Сценарий мероприятия «Международный день леса» в дошкольном учреждении

Предпосылки для создания праздника: Вырубка лесов является одним из главных факторов, приводящих к увеличению выбросов углерода в атмосферу. Ежегодно происходит уничтожение более 13 миллионов гектаров лесных массивов, что равно площади Англии. Вырубка лесов ведёт к разрушению привычных местообитаний множества живых существ и, как следствие, к их исчезновению. В связи с этим возникла острая необходимость в принятии мер по снижению темпов вырубки лесов. Данное мероприятие направлено на повышение осведомленности о важности сохранения лесных ресурсов и мобилизацию усилий по их защите.
Международный день леса в дошкольном учреждении
Цель:
- Пробуждение у детей любознательности к миру природы и формирование у них реалистического представления о лесе.
Задачи:
Развивающие:
- Систематизировать и углубить знания детей о лесе, его видах и значении для человека.
- Расширять словарный запас воспитанников и развивать их связную речь.
Образовательные:
- Научить детей давать исчерпывающие ответы на вопросы по прочитанному тексту.
- Сформировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и делать выводы.
- Познакомить детей с природными явлениями и способами сохранения и восстановления окружающей среды.
Воспитательные:
- Развить у детей понимание опасности для природы, исходящей от деятельности человека.
- Воспитывать бережное отношение к природе и экологически ответственную модель поведения.
Оборудование: Проектор, корзина с шишками, аудиозаписи, карточки с разрешающими и запрещающими знаками, карточки с изображением деревьев, иллюстрации живой и неживой природы.
Ход мероприятия:
- Организационный момент.
- Основная часть
- Заключительная часть
- Рефлексия
Организационный момент:
На экране заставка «Международный день леса». Ребята входят в зал под песню «Чудесный лес» в исполнении Светланы Ранда и рассаживаются.
Основная часть
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о природе, а именно о лесе. Тема нашего разговора посвящена Международному дню леса.
Международный день лесов, учрежденный Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 2012 году, ежегодно отмечается 21 марта. Данный праздник призван привлечь внимание мировой общественности к проблемам сохранения лесных массивов и смягчения последствий глобальных изменений климата. А также для обмена мнениями и совместной работы людей в этих направлениях.
Основные доводы в пользу сохранения лесов:
Леса являются важным источником кислорода и способствуют очистке воздуха за счёт поглощения углекислого газа. Это жизненно необходимо для дыхания всех живых существ.
Леса играют ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности на планете. Они являются источником пропитания для миллионов людей, предоставляя им необходимые продукты питания, такие как фрукты, орехи, грибы, семена, коренья и дичь. Кроме того, леса поддерживают сельское хозяйство за счёт опыления растений и обогащения почвы, стабилизируют климат, регулируют круговорот воды и контролируют температуру воздуха, что способствует созданию чистой и здоровой окружающей среды, и сохраняют биоразнообразие. В них обитает 80% всех сухопутных видов живых организмов
Более 85% крупных городов мира получают пресную воду из лесных водоразделов. В периоды кризисов леса становятся опорой для экономики и продовольствия, принося до 20% доходов семьям в сельских регионах и гарантируя полноценный рацион.
А ещё пребывание в лесной среде оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Прогулки по лесу способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы, повышению иммунитета и нормализации обмена веществ.
В настоящее время лесные экосистемы сталкиваются с серьезными угрозами.
Предпосылки для создания праздника:
Вырубка лесов является одним из главных факторов, приводящих к увеличению выбросов углерода в атмосферу. Ежегодно происходит уничтожение более 13 миллионов гектаров лесных массивов, что равно площади Англии. Вырубка лесов ведёт к разрушению привычных местообитаний множества живых существ и, как следствие, к их исчезновению. В связи с этим возникла острая необходимость в принятии мер по снижению темпов вырубки лесов. Данное глобальное мероприятие направлено на повышение осведомленности о важности сохранения лесных ресурсов и мобилизацию усилий по их защите.
Как появился День лесов:
Идея учреждения Дня леса была выдвинута Европейской конфедерацией сельского хозяйства в 1971 году и получила поддержку от Всемирной продовольственной сельскохозяйственной организации. Только в 2012 году Генеральная Ассамблея ООН официально утвердила 21 марта Международным днём лесов.
Основная цель праздника — привлечь внимание мирового сообщества к значимости лесных экосистем. Ежегодное проведение Международного дня леса призвано оказать поддержку странам на различных уровнях — локальном, национальном и международном — в вопросах сохранения и восстановления лесов.
Для повышения уровня осведомленности о проблемах, связанных с сохранением лесов, во многих странах мира в этот день проводятся различные мероприятия: конференции, семинары, акции по посадке деревьев.
Личный вклад в защиту лесов может быть внесён путем участия в природоохранных инициативах, таких как походы в лес, субботники в городских парках, чтение литературы о лесных ресурсах, просмотр документальных фильмов на данную тему.
И мы с вами тоже можем внести свой вклад в охрану лесов!
Давайте с вами поиграем.
Игра «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»
Цель: Формирование у детей представления о том, какие растения встречаются в различных средах обитания.
Количество игроков: участие могут принять все присутствующие
Ход игры:
Карточки с изображением деревьев и кустарников, растущих в садах и лесу
Показываем по 1 карточке и ребята хлопают, если это растение растет в лесу, топают, если растение растет в саду
1 Ребёнок:
К небесам макушки тянут
Наши буйные леса.
Восхищает неустанно
Их великая краса.
И во всём великолепье
Польза крупная лежит —
Воздух делают деревья
Чище, чтобы людям жить.
Чтоб леса не вырубались,
Мы должны их охранять.
И деревья нам на радость
Воздух будут очищать.
2 ребёнок:
Люди! Берегите природу!
Берегите леса!
Проявляйте заботу —
Здесь, сейчас и всегда!
Не ломайте, Вы, веток,
И не жгите костров,
А учите, Вы, деток,
Что наш Мир — не жесток,
Что беречь его нужно,
Уважать — красоту,
Восхищаться всем дружно —
Не во сне — наяву,
Соблюдать все законы
По защите, правам,
И учиться, по жизни,
Лишь хорошим делам!
3 ребёнок
Лес - наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда - прости, прощай̆!
4 ребёнок
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой̆ норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
5 ребёнок
Пропадёт тогда планета,
Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый̆ кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
6 ребёнок
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая - ЛЕС,
Пусть растет он до небес! (Н. Филимоненко)
Воспитатель: Вот сколько хороших слов написано про лес. Спасибо вам, ребята!
А сможете отгадать загадки про лес и лесных жителях?
Загадки
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нём! (Лес)
Её всегда в лесу найдешь —
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Этот маленький народ
Никогда не устаёт.
В дом несут они на спинке
Прутик, листики, соринки. (Муравьи)
Мы всегда звеним в жару
Над поляной и в бору
И кусаем всех подряд,
Даже маленьких ребят. (Комары)
Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа —
Целый день долбить стволы. (Дятел)
Он живёт на кружевах,
Он на мух наводит страх,
И хотя не осьминог,
Но имеет восемь ног. (Паук)
Много в нём: грибов, чудес,
Потому, что это ... (лес)
Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый... (Волк)
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка)
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его — (Медведь)
Летом сер, зимою бел —
Чтоб никто его не съел. (Заяц)
Подвижная игра: «Собери шишки». Звучит музыка
Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движения, внимание
Количество игроков: участие могут принять все присутствующие или группа из 12 – 16 детей.
Ребята, смотрите, у нас есть целая корзина шишек. Давайте с ними поиграем?
На полу раскладываются шишки, на одну меньше, чем игроков. Дети передвигаются под музыку, имитируя прыжки белки или выполняя танцевальные движения. Как только музыка останавливается, каждый ребёнок старается успеть взять шишку. Кому не хватило – идет отдыхать на стульчик. Игра продолжается с меньшим количеством игроков и шишек.
Спасибо ребята, все шишки собраны!
А теперь, я хочу прочитать вам одну маленькую историю.
Был тёплый, солнечный день, В небе сияло солнышко. Слышалось пение птиц, Группа ребят пришла в лес. Они поели конфет, и разбросали фантики, попили воду из бутылочек и тоже их бросили. А ещё они начали бегать по траве, цветам и громко кричать. Поиграв, они ушли домой. После ребят в лесу остались лежать фантики, пластмассовые бутылки, помятая трава и сломанные цветы. Не слышно стало пение птиц. Как вы думаете, хорошо ли поступили ребята? Следует ли одобрять такое поведение? Разумеется, нет. Все должны понимать, что природа нуждается в защите и бережном отношении.
Если не убирать мусор в лесу, то может случиться беда. Как вы думаете, какая?
Да ребята, участники похода в лес продемонстрировали небрежное отношение к окружающей среде, оставив после себя бытовой мусор: обёртки от конфет и пустые пластиковые бутылки. Такое поведение может иметь негативные последствия для экосистемы.
Небрежное обращение с отходами в лесу создает ряд опасностей. Например, ржавые консервные банки представляют угрозу для людей и животных из-за острых краев, которые могут привести к порезам.
Пластиковые бутылки, не подлежащие биологическому разложению, загрязняют лес на протяжении многих лет. Их необходимо собирать и утилизировать в специально отведенных местах. Важно отметить, что из пластиковых бутылок можно изготовить полезные предметы, такие как совки, вазочки и ведерки.
Стеклянные банки также опасны, поскольку при разбивании их осколки могут поранить людей и животных. Кроме того, солнечные лучи, преломляясь сквозь осколки стекла, могут стать причиной возгорания сухой растительности и привести к лесным пожарам. К факторам риска возникновения лесных пожаров также относятся неосторожное обращение с огнём и грозы.
Ребята, предлагаю вам познакомиться с некоторыми экологическими знаками, чтобы не забывать, как вести себя в лесу.
Правило: Не оставляй мусор в лесу!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте —
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Правило: Вырубка запрещена
Одинокая груша,
Как игрушки плоды,
Где твои две подружки?
Полегли от пилы...
Они падали с грохотом,
Крепче камня стволы,
Стало пусто и солнечно
От наплывшей жары.
Не рубите деревья!
Нечем их заменить,
А без лёгких планеты
Нам не выжить, не быть!
Правило: Не разжигай костер в лесу!
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся серьёзной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнёт полыхать, разбегаться искриться —
Его потушить невозможно тогда…
Пожары лесные — большая беда!
Правило: Не разоряй муравейники!
Муравьи – санитары леса!
Под высокою сосной,
Защищая лес родной,
Муравейник жил без бед
Двадцать зим и двадцать лет.
А потом пришла беда:
Ни потоп, ни холода,
Ни лесной пожар, ни свалка.
А пришёл... Кирюша с палкой.
Правило: Не разоряй гнёзда!
Не разоряйте птичьи гнёзда,
Для птиц ведь это дом родной.
Когда уже темно и поздно,
Вернуться нужно им домой.
Правило: «Не шуми в лесу!»
У леса музыка своя…
Её послушайте друзья!
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
• Игра «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА».
Цель: формирование у детей представлений о живой и неживой природе
Количество игроков: участие могут принять все присутствующие или группа из 12 – 16 детей.
Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово "живое" или "неживое". Ребёнок, поймав мяч, должен назвать пример объекта из природы, соответствующий названной категории.
Ребята, а сейчас предлагаю вам посмотреть на эти знаки и постараться запомнить, что они представляют.
Игра «Прятки». (по желанию)
Цель: обогащение сенсорного опыта детей.
Данная игра представляет собой сенсорное упражнение, направленное на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.
Количество игроков - 5-7 участников
Ход игры:
Для проведения игры потребуется емкость, наполненную сосновыми шишками. Ребенку предлагается опустить руки в емкость и найти спрятанные внутри мелкие предметы, такие как игрушки, или геометрические фигуры. На ощупь ребёнок должен определить, что ему попалось.
- Заключительная часть:
Воспитатель:
Природу мы должны беречь
И не ломать деревьев ветки,
Не рвать цветы, костры не жечь
И на коре не ставить метки…
В контейнер мусорный сложи
Всё то, что в доме вам не нужно
Прекрасным миром дорожи,
Живите радостно и дружно…
Пусть будут чистыми пруды,
Пусть гуси-лебеди летают!
Растут пусть ивы у воды,
Пусть в небе звёздочки сверкают…
Пусть красота земли большой
Нам в жизни светлой помогает,
Пусть край любимый и родной
Поёт, под солнцем расцветает! (Мирослава Гончарова)
- Рефлексия
Наше мероприятие подошло к концу. Вам понравилось, ребята? Что было самым интересным?
Растите добрыми, любите и берегите лес! И тогда он порадует нас всех весёлым пением птиц, красивыми цветами, полезными травами, сладкими ягодами и вкусными грибами. До свидания, до новых встреч!