12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Романова Алла Александровна38
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск
0

Урок концепт «Блудный сын»



Тема: Достоин ли блудный сын любви отца?

Интегрированный урок

Евангельские и литературные истоки проблемы «отцы и дети».

Цели: опираясь на технологию диалога и работу с концептом, дать представление о евангельских и литературных истоках проблемы «отцы и дети».

Развивать навыки связной устной и письменной речи , навыки анализа литературного произведения и произведения живописи,

Формировать умение работы с концептами, опираясь на лингвистические словари.

Обобщить знания учащихся по проблеме «отцы и дети» для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и шлитературе.

Вступительное слово учителя.

Проблема «Отцы и дети» уходит своими корнями в древние века. В «Евангелии» от Луки (15:32) есть известная притча о блудном сыне. Одни люди увидели в ней горестную историю покинутого отца, другие – несчастную жизнь непутевого сына. Толкование этой притчи дается в книге Давыдовой Н.В. «Евангелие и древнерусская литература»: «Отец – это Бог, младший сын-грешник – человек, который ушел от Бога, сбился с пути, встал на путь греха, смерти».1

В произведении XVII ВЕКА «Повести о Горе-Злочастии» героя постигла судьба, подобная тяжкой доле блудного сына из евангельской притчи. Юноша не слушался родительских наставлений, ушел из дома, прокутил с друзьями в кабаке родительские деньги. Вот и привязалось к нему Горе-Злочастие, ходит-бродит по следам неотступно. «Научате молодца богато жить, убити и ограбить»2 Казалось бы, нет ему от Горя спасения, так и будет бродить за молодцем вечным наказанием. И только когда герой «спамятует спасения путь» и уйдет в монастырь, Горе у ворот останется – другую жертву поджидать. История о блудном сыне интересовала неизвестного автора «Повести о Горе-Злочастии» прежде всего своим нравоучительным смыслом и религиозным содержанием: молодец от Горя избавился, когда ушел в монастырь – к Богу вернулся.

По-иному столетие спустя сюжет о блудном сыне вновь приходит в русскую литературу. В повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» история отца и его дочери словно зеркальное, перевернутое отражение евангельского сюжета.

Старик и сам не понимал, как мог позволить дочери уехать с гусаром, как мог напутствовать: «Чего же ты боишься?.. ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви». Однако у церкви (у Бога) дочь не остановилась. Умчалась с красавчиком-гусаром, не думая о том, что же будет с отцом. Старик не дождался возвращения дочери, загоревал и отправился в Петербург, чтобы разыскать Дуню и вернуть в родной дом. Однако встреча не состоялась, станционный смотритель понял, что он не нужен дочери, которая, вероятнее всего, стала содержанкой. Вопреки евангельской истории, не нищая и голодная, блудная дочь вернулась в родной дом прощения просить у отца, а богатая барыня, и даже не вернулась, а зашла, проезжая мимо. Отнюдь не радостной встречей отца с дочерью заканчивается рассказ, а невозможностью встречи, невозможностью прощения и покаяния. Не в отчем доме закончилась история отца с дочерью, а на кладбище, печальнее которого рассказчик не видел на свете. И хотя ждут Дуню в карете сыновья – юные барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни ведется рассказ, а о начале новой истории блудного сына.

Не случайно А.С, Пушкин использует в повести такую важную художественную деталь. На стене в доме смотрителя Самсона Вырина - картинки с изображением сюжетов притчи о блудном сыне. Возможно, всю жизнь смотрели на них отец и дочь его Дуня, да не извлекли урока из этой притчи, потому что для них евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты.

Возможно, повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» - это предостережение писателя современникам, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, а стали лишь частью быта или образом искусства.

Почему же отношения отца с дочерью пришли к столь плачевному итогу? Мне кажется, это случилось потому, что между поколениями в семье были утрачены духовные связи. Самсон Вырин «сотворил себе кумира» из собственной дочери и поплатился за это горечью одиночества и разочарования. Его Дуня тоже понесла нравственное наказание – до конца дней своих испытывать муки совести за то горе, которое она принесла отцу. Невозможность получить прощение за свой грех – таков плачевный итог легкомыслия дочери. Повесть А.С.Пушкина актуальна и сейчас, она предупреждает о том, к каким последствиям могут привести нарушения в семейной гармонии, когда дети повторяют историю блудного сына, а родители превращают собственного ребенка в своего кумира. Эти стороны отношений «отцов и детей» находят отражение во многих произведениях русской литературы, они напрямую связаны с проблемой семейного воспитания.

Слово сын предстает в русском языковом сознании во всей полноте своих значений: от «низких» - «разговорно-бытовых «сукин сын (собачий, чертов, курицын») до «высоких» книжных, почти библейских - «блудный сын», «духовный сын», «сын человеческий, Иисус Христос». Какие ассоциации вызывает у вас понятие «блудный сын»?

Обращаемся к картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» как культурологическому фону к концепту «блудный сын»

Технология диалога позволяет рассматривать произведение искусства как эстетический объект. Главным условием постижения произведения становится своеобразный диалог между читателем и автором, зрителем и художником. Чтобы представить язык, культуру, человеческую деятельность в их взаимосвязи, обращаемся к технологии «Диалог культур» . Здесь собственно

Диалог становится сущностной характеристикой данной технологии, определяющей её цель и содержание. В основе данной технологии – идеи М.М.Бахтина «о культуре как диалоге».


 


 

Чтение фрагмента из статьи Тамары Терн «Рембрандт»: «Лишения и нищета сделали свое дело: первой умерла Хендрикье, теперь умирает сын, и скоро он, больной полуслепой старик с выжженной душой останется один с четырнадцатилетней дочерью. Нет, Отец небесный, ты слишком жесток: зачем сначала щедро одарил, а потом все отнял, оставив лишь боль? Осознав, что потеря сына неизбежна, что Бог отбирает последнее, что связывало его с Саскией , художник выплюнул на безразличную поверхность холста из своего истерзанного нутра жуткую получеловеческую маску. С остервенением, слой за слоем он трясущимися руками писал автопортрет, лепил свое неистовое безумие, которое с высокомерным сарказмом скалилось в вечность».1

Как вы понимаете смысл этих слов?

После похорон сына Титуса художник часами заставлял дочь Корнелию перечитывать притчу о блудном сыне из Евангелия .

Обратимся и мы к тексту этой притчи: ( «Евангелие» от Луки, стихи 11-32, гл.15.) Чтение текста «Притчи о блудном сыне».

Как понимаете вы смысл «Притчи о блудном сыне»?

(Притча всегда многозначна, она говорит о совсем не простых вещах на бытовом языке. Можно говорить как о религиозном, так и о нравственном содержании «Притчи о блудном сыне», о ее гуманизме»)

Вспомните, в каких литературных произведениях представлена общечеловеческая тема «блудного сына»?

С сюжетом притчи о блудном сыне связана повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Давайте вспомним содержание этого произведения.

Чем заканчивается история смотрителя?

Счастлива ли его дочь Дуня, которая стала богата и не испытала тех бедствий, которые выпали на долю блудного сына?

Казалось бы, у неё есть все: любящий муж, красивые здоровые дети, шестерка лошадей, наряды, богатство. И все же Дуня плачет, вернувшись на родину. Почему?

Так кто же оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня?

(По мнению ребят, блудный сын счастлив, потому что он прощен отцом, а Дуне получить отцовское прощение не суждено. И это не дает ей покоя…

Рассуждаем о том, как важно успеть вовремя сказать родителям слова признания и любви, как важно дать им хоть немного счастья)

Какие библейские мотивы объединяют повесть Пушкина «Станционный смотритель» и картину Рембрандта «Возвращение блудного сына»?


 

(сюжет о блудном сыне, а также мотив слепоты отца: у Пушкина в повести Самсон Вырин слеп в переносном смысле, на картине Рембрандта отец ослеп от горя после ухода сына)


 

Оба отца любят своих блудных детей. Однако персонаж картины Рембрандта по-библейски милосерден.

В связи с этим вспоминаются строки из одного стихотворения И.А.Бунина : «И от сладостных слов не успею ответить, к милосердным коленам припав».

Чтение стихотворения И.А.Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья»


 

Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение?

Как связано это стихотворение с притчей о блудном сыне?

(После взлетов и падений, невосполнимых потерь человек должен дать ответ на вопрос: «Был ли счастлив ты в жизни земной?»)

Этот же вопрос задал себе Рембрандт. Это он , подобно блудному сыну, «взяв у отца небесного часть богатств, расточил их – он был самонадеян, думая, что всемогущ. Слава, роскошь, счастье вскружили ему голову, и он, глупец, считал, что так будет всегда. Потом он, как неприкаянный блудный сын, пас свиней» - работал, голодал, не имел крова над головой, изведал нищету и потери. Отец небесный отнял у него почти всё, оставив талант.

Но если раньше божий дар возносил его на вершину тщеславия, то теперь он знает: талант – это сладостная тяжкая мука, которую Господь дарует лишь избранным. Можно ли роптать и жаловаться, ведь он – счастливейший из смертных! Он познал любовь и счастье и благодарен богу. Это он, Рембрандт, блудным сыном вернулся к своему Отцу, к самому себе и наконец обрел покой. Это он после взлётов и падений «был мёртв и ожил, пропадал и нашелся»1

Мир и покой воцарились в душе художника, к этому состоянию он шёл очень долго сквозь гордыню и прозрение. Теперь, предчувствуя приближение смерти, едва держась на ногах, наугад смешивая краски, почти на ощупь накладывая их на холст – где кистью, где пальцами,- Рембрандт начал писать «Возвращение блудного сына» - одну из своих самых пронзительных картин.

Рембрандт любил библейский рассказ о блудном сыне, но он не был простым иллюстратором притчи .Художник так вживался в текст, словно сам был свидетелем происшедшего, и это давало ему право сказать недосказанное.

Обратите внимание на фон картины. Что мы видим? На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. А теперь обратим внимание на центральную часть картины. В центре – стоит блудный сын. Оборванный, изможденный, в лохмотьях, подпоясанных веревкой. Он прячет лицо на груди отца. Пожалуй, это единственное в мировой живописи произведение, на котором главный герой полотна изображен спиной к зрителям.

Как вы думаете, почему художник именно так изобразил блудного сына?

(Сын охвачен стыдом и раскаянием, он не ожидал такого радушного приема)

Почему Рембрандт изобразил отца слепым, ведь в притче ничего не говорится о слепоте старика?

(Слепота словно включает внутреннее зрение отца, этот сюжетный ход помогает художнику показать, что люди слепы, « зорко одно лишь сердце», отец бережно ощупывает сына, как бы прощая и защищая его) )

Исследователь творчества Рембрандта искусствовед М.Алпатов считает главным героем картины отца. А блудный сын – всего лишь повод для того, чтобы отец мог проявить своё великодушие. Он считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына».

Согласны ли вы с точкой зрения искусствоведа? Почему?

Соответствует ли название, данное художником, идейному замыслу картины?

Действительно, сюжет картины – момент встречи отца и блудного сына после долгой разлуки. А как бы вы определили идею этого произведения?

Учитель выслушивает ответы, комментирует и задает вопрос:

Итак, к середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое известное произведение «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать как завещание Рембрандта – художника и человека. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

(Именно здесь находит наивысшее воплощение идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим – идея, которой Рембрандт служил всю жизнь)

». Определите, какие слова в этом высказывании являются ключевыми (любовь-движение-жизнь).

Любовь «движет солнце и планеты» (Данте), но чем может она стать для человека? На какие дела и поступки толкнуть? Как повлиять на его жизнь? Это чувство, которое неслучайно называют монархом среди чувств, «чудом цивилизации» (Стендаль), «печатью образа Божия в человеке» (С.Н. Булгаков), «самой естественной для человека страстью» (Паскаль), сложно и многогранно. Современный поэт И. Губерман так определяет «всеохватность» любви:


 

Бог шел путем простых решений,

и как ты что ни назови,

все виды наших отношений –

лишь разновидности любви.

Составление словесного портрета концепта «любовь».

1. Моделирование словарного портрета концепта «любовь».


 

1). Начнем с тех ассоциаций, которые вызывает у вас слово «любовь».

Любовь- ………………………………………………………………………………

Каких ассоциаций возникло больше - положительных или отрицательных? Почему?

Комментарий для учителя

Положительные ассоциации, как правило, связаны с семантическими признаками «взаимопонимание», «влечение», «доверие», «гармония», «готовность прощать» и др; отрицательные - с семантическими признаками «несвобода», «обман», «страдание», «болезнь» и др.


 

2). А теперь попытаемся осмыслить это понятие, для чего обратимся к словарным статьям.

Любовь-1) чувство глубокой привязанности к кому-л., чему-л.;

2) чувство расположения, симпатии к кому-л.

3) чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола;

4) внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-л.;

(Словарь русского языка в 4-х томах)

Любовь-1) чувство самоотверженной, сердечной привязанности;

2) склонность, пристрастие к чему-л.

(Словарь Ожегова)

- Выпишите из данных определений ключевые слова:любовь- привязанность, расположение, симпатия, склонность, влечение, стремление, тяготение, пристрастие.

- Уже этот ряд показывает, как «велика страна любви». Но каждое из определений можно расширить. Возьмем, например, «чувство горячей сердечной привязанности».

Любовь - увлечение, влюбленность, страсть.(Словарь синонимов)

- Чем же различаются эти понятия? (Силой чувства). Подберите эпитеты к каждому из синонимов.

- Познакомьтесь с формулой любви, которую предложил один из древних восточных философов. Принимаете ли вы ее?

Любовь – это сумма трех влечений: влечение ума дает уважение, влечение сердца – дружбу, влечение тела – желание.


 

2. Моделирование контекстуально-метафорического портрета концепта «любовь».


 

1). Объектов любви великое множество. Мы убедимся в этом, составив словосочетание с этим словом.

Любовь к близким, любовь к родине……………………………………………………

Какое настроение вызывает у вас эта картина? С помощью каких приёмов художнику удалось передать настроение? (И хотя картина написана в тёмных тонах, она не вызывает мрачного настроения. Мы разделяем радость отца. Однако настроение грусти и ощущение горечи из-за напрасно растраченных молодых сил остаётся с нами. Эта картина даёт веру в то, что родительская любовь – самое великое , что есть в мире.

Учитель: И ещё у этой картины есть одна замечательная особенность, о которой вы догадаетесь сами. Вам предлагается текст – загадка. Обратимся к слайду.


 

Из глубины сумрачного холста льётся таинственный ______.

Он мягко обволакивает фигуру отца.

Лоб старика излучает __________.

Светятся его руки.

Возможно, это _______ любви, сострадания, прощения.

О каком слове говорится?

Это слово СВЕТ. А что такое свет? Какое значение играет свет на картине Рембрандта?

(Таинственное действие света , усиливающееся далеко простирающейся тьмой, приковывает к себе любого зрителя, а гармония замечательных оттенков действует на его душу подобно мелодиям старинных церковных песнопений.)


 

Итог урока. : ответ на вопрос; Достоин ли блудный сын любви отца?

Домашнее задание.

Творческая работа (по выбору учеников).

Напишите метафорический портрет концепта «любовь».

Напишите эссе «Страна любви - великая страна».

Напишите эссеистический текст на тему «Любовь», который вбирал бы в себя разные ее смыслы (любовь к жизни, людям, родине и т.д.). В качестве зачина для каждого абзаца можете использовать фразу «Есть любовь …», а в качестве заключительной фразы – строчку Г. Аполлинера: «Вот из чего рождается симфония любви».


 

Напишите текст-рассуждение «Без любви» по ключевым фразам, взятым из статьи русского философа Ивана Ильина:


 

1. Нельзя человеку прожить без любви, потому что она дана нам от Бога и от природы…

2. Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная выбирающая сила в жизни, великий дар – увидеть лучшее, избрать его и жить им…

3. Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная творческая сила человека…

4. Нельзя человеку прожить без любви и потому, что самое главное и драгоценное в его жизни открывается именно сердцу…

5. Без любви мы обречены со всею нашею культурою. В ней наша надежда и наше спасение.

 «Десять заповедей человечности» Д.С. Лихачева. Высказывания учащихся на тему:

«Нравственные уроки картины Рембрандта сегодня и «Заповеди человечности» Д.С.Лихачева.


Блудный сын
PPTX / 1.73 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.