни, говорит, что он ни о чем не жалеет, что - как бы не было тяжело - он «счастлив»
Мне, смерть, не по пути с тобою.
Я честно жизнь свою прожил.
Ни разу не кривил душою
И славно Родине служил.
Кристина: Поэзия о войне соединяет в себе высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями. Такие стихи выражают потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Война в стихотворениях Александры Ивановны изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.
Так чем измерить слезы, горе,
Что принесла нам всем война?
Нет, не измерить, как и море,
Ничем, никак и никогда!
Алёна: Самые приятные, оптимистичные, красивые стихотворения о родном крае, его природе, о родной и любимой деревне. Здесь чувствуешь тепло солнца, легкий ветерок, дыхание весны «И станет даль твоя ясна, всю суету отдам взамен, а в душу просится весна, и сердце жаждет перемен». Такие стихи поражают желанием жить, любить, всем восхищаться, всему радоваться и все принимать.
Радоваться тому, что ты видишь, что ты слышишь. Мечтать о самом прекрасном и дорогом для тебя. Вместе с поэтом мы встречаем приход весны, первый снег, складываем хвалебную песню Амуру, восхищаемся зимним утром, грустим о непогоде, мучаемся от жаркого лета.
Летят снежинки на ладонь,
Пушинками касаясь, тайно.
Летят и тают вновь и вновь,
Как девичья мечта святая.
Виктория:Стихи о женском счастье, о счастье матери настолько проникновенны, что читая их, понимаешь трудную участь жизни женщины «в душе твоей одни заботы», «всё в будни, в суету слилось». Это постоянная забота: о детях, муже, стариках.
Хочу о женщине сказать,
О матери страны великой.
Где можно силы столько взять,
Чтоб выжить в мире многоликом?
Мы видим, что счастье женское слагается из счастья детей «хозяйка в доме - это мать, мудрец с большим терпением, детей умеет понимать, вот ей мое – почтение».
Но одной из особенностей этих стихотворений является обращение внимания на так называемых матерей в кавычках, тех, которые ,нарожав детей, не задумываются о том, что они ответственны перед ними. Перед нами социальные проблемы общества, проблемы деградации людей:
Растет число детей-сирот.
За них тревожно.
А где-то горе-мать живет.
Понять мне сложно.
И тут же Александра Ивановна вспоминает тяжелые времена войны, когда за детей отдавали жизнь, самую последнюю краюху хлеба. Только ребенку, только, чтобы он остался жить.
А женщина одна в войну детей растила.
Кусок и корочку малу на всех делила.
Теплом под крылышком своим нас согревала.
Ребенок каждый был любим.
СВЯТАЯ МАМА!!!
А сейчас?
Троих без мужа родила,
Любви не зная.
Что, кроме имени, дала,
Всю жизнь гуляя?-
Что до детей? - ей недосуг…
В стихотворениях боль за чужого ребенка, за его будущее. Всё это, по мнению поэтессы, идет из семьи. В доме должно быть тепло каждому:
Внесем в наш дом содружество, покой,
Пожить бы дружно,
Переживем и кризис и застой,
Войны, вражды не нужно.
Кристина: Подумайте, в самом деле, ведь счастлив человек бывает, только когда он любит. Любит всё, что окружает его: свою Родину, своих близких, любит природу, литературу, живопись, любит свою работу. Потому что сердце человека предназначено для любви, а не для ненависти.
Пора давно ту истину понять,
Что жизнь однажды нам дается.
Побольше людям дать, поменьше взять.
Вот это счастьем все зовется…
Рождается маленький человечек и уже с первых дней учится любить свою маму. И эту любовь проносит через всю жизнь.
Родился милый человек,
Вдохнул глоток слепой надежды.
Что даст ему грядущий век?
Покой? Болезнь? Войну, как прежде?
Любовь к матери, любовь к друзьям, любовь к стихам.… Всё это объединяется в сердце человека в любовь к родной земле, к родной природе. И это все наводит на размышление о жизни, о собственной судьбе, о себе.
Людям надо все бы в меру:
Деньги, славу, даже страсть.
Сохраним любовь и веру,
Чтобы в пропасть не упасть…
Виктория: Александра Ивановна – педагог с многолетним стажем, Ветеран педагогического труда. И удивительно было бы не найти в её сборнике стихотворений о школе. Чаще всего это воспоминания о прошлом: школьные и классные вечера, лыжные походы. Работа в школе забирала все свободное время. И для собственного творчества совсем его не хватало, все время было посвящено детям. Но воспоминания оживают, когда встречаются выпускники:
Как будто было всё вчера,
Я снова в класс к вам захожу.
И принципам своим верна,
Всех взглядом строгим обвожу.
Кристина: В своем стихотворении «Мой юбилей» она писала «так это мало, я ещё не нажилась. Распахнуть бы грудь пошире и вздохнуть бы глубоко», «мне бы уголок потише, небо чисто над рекой, мир всегда под нашей крышей, и любовь, а с ней покой…». В 2009 году ушел из жизни её любимый человек, муж, отец её детей Сергей Карлович. С ним вместе они прожили душа в душу более полувека, вместе работали в школе педагогами, вместе ходили в походы, вместе катались на лыжах, вместе вырастили троих детей. В их семье 5 педагогов, офицеры.
Мы жили долго, мирно, дружно.
Летели птицей наши дни.
Казалось, большего не нужно.
Трудились вместе, как могли.
Как будто что-то оборвалось
В моей застывшейся груди.
Лишь память о тебе осталась…
Стихотворение «Памяти мужа» было написано в 2009 году. Больше ей почему-то не хочется писать «как будто что-то оборвалось»
Учитель : Такие вот стихи – исповедально честные, продиктованные чувством гражданского долга.
Устоявшимся поэтическим вкусом, тонким чувством ощущений отмечены стихи А.И. Их по-женски мягкая доверительная интонация, душевная открытость, негромкая любовь к родному селу, к пейзажу не оставляют равнодушными никого.
Трудно не согласится, сколько сил и терпения, труда и мужества требуется от человека, желающего и умеющего созидать и творить. Учитель – это, пожалуй, самая созидательная профессия. А если он ещё и поэт, то это труднее вдвойне. Но ведь какое наслаждение испытывает человек, у которого рождаются стихи. Ведь они как дети.
Не судите меня строго,
Если в чем – то не права.
Мне не надо очень много,
Рада, что судьба дала.
Чтение стихотворений А.И. Крупп полностью