Праздничная программа «Эй, славяне»
Задачи:
* Закреплять и расширять знания детей об историческом прошлом нашей малой Родине Брянске.
*Воспитывать интерес к истории малой Родины, уважение к жизни предков, патриотизм, чувство национальной гордости, интерес к прошлому своего народа.
*Содействовать созданию общей радости, хорошего настроения
Ход.
Ведущая:
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
Ведущая: Наша праздник посвящен истории, традициям и быту древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.
Сейчас мы с вами отправимся в мир славянской истории.
Ведущая:
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
Дети: Мы – славяне
Ведущая;
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне россияне,
Скажите, кто вы?
Дети: Мы - славяне!
Ведущая;
Мы чтим березы белоствольные,
Мы любим песни наши вольные,
Зовемся Любы, Ольги, Ани,
Скажите, кто вы?
Дети: Мы - славяне!
(Звучит колокольный звон в аудиозаписи))
Ведущая;
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается
Нынче славяне
За труды свои прославляются.
1. «Старинных слов узорные ларцы»
Вы должны ответить на занимательные вопросы из жизни древних славян.
1.Назовите русский старинный музыкальный инструмент, который и сейчас есть в каждом доме? (деревянные ложки)
2.Как называется русский народный трёхструнный инструмент? (Балалайка)
3.Три прославленных русских богатыря (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)
4.Автор пословиц и поговорок (народ)
5.Устное народное творчество (фольклор)
6.Дух, хранитель, хозяин крестьянского жилища (домовой)
7.Самый шумный, весёлый, долгий и сытный праздник на Руси (Масленица)
8. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (святки)
9.Мужик, селянин, земледелец, крещеный человек (крестьянин)
10.Задорные припевки озорного, сатирического характера, часто сопровождаемые пляской (частушки)
11.Как называется обувь, плетённая из лыки? (Лапти)
12.Как называется зимняя обувь, валенная из шерсти? (Валенки)
13.Она обогревала помещение, на ней готовили пищу. Что это? (Печь)
14.Деревянное устройство для прядения шерсти, приходящее в действие при помощи ноги? (Прялка)
15.Что такое рушник? (Полотенце)
16.Как называется самое светлое помещение старинного деревенского дома? (Горница, светлица)
17.Русский сосуд для питья самобытной формы, своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. (Ковш)
18. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах (Звонарь)
19.Чем топят русскую печь? (Дровами)
20.Русский горячий напиток? (Чай)
Танец «Во поле береза стояла»
2. «Щит»
Первый конкурс посвящается русским богатырям.
Надо перенести ряженую куклу. Кто быстрее.
3. Эстафета «По воду»
В старину люди за водой ходили к колодцу, несли на коромыслах, да так чтобы, до дома донести полные ведра. Проверим. Смогут ли их потомки повторить эту повседневную домашнюю работу.
Пронести гимнастическую палку с закрепленными на них ведрами вокруг стоек и передать «коромысло» другому.
4. «Живой огонь»
В старину огонь и вода имели очищающую силу. На Ивана Купала разжигали костер и прыгали через него.
Обруч, с завязанными красными тряпочками надо прокатить через кегли, не задев их.
Танец скоморохов.
5.«Так говорили в старину»
Ведущий называет слово - старославянизм, а игроки должны вспомнить однокоренное русское слово:
• Глава (голова)
• чуждый (чужой)
• око (глаз)
• древо (дерево)
• недуг (болезнь)
• страж (сторож)
• здравие (здоровье)
• краткий (короткий)
• чело (лоб)
• сеча (битва с врагом)
6.«Заплети косу»
- Один участник держит 3 ленты за края, 3 - берутся за другие концы, каждый по ленте. И еще один участник направляет ребят, координирует их действия, чтобы получилась заплетенная косичка из лент. Ленты выпускать из рук нельзя.
6.«Победи Кощея»
В народных сказках Кощею Бессмертному приходит конец. Тем или иным путем герой узнает его тайну. Определите, в какой последовательности надо искать смерть Кощея.
Проставьте цифры:
Зеленый дуб – 1
Иголка – 6
Заяц – 3
Железный сундук – 2
Утка – 4
Яйцо – 5
Хороводная песня – игра «А мы просо сеяли, сеяли»
Ведущий: Гости дорогие! Припасли мы вам забавушек на всякий вкус, кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!
7. Конкурс «Русская баня»
Кто попариться желает
Кто парную уважает,
Приходи скорей-
Есть и веник, и вода,
Веник в руки и, как встарь,
Сам соперника попарь.
Побеждает только тот,
Кто веник быстро обобьёт!
(По два человека «парятся» вениками из газеты)
Конкурс капитанов; Петушиный бой»
И вновь к состязанию приглашаются юноши. На этот раз им предстоит продемонстрировать свою ловкость и сноровку в «Петушином бою».
«Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» –
Кричит Петя через реку.
«Кто сразится со мной,
В честный петушиный бой?»
Два соперника становятся в очерченный круг друг против друга. Левой рукой они придерживают ногу, предварительно согнув ее в колене.
Цель игры: грудью, наскакивая друг на друга, вытолкнуть противника из круга.
Заключение.
Пока судьи будут подсчитывать баллы, мы закончим наш праздник хороводом. В старину хоровод водили каждую воскресный день.. Это был не танец, а обряд, посвященный просветлению, единству человека и природы.
Славянский хоровод.
Вручение наград победителям.
4