Сценарий районного семинара для воспитателей ДОУ «Реализация региональной составляющей в различных видах деятельности»

0
0
Материал опубликован 12 January 2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Нылгинский детский сад №1»



















Сценарий районного семинара для воспитателей ДОУ

«Реализация региональной составляющей в различных видах деятельности».






Подготовил: старший воспитатель

Позырева Н.С.












с.Нылга, 2022г.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ.

Задачи:

Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы в вопросах реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ;

Способствовать выявлению и распространению передового педагогического опыта работы по вопросам регионального компонента;

Повышать творческую активность педагогов

Ход семинара:

В зале устанавливается декорация, воспроизводящая обстановку удмуртской избы. Стоят стол, прялка, скамьи. В оформлении используются предметы убранства удмуртского дома: тканые и вышитые полотенца и скатерти, деревянные и гончарные изделия, игрушки.

Звучит удмуртская песня музыка.

Ведущий 1: - Много гостей собралось сегодня в нашем саду. Зечбуресь.

Ведущий 2: - Здравствуйте, дорогие гости. Здравствуйте! Проходите гости дорогие! Милости просим! Для дорогих гостей и двери настежь! (с поклоном)

- Уважаемые коллеги, на Руси было принято не многословие. А свою радость и уважение к гостям и хозяевам дома показывали языком жестов. Именно отсюда и пошел обряд поклона. И сейчас мы с вами попробуем разучить этот обряд.

МОЁ СЕРДЦЕ (руку к сердцу)

МОЁ СОЛНЦЕ И ВОЗДУХ (руку вверх)

ИДЕТ С ДОБРОМ (поклон).

- Давайте еще раз все вместе повторим.

Ведущая. А по удмуртскому обычаю гостей встречают хлебом и маслом, хорошими пожеланиями:

1-й ведущий: Улонды вой вылти кадь мед мыноз.

2-й ведущий: Ваша жизнь как по маслу пусть течет.

1-й ведущий: Жок выл тыр ческыт няньды мед луоз.

2-й ведущий: А стол пусть ломится от душистого хлеба.

Звучит музыка. Входят две женщины с караваем, медом и маслом в руках, обходят полукруг, подходят к столу стоящему перед гостями и кладут их на стол.

Выходят дети подг. гр., занимают свои места.

Воспитанники подготовительной группы вместе с сотрудниками исполняют художественный номер.

Дети старшей группы вместе с воспитателем расположились на фоне декорации удмуртской избы.

Воспитатель:

Изба у меня большая.

Да красивая какая!

Теплый дух идет от печки,

А в углу сундук стоит.

Много он добра хранит!

Дети: Надя –апай , а какой у тебя сундук-то большой. И что же ты там хранишь? (открывает сундук и рассказывает, что у нее там в сундуке.)

Воспитатель:

- А все богатство мое в этом сундуке: вот эти полотенца, я сама вышивала в молодости, приданое себе готовила. Платье это настоящее, домотканое, удмуртское, мне моя мама передала, это еще бабушкино. Вот вырастет моя внучка, я ей передам, пусть переходит из поколения в поколение.

А а в этой рубашке мой Иван на праздники ходил, да на гармошке играл. Как играл, как играл! Молодежь плясала до упаду, песни пела заливисто, да и я певуньей была.

А в этой шкатулке я фотографии храню. (Достает фотографию, дети её рассматривают.)

Дети: - Надя - апай, а почему люди на фотографии в разных костюмах?

Воспитатель: Удмурты – гостеприимный, хлебосольный и приветливый народ. Удмуртия стала домом для 136 народов и со всеми удмурты живут дружно. Так, на территории Удмуртии живут рядом люди разных национальностей:

- русские (выходит девочка с куклой в русском национальном костюме)

- коми-пермяки (выходит девочка с куклой в национальном костюме коми)

- коренной нацией, конечно, являются Удмурты, которые делятся на южных удмуртов (выходит девочка с куклой в национальном костюме южных удмуртов) и северных удмуртов (выходит девочка с куклой в национальном костюме северных удмуртов).

Живут в нашей республике также марийцы (выходит девочка с куклой в национальном марийском костюме) и татары (выходит девочка с куклой в национальном татарском костюме).

Звучит плач младенца, Надя-апай идет «успокаивать» малыша, а дети под колыбельную песню исполняют танец с куклами.

ТАНЕЦ С КУКЛАМИ

После танца дети и воспитатель уходят.

Ведущий: Сегодня мы рады приветствовать педагогов, коллег, которые проявляют интерес к проблеме реализации в детском саду регионального компонента.

В образовательную работу нашего детского сада введён национально-региональный компонент, включающий в себя знакомство детей с устным народным творчеством, историей и культурой народа и народов, населяющих Удмуртскую Республику, природно-климатическими условиями, спецификой уклада жизни и быта, с национальными праздниками и обрядами народов, проживающих на её территории.

И сейчас нам бы хотелось немного рассказать, как ведется работа по реализации регионального компонента в нашем детском саду. Презентацию на тему «Система работы по реализации региональной составляющей в различных видах деятельности» представит вашему вниманию заведующая нашим детским садом Тарасова Татьяна Аркадьевна.


Презентация 1 (Тарасова Т.А.)

Ведущий: Удмуртский народ на протяжении веков создавал свою материальную и духовную культуру. Он создал уникальные по пригодности к жизни элементы культуры в таких сферах, как: жилище, одежда, пища, фольклор.

У удмуртского народа существует ряд обычаев и традиций, которые сохранились до настоящего времени. С самого рождения родители готовили ребенка к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, его окружали разными предметами. Если это был мальчик - отец мастерил для него игрушки в виде коня или быка; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Игры имели огромное значение в воспитании, способствовали сохранению, соблюдению и почитанию традиций удмуртского народа.

Ребята, осваивая приобретенные в играх знания, продолжали выдумывать, фантазировать и вносить что-то свое, особое. В процессе реализации регионального компонента педагоги нашего детского сада используют разнообразные игровые технологии, в том числе технологию ТРИЗ. Об этом вам сейчас расскажет воспитатель Кудрявцева А.В.

Мастер-класс «Использование технологии ТРИЗ в работе по реализации регионального компонента с детьми дошкольного возраста» Кудрявцева А.В.

Ведущий: Любая образовательная деятельность для дошкольников, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Для снятия напряжения, в работе с воспитанниками наши педагоги активно применяют и оздоровительные технологии. С целью сохранения и укрепления здоровья дошкольников инструктор по физвоспитанию и воспитатели групп проводят народные подвижные игры.

Приглашаем гостей отдохнуть от умственного труда, да поиграть в народные игры удмуртов.

Инструктор по физвоспитанию Светлакова В.С. проводит с гостями «физкультминутку».

Игра «Небыльток» ( «Растяпа»)

Игра «Капка ултй потаса» («Ворота»)

Игра «Кубиста Йыр («Капустная голова»»)

Ведущий: Приобщение дошкольников к национальной культуре мы ведем через организацию различных видов деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от решения конкретной образовательной задачи, контингента детей. И сейчас мы хотим представить опыт работы использования метода «интеллект-карт» в пополнении и систематизации знаний детей о родном крае.

Презентация «Использование интеллект-карты в работе с детьми дошкольного возраста при реализации регионального компонента» (Гареева С. В.)

Ведущий: Я думаю, что после презентации своего опыта Светланой Владимировной, вы убедились в доступности и удобстве использования ментальных карт в работе с детьми. Но недавно мы попробовали создать интерактивную (электронную) ментальную карту. Карта оказалась очень удобна в использовании и сейчас мы представим вам часть работы по ментальной карте, которую вы видите на экране.

Презентация «Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента» (Позырева Н.С.)

​​​​​​​Ведущий: продолжая тему народного фольклора, предлагаем всем гостям семинара принять участие в удмуртской народной музыкальной игре «Котырак бусы вожэктэ но…» (Повсюду поле зеленеет…)

Мастер-класс – «Удмуртская народная музыкальная игра «Котырак бусы вожэктэ но…» Татаркина А.П.

Мастер-класс «Открытка к 8 Марта» (Воспитатель МДОУ «Нылгинский детский сад №3» Гареева С.П.)

Рефлексия.

А сейчас предлагаем вспомнить еще один старинный ритуал, или традицию, которая называется «Узелки на память»

У многих народов, в том числе у славян, до появления традиционного для нас письма существовала так называемая узелковая письменность, в которой использовались завязанные разными способами узелки. По смыслу это ближе всего к иероглифам, когда за каждым узелком-иероглифом стоит какой-то образ. Это способ передачи информации оставил свои следы в нашем языке в виде устойчивых оборотов и фразеологизмов. Мы часто считаем, что то или иное выражение является метафорой, но если присмотреться, то становится виден первоначальный прямой смысл.

Часто можно услышать фразу «Не может два слова связать»

Обычно мы подразумеваем здесь человека, который не может произнести двух связных слов ( больного, человека в состоянии алкогольного опьянения), но изначально скорее всего речь о том, кто не может завязать на нити несколько узелков, составив даже двух слов.

- Мы предлагаем вам каждому завязать «узелок на память » и сказать пару слов о нашем мероприятии.

Участники семинара завязывают узелки из ленточек и делятся впечатлениями.

После рефлексии гостей приглашают к столу на чаепитие.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.