Сценарий мероприятия «Профессии села»
Пояснительная записка к презентации
Работая в направлении "Профориентация учащихся начальной школы" мною были организованы встречи с родителями. В рамках классного часа мы знакомились с профессиями наших мам, пап, бабушек и дедушек. Это вызвало большой интерес среди ребят, и они с радостью ждали новых встреч. Но так как наша школа находится в городе, профессии родителей (парикмахер, работник ТВ. пожарник, предприниматель, стоматолог, учитель рисования и др.) были приняты ребятами как городские. И чтобы познакомить ребят с профессиями сельских регионов я провела работу в данном направлении. Сценарий мероприятия позволяет не только узнать названия и функциональные обязанности профессий сельских жителей, но и лично, каждому ребёнку, стать одним из них. К сценарию прилагается презентация" Профессии села"которую можно использовать совместно со сценарием мероприятия " Профессии села" - как наглядный материал.
Воспользуйтесь приложениями, которые находятся в конце сценария.
Игры, которые можно провести в классе после праздника для повторения изученного материала и расширения знаний о профессиях ( этому послужат приложения № 2,3) загадки и поговорки, пословицы о профессиях.
Сценарий мероприятия «Профессии села»
Цель: Познакомить учащихся начальной школы с профессиями сельской местности.
Задачи: - Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельности;
Участники: Ученики начальной школы.
Реквизиты: Предметы сельского хозяйства (сноп зерновых, трактор из картона, макеты животных или ребята в костюмах, музыкальное оформление, презентация).
Рекомендации: Можно разделить выступление между учащимися по тематике: каждый класс может взять для разучивания - животноводство, растениеводство, земледелие, пчеловодство и селекцию (по желанию можно добавить сельскохозяйственные профессии вашего региона - коневодство, овцеводство и др.)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ на экране сцены.
1 слайд «Профессии села» по разделам
Представляют классы начальной школы
Ведущий 1: Без чего нельзя прожить? — Правильно! Без еды и питья! А где все это взять? На кухне? В холодильнике? А в холодильник откуда еда и питье попадают? — Правильно — из магазина! ...А в магазин откуда? Знаешь? Некоторые продукты питания люди добывают в лесу или в море. Но уже в незапамятные времена люди не просто охотились на животных и собирали полезные растения, а научились специально разводить некоторые из них. Называется такое занятие — сельским хозяйством.
Ведущий 2: Работникам сельского хозяйства нужно много знать о растениях и животных, уметь правильно их выращивать и ухаживать за ними. Эти знания можно найти в книгах по сельскому хозяйству. Можно приобрести их в специальных сельскохозяйственных институтах, получить диплом агронома или ветеринара. Но это не все... Главное, что нужно, чтобы работать на земле, — это любить землю и все, что на ней растет! Ну и, конечно, нетрудно догадаться, что в наши дни работникам сельского хозяйства помогают машины. Тракторы, сеялки, комбайны, поливочные машины и еще много-много других.
Ребенок:
Все профессии нужны
В сельском хозяйстве нашей страны
Умелые сильные руки нужны
Сельских профессий в мире не счесть
И каждой профессии слава и честь!
Ведущий 1: Надеюсь, ребята, вы уже догадались, что сегодня наш Осенний праздник будет посвящен профессиям села, а называется он
Слайд 2 «Сельских профессий в мире не счесть
И каждой профессии слава и честь!»
Звучит музыка. На сцену из-за кулис выходят ребята:
1 ребенок Я - сельский житель, я – селянин,
2 ребенок Я хлебороб и коневод.
3 ребенок: Я – Человек, я – Россиянин!
И этим я, поверьте, горд.
4 ребенок: Я – пчеловод и агроном.
1 ребенок: В селе я – каждый понемножку.
Я сею хлеб, лечу телят,
2 ребенок: Гоню стада пастись в ночное.
3 ребенок: И в школе я учу ребят
Любить село своё родное.
4 ребенок: Я сельский житель, я – Селянин
Пока выступают дети показать
слайд №3 « Технические профессии»
Слайд 4, 5 ТРАКТОРИСТ - механизатор
Под звуки работающего трактора на сцену выезжает трактор из картона
Ребенок:
А я вот стану трактористом классным
Пашу поля, а вид такой прекрасный.
Кругом такая тишь и благодать,
Что хочется от счастья мир обнять
Звучит песня на мотив народной «Как родная меня мать провожала», девчата выходят в платках на плечах:
Как родная меня мать провожала,
Тут и вся моя родня набежала.
Ой, куда же ты, сыночек, собрался?
Лучше б дома на диване остался!
Трактор грязный и тяжёлая работа.
Неужели в поле ехать охота?
Тракторист:
На полях заждался синий мой трактор,
Я же, мама, на селе механизатор.
И моя работа всем пригодится –
Буду сеять золотую пшеницу.
Соберём мы урожай на удивленье!
Всех главнее тракторист на деревне!
Ребенок:
Трактористов на селе
Очень уважают.
Пахать, сеять и косить
Как без них? Не знают.
Как судно, режущее волны,
Здесь трактор по полям плывет,
И тракторист, веселья полный,
С мотором вместе в лад поет.
Слайд № 6 КОМБАЙНЁР
Ребенок:
Любим мы блины с вареньем, С яблоками пирожки,
Вкусный торт на день рожденья Из рассыпчатой муки
Но хочу открыть я тайну: Пирожков вам не видать,
Если в поле вдруг комбайны Хлеб не будут убирать.
На заре, лишь подрумянит Луч рассветный тополя,
Комбайнёр к штурвалу встанет И скорее на поля.
Он похож на капитана, Но ведет корабль степной.
Спорит он с волной упрямо, Только с золотой волной.
Берегись же, перепелка, И кузнечик, и сурок.
Вот уже ложится колкий, Ровный, в ниточку, валок.
И течёт, течёт пшеница Золотистою рекой…
И машины вереницей Хлеб везут для нас с тобой.
Здесь его собрали горы – Значит, булок поедим.
И за это комбайнёру Мы «спасибо» говорим!
Слайд 7 ШОФЁР
Ребенок:
Поведу я разговор о профессии шофер.
Мы о них то, ни сказали, а они ведь тоже в зале
Да водители народ горячий
Все в погоне за удачей
Чтоб машину уберечь сколько надо-
просто тьма – изощренного ума.
Вовремя ремонт затеять
подлатать, заштопать, склеить
и покрасить для финала
чтоб в пути не подкачала
и в уборочную страду все машины на ходу
и за сеном все успели, и зерно перевезли
все работали, потели от зари и до зари.
Хваткий ум, душа- мотор.
Вот такой народ-шофер.
Слайд 8 « Поля России – Растениеводство»
Выносится каравай хлеба
Ребенок:
Поле… Русское поле… Оно словно ладонь земли-матери. И все мы на нем друг перед другом как на ладони. Каравай хлеба – чисто русский образ. И нет в жизни ничего выше и благороднее, чем растить на земле хлеб.
Пусть будут родины поля
Всегда и тучны, и обильны,
И славу пусть поёт земля
Рукам, что этот хлеб взрастили!
Слайд №9 ХЛЕБОРОБ
Ребенок:
Каждую осень на стол своей страны предоставляют хлеборобы большой каравай. Золотом урожая оплачивает осень труд человеческих рук.
Ребенок:
Хлеба-хлеба-хлеборобы
Существуют в мире чтобы
Люди ели булки, сдобы...
Хлеба-хлеба-хлеборобы.
Только зимы убегут –
Хлеборобы тут как тут.
Хлеб посеют и пожнут!
В поле, желтом как пустыни,
Зреют нивы золотые,
Солнцем хлеба налитые.
Летом выйдут, караваном, За богатым урожаем,
На поля страны комбайны.
В них – пшеничные сугробы Подстригают хлеборобы.
Хлеба-хлеба-хлеборобы, Хлебом мир наполнить чтобы!
Слайд №10 ОВОЩЕВОД
Ребенок:
Овощевод работает в теплице.
Обед он приправляет овощами.
Он наблюдает, как сияют лица,
Отведают когда салат со щами...
Ребенок в костюме овощевода, на сцене сидят ребята в костюмах овощей ( как на грядке)
Ребенок:
У меня своя теплица.
Света много. Есть водица.
Я ращу по-новому
Овощи здоровые!
Огурец и помидор
Так и просятся на стол.
Их ращу для вас с любовью.
Всем желаю я здоровья!
Овощи растут на грядке
И в теплице круглый год.
Вам свеклы? Моркови сладкой?
Всё взрастит овощевод.
Слайд 11 «Сбор урожая»
Танцевальный номер в костюмах овощей.
Слайд №12 САДОВОД
Ребенок 1:
Садоводство – это отрасль растениеводства, занимающаяся
выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур,
а также выращиванием декоративных растений.
Ребенок 2:
Все деревья садовод
И подвяжет, и польет.
Весь в цветенье сад весенний
Над землею поплывет.
Будут вишни и варенье,
Будут джемы и компот.
Что за яблоки Апорт?
Есть такой у яблок сорт.
Сорт придумал садовод,
Он селекцию ведёт.
Груши, яблоки и сливы
Вырастут в саду на диво.
Ребенок:
МАМА-САДОВОД
Привыкли о ком-то заботиться
Все мамы всегда, в час любой.
Им отдых – тоска-безработица,
И тяжек для них выходной.
Мамуля, что пчёлкою трудится,
И в сад спозаранку идёт –
Известно: цветочная умница,
Деревьев знаток – САДОВОД.
Слайд 13 «Профессии животноводов»
Все дети в костюмах выходят на сцену под музыкальное сопровождение.
Слайд №14 ДОЯРКА
Ведущий2:
Название этой профессии пришло к нам из Индии. Означает оно " нянька", " кормилица" ( Кто может ответить о какой профессии идет речь?!)
Ведущий 1:
Ее давно буренки знают
Ее мычанием встречают
И за ее нелегкий труд
Все молоко ей отдают... ( доярка)
Не догадайся женщина еще с незапамятных времен доить коз, буйволов, коров, овец - не было бы на нашем столе творога, масла, сыра, сметаны и молока.
На сцене ученики в костюмах - малыша, дедушки( сидит на табурете за столом), девочки,
Ода дояркам
Малыш:
Молоко в двойне вкусней,
Если это -milkiway.
"Домик в деревне"-вот это сметана,
Ложка стоит удивительно прямо.
"Активия","Фруттис","Данон" творожок-
Все из молока, но откуда, дружок?
Дедушка:
Чей час расскажу вам об этих героях,
Что milk добывают нам с потом и кровью.
Изображу вам все красочно, ярко.
Профессия эта, конечно, ДОЯРКА!
Вокруг чисто поле и стройны березки...
Полезен всем сельский и чистый воздух.
Труд на природе -одно удовольствие.
Если в отходы не стать продовольствия...
Мальчик:
А много ль корова дает молока?
Не выдоешь за день, устанет рука.
В чем польза? Да в том, что для рук тренировка.
Ведь здорово силу иметь и сноровку!
Их нежные ручки, никак не совру,
Хороший отпор могут дать пастуху.
Девочка:
А как же приятно с буренкой своей
Гулять среди шумных зеленых ветвей!
Лечь на сеновале, водицы испить
И теплой краюшкою все закусить.
Девчонки, Красотки! В доярки скорей,
Если хотите здоровых детей!
Ведущий1:
В нашей стране принято считать, что доярка - это женская работа, но как известно профессия - это призвание и очень радостно когда молодые люди идут выполнять этот трудный, благородный труд и зовут их...ДОЯР.
На сцену выходит мальчик в костюме
ДОЯР... Вася!?!
Дойка – дело женских рук –
Спорить - нет причины.
Но пришёл на ферму вдруг…
Дояром… мужчина!
Средь коров – «переполох»,
А доярки - в трансе:
-Как осмелиться ты мог –
Дояром стать, Вася?!
Пересуды, тОлки, смех,
«Шишки» - в лоб и в темя…
Но Василий - не из тех:
- Дайте, бабы, время!
Год прошёл. За ним – другой…
Как там – дОяр новый?
У Василия надой…
Больше всех - с коровы!
Дойка - дело женских рук!
Спорить не берусь я,
Но мужчине – доярУ –
В пояс поклонюсь я!
Слайд 15 ПТИЧНИЦА
На сцене девочка в костюме птичницы, под музыку выходит танцевальная группа с игрушками петушка, курочки, уточки и т.д. в руках
Девочка:
Домашнюю птицу люблю с давних пор.
В любимой деревне
Держу птичий двор.
Лишь только всё стихнет
В селе и в лесу,
Прохлада уронит
На травы росу,
Сова в ночи изредка
Выдохнет: - Ух, -
А птиц уже будит
Крикливый петух:
- Ку-ка-ре-ку!
Лежебок у нас нет,
Все поднимайтесь,
Проспите рассвет!
Без толкотни,
В заведённом порядке
Дружно за Петей
Выходят хохлатки,
С гоготом важно
Идут гусаки,
Громко болтая,
Спешат индюки,
Дальше – цесарки
И куры-наседки,
Следом за ними –
Пушистые детки.
Сколько у птичницы
Всяких забот!
Чуть отвернёшься –
Появится кот,
Ляжет в тенёчке,
Мурлыкает звонко,
Вечером хватишься
–Нету цыплёнка!
В гости заглянет
Хорёк вороватый,
Смотришь – не стало
Несушки хохлатой!
Коршун парит
В облаках, не спеша ,
Не уследишь –
Снова нет малыша!
Дождь моросит,
Или солнце печёт,
Я веду в птичнике
Строгий учёт.
Не обойтись
Без ночной переклички
Опытной птичнице
В нашем селе.
Слайд 16 СВИНАРКА
на сцену на импровизированной тележке вывозят свинок из картона, рядом идет ребенок в костюме свинарки, она танцует.
Ребенок 1:
С утра она кормила много свинок,
Новорождённых обожала поросят –
Была, быть может, внешне простовата,
Но многим нравился её весёлый взгляд,
Ребенок 2:
И даже хряк, как вепрь свирепый с виду,
Готов был землю рыть у милых ног,
Как храбрый рыцарь, не давал её в обиду
И нежно тёрся о её сапог…
Она, его любила. боловала...
Протягивала корм ему с руки
Уход, забота , нежное вниманье ей
Все питомцы говорили - хрю, хрю, хрю.
На поросячьем значит " Я тебя люблю!"
Слайд 17 ПЧЕЛОВОД
Ведущий 2:
Ребята, вы слышали о такой профессии, как пчеловод? Что он делает? (Ответы детей.)
Пчеловод разводит пчёл, ухаживает за ними, собирает мёд, ремонтирует ульи и пасечный инвентарь.
На сцену выносят ульи, дети в костюмах пчелок летают вокруг.
Ребенок:
Тётя Таня — пчеловод,
Нам приносит вкусный мёд,
Липовый, гречишный,
Чтоб не брать больничный.
Пчеловод должен всё знать про жизнь пчёл, правила их содержания, лечения, уметь собирать продукты пчеловодства, знать виды медоносных растений и т.д.Ему нужна специальная одежда и шляпа с защитной сеткой, которая предохраняет от укусов пчёл. Работает пчеловод на пасеке — это место, где располагаются ульи.
Слайд 18 ПАСТУХ
на сене мальчик в костюме с кнутом, ребята в костюмах животных, движутся под музыку.
Ребенок:
Как мальчишка босоногий,
Поднимая пыль,
Мчался ветер по дороге -
Шелестел ковыль.
Перешли деревья в роще
С шёпота на гул,
Колокольчик звонче, звонче
Зазвенел в лугу.
Пастушок проснулся тут же -
Сосчитал коров,
Затянул ремень потуже -
К старту был готов!
И помчался, что есть мочи,
Одолев испуг,
На звенящий колокольчик
Молодой пастух.
Слайд №20 «Земледелие – профессии села»
Слайд № 21 АГРОНОМ
Ребенок1:
Законодатель, запевала,
Важнейших дел всегда не мало.
Основа всех основ- севооборот.
Чередование культур определяет
С научною основой оборот.
Конечно, знать свои поля он должен хорошо,
По ним он много раз прошел.
Еще зимой планирует он обработку:
Где дисковать, иль боронить,
Когда и где пахать,
Где культивировать,
А где и прикатать.
Затем весной он уточняет:
Погода технологию определяет.
Ребёнок2:
И до весны еще решает
Как удобрять:
Какие удобрения, их дозы
По методам научным вычисляет.
Стратегию и тактику диктует
Агрохимик , ему при этом
Анализ почвы в деле помогает.
Сорта и семена- важнейшая забота:
Здесь также непочатый край работы:
Семена довести до кондиций,
В лабораторию не опоздать,
Все образцы умело отобрать,
Их во время доставить.
Семеноведение,
Семеноводство,
И про сорта
Отлично знать.
Ребёнок 3:
Обновление сорта и сортосмену
С учетом апробации он назначает,
И обработки технику семян
Всецело он определяет.
Страда весенняя- необходимо
Все сеялки на норму высева установить
( А нормы агроном обязан подсчитать)
Засыпать семена. Колеса прокрутить ,
Катушечки замерить,
И в книжку агронома записать.
Команду сеять только он
Может давать
Везде, где сеют,
Должен он проверить
Какая глубина заделки
Всех высеваемых семян,
Линеечкой ее замерить.
Дотошно осмотреть все сошники-
Случайно не забились ли?
И тайных нет ли где огрехов,
Виновникам здесь не до смеха.
А как появятся младенцы- всходы,
Так настает пора ухода:
Подкормок, полива, рыхлений,
Защита от вредителей, болезней.
Ребёнок4:
Врагов отлично должен знать,
Как во время помочь,
Приемы нужной обороны назначать.
К числу лихих врагов
Относим также сорняки.
Борьбы приемы нелегки.
Когда растения должны мы защищать
Об экологии не вправе забывать.
Пусть химия могуча- спору нет,
Но трудно на вопросы
Точный дать ответ:
Результативно и безвредно
Какие, как все препараты применять,
Чтоб чистоту и почвы и продуктов
В стандартной норме сохранять?
Ребёнок5:
Как обеспечить скот кормами-
На плечи крепкие забота
Трудная ложится,
Но не боится агроном работы,
И эту выполнить задачу,
Как и другие, он стремится.
Осенняя страда - серьезная пора.
Упустишь сроки - страшные потери.
Очистки, сушки, сортировки
Ждет зернышек солидная гора.
А при ранней уборке бывают
Недомолоты, потери зерна,
У семян будет низкая всхожесть.
А задача стоит здесь одна:
Назначать уборке оптимальные сроки.
Слайд 22 - 23 СЕЛЕКЦИОНЕР, СЕМЕНОВОД
Ребенок 1:
Растит новатор-селекционер
На дубе - грушу! На рябине - дыню!
Не пропадёт мичуринский пример!
И дерзость мысли никогда нас не покинет!
Как интересно нам с природой быть на ты,
Растений новые придумывая версии..
Ребёнок 2:
Представьте - на сосне растут цветы,
На липе - тыквы, на берёзе персик.
Пусть лебедою зарастает огород,
Но урожай мы собираем круглый год :
На традесканциях - томаты-удальцы,
А с хлорофитумов свисают огурцы!!!
Слайд №25 «Слава труженикам села»
Ведущий 1:
Садами звонкими, хлебами спелыми,
Гордимся мы своей землей.
Ты славишь Родину делами смелыми,
Уральский край родной!
Ведущий 2:
Родной район, кормилица земля,
Тоскую по тебе, когда в разлуке.
Здесь хлеба золотистые поля
И тружеников золотые руки!
Мы любим свой край, свою малую родину.
Мы постараемся продолжить дело наших отцов и дедов.
Ведь мы патриоты!
До новых встреч!
Слайд № 26
Для закрепления материала, проводится игра - опрос детей
" Кто в домике живет"
Птичник - утки. гуси.
Конюшня - конь, кобыла
Курятник - куры, петухи
Свинарник - поросята, хряк
Хлев - коровы, овцы, козы
Будка - собака
Приложения.
Игры, которые можно провести в классе после праздника для повторения изученного материала и расширении знаний о профессиях ( этому послужат приложения № 2,3) загадки и поговорки, пословицы о профессиях.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Дидактическая игра «Назови профессию»
Цель: закрепление представлений детей о содержании труда людей, занятых в сельском хозяйстве.
Доярка Алеся: Ребята, предлагаю стать в круг и поиграть.
Ход игры
Доярка Алеся : Я буду бросать мяч и произносить фразу, а вы подумайте и быстро отвечайте, человек какой профессии это говорит, бросайте мяч обратно.
— Пора высаживать рассаду помидоров в теплицу. (Овощевод.)
— Ульям необходим ремонт. (Пчеловод.)
— Мне надо вспахать большое поле. (Тракторист.)
— Готовлю комбайн к работе. (Комбайнёр.)
— Сегодня собрал много липового мёда. (Пчеловод.)
— В моём тракторе заглох двигатель. (Тракторист.)
— От дождя весь овёс полёг. (Агроном.)
Как вы думаете, кому могут принадлежать слова: «Пора доить коров»? (Ответы детей.) Эти слова говорит доярка.
Доярка Алеся: До свидания, ребята! (Уходит.)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Загадки о прпофессиях сельского хозяйства
За коровами глядит, А когда на них сердит, Громко щёлкает кнутом.
Так загадочка о ком? (Пастух.)
Кто пасёт овец и коз Там, где луг травой зарос? (Пастух.)
Волкам и беркутам на страх Всегда пасёт овец в горах. (Чабан.)
Он у батюшки-царя Был слугой совсем не зря. При собаках царских жил, Их охотиться учил.
Загадки о профессиях:
Упрятав чёлку под фуражку, Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле, От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле. (Тракторист.)
Весной расчешет он поля, Наступит осень – пострижёт. (Фермер.)
Его работы ждёт земля, Едва рассвет лучи зажжёт. Занят важной он работой:
Урожай – его забота, Чтоб сумели уродиться Рожь, овёс или пшеница. (Агроном.)
Он науку изучил. Землю — словно приручил, Знает он, когда сажать, Сеять как и убирать. Знает всё в краю родном И зовётся... (Агроном.)
Для нас он землю улучшает: Где топи и болота — осушает, От засухи где почва погибает — Успешно ирригацию внедряет. И расцветает обновленный край!Становится богаче урожай, Его благодарит земля За сеть каналов, новые поля.(Мелиоратор.)
Он похож на капитана, Но ведет корабль степной. Спорит он с волной упрямо, Только с золотой волной. (Комбайнёр.)
Он, собираясь в свой обход, Халат врачебный надевает, Лекарства в саквояж кладёт, На скотный двор потом шагает. (Ветеринар.)
Доктор, но не для детей, А для птиц и для зверей. У него особый дар, Этот врач - … (Ветеринар.)
Все дороги мне знакомы, Я в кабине словно дома. Мне мигает светофор, Знает он, что я - … (Шофёр.)
Ежедневно спозаранку В руки он берёт баранку. Крутит, вертит так и сяк, Но не съест её никак! (Шофёр.)
Выезжает на дорогу Он обычно спозаранку, На педаль поставив ногу И рукой крутя баранку. (Шофёр.)
Зарю поёт селу петух Коров на луг ведёт...(Пастух.)
Пастух в Америке любой Называется... Ковбой.)
В поле комбайнов слышится хор, Хлебный корабль ведёт...(Комбайнёр.)
Груши, яблони, крыжовник Посадил весной... (Садовник.)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ О ТРУДЕ, МАСТЕРСТВЕ И ПРОФЕССИЯХ
Пословицы о труде Землю солнце красит, а человека – труд.
О человеке судят по его труду.
Ремесло - золотой браслет на руке.
Каков промысел, такова и добыча.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Всякое ремесло честно, кроме воровства.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Люби дело – мастером будешь.
На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Какие труды, такие и плоды.
Пашню пашут, руками не машут.
С охотой можно и в камень гвоздь забить.
Белые руки чужие труды любят.
За всякое дело берись умело.
Не начавши – думай, а начавши – делай.
Не за своё дело не берись, а за своим – не ленись.
Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
На чужой работе и солнце не движется.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Птицу узнают в полете, а человека в работе.
Мала пчелка, да и та работает.
Куликова Ирина Геннадьевна
Журавлева Татьяна Анатольевна