Семинар для старших воспитателей по теме «Активные формы методической работы в ДОУ»
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Нылгинский детский сад №1»
Районный семинар для старших воспитателей.
«Активные формы методической работы в ДОУ»
Подготовил: старший воспитатель МДОУ
«Нылгинский детский сад №1»
Позырева Наталья Сергеевна.
с. Нылга, 27.02. 2018 г.
Цель: Внедрение современных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образования.
Задачи:
Познакомить с основными понятиями активных методов (АМО), этапы применения АМО, виды АМО.
Научить применять активные методы обучения на практике на всех этапах образовательного процесса.
Уточнить и систематизировать знания педагогов ФГОС ДО.
Оборудование: медиапроектор, презентация PowerPoint, экран.
Атрибуты: Наглядно-демонстрационный материал для выполнения заданий, задания для педагогов, фишки для деления на группы, конверты с заданиями.
I. Теоретический блок.
1. Организационный момент. Регистрация участников семинара.
2. Приветственное слово заведующего МДОУ «Нылгинский детский сад №1» Тарасовой Т.А.
Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать Вас в стенах нашего детского сада. Тема нашей сегодняшней встречи « Активные методы обучения в работе с педагогами».
3. Трениг-упражнение «Поздороваемся ладошками»
Я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».
–Пожелаем друг другу здоровья. Вежливость это не просто реклама, А наша жизнь!
Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаю (большой)
Успеха (Указательный)
Большого (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью)
– А теперь мы подарим вам свои ладошки и пожелаем всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета).
II. Презентация «Активные формы методической работы в ДОУ».
III. Прохождение квеста.
- Сегодня мы с вами попробуем на практике применить один из популярных сегодня методов активного обучения - квест. А для того чтобы узнать, чему он будет посвящен, послушайте сказочку.
Приглашаю вас в путешествие сказочное,
Будет оно загадочное,
Дороги нас ждут необычные,
Потребуются силы приличные.
В Удмуртском царстве, в Российском государстве жили-были воспитатели. Долго работали они в детском саду. Много у них в группе было детей. Больших и маленьких, серьёзных и смешливых, поющих и танцующих, играющих и рисующих. И дети их очень любили, и знаний у них было много. Тепло души и всю свою любовь дарили они своим воспитанникам и радовались своей работе. И все было замечательно, но однажды на небе стали появляться тёмные тучи. Подул резкий ветер перемен и принёс ФГОС ДО. И велено было всем педагогам в Российском государстве беспрекословно соблюдать его. Собрала тут всех старших воспитателей в одну команду свет Наталья Викторовна, дабы научить их уму разуму, да науке премудрой под названием ФГОС. Взяла она с собой чемодан с мудреным документом, и поплыли они по бурной реке перемен на корабле знаний. Да толи река оказалась слишком бурной, толи корабль знаний недостаточно прочный, но попала команда в шторм и потерпела кораблекрушение. Чемодан унесло волной, однако, успела-таки Наталья Викторовна спасти команду а, спасаясь, успела дать сигнал бедствия с помощью азбуки Морзе и даже получить ответ.
Ответ находится вот в этом конверте (вручается конверт педагогам).
В конверте листок с текстом:
Попали вы на остров «Квест»
Найдете все подсказки здесь.
Ждет вас множество заданий,
Интересных испытаний,
Чемодан со ФГОС найдете,
Силу знаний обретете.
Знания помогут
Найти домой дорогу.
Задание: с помощью дешифратора расшифровать фразу и получить подсказку.
«Подсказку найдете, лишь двери распахнете»
После того, как получили первую подсказку, педагоги отправляются по заданному маршруту.
1 задание
Пройди по камешкам. Педагогам даются ведерки для ходьбы, и предлагается с помощью этих ведерок пройти по «камешкам», которые расшифровывают аббревиатуру ФГОС.
- Задания эти были простыми, но это только начало испытаний.
2 задание
В конверте листок с текстом:
«Водой размыло некоторые слова в документе.
Вставьте пропущенные слова, они помогут найти дорогу.
ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных ….. (требований) к дошкольному образованию. ФГОС включает в себя требования к:
…. основной образовательной Программы и ее объему (структуре);
условиям …. основной образовательной Программы (реализации);
…. освоения основной образовательной Программы (результатам);
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной ….. (социализации), личностного развития и развития творческих способностей;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и …. (индивидуализации) детей.
После выполнения задания педагоги идут по стрелкам-указателям с данными словами.
3 задание
Гостей на станции встречает воспитатель:
-Здравствуйте, дорогие коллеги, по делу к нам пришли или в гости?
Педагоги: По делу, чемодан с ФГОС отыскать хотим.
- Так ведь у меня его нет, но дам я вам подсказку, где пропажу искать, если выполните вы мои задания:
Определите, к какой образовательной области относятся следующие задачи:
- развитие общения, взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками…
(Социально-коммуникативное развитие).
Воспитатель:
- Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социоигровая технология.
Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.
Применение данной технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
- Назовите, пожалуйста, формы работы с детьми, направленные на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости (НОД, сюжетно-ролевая игра, беседы, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, ознакомление с пословицами и поговорками, дидактические игры…).
Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Моечная машина»
Цель: снятие напряжения, разрядка.
Инструкция. Группа выстраивается в две шеренги, лицом друг к другу. Один человек (в начале шеренги) – «машина», второй (в конце) – «сушилка». «Машина» проходит между шеренгами, все её «моют»: поглаживают, потирают и т.д., делая это бережно и аккуратно. «Сушилка» должна его «высушить» - обнять. После этого «сушилка» становится в шеренгу, прошедший «мойку» становится «сушилкой», и с начала шеренги идет следующая «машина».
- Молодцы, вы отлично справились с заданием. Вот вам конверт со схемой пути. Но идти по нему вам предстоит очень дружно и сплоченно. Для этого мы выдаем вам вот этот реквизит. Проводится игра «Гусеница» (Идут в кабинет заведующего).
4 задание
В кабинете заведующего педагогам предлагается пройти интерактивную викторину и получить следующую подсказку – порядок цифр, из которых состоит номер телефона. Позвонив по номеру телефона, педагоги получают следующую подсказку.
5 задание
На двери медкабинета висят таблички-указатели, нужно выбрать правильную.
Выберите определение понятия «инклюзивное образование»:
А) Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
б) Инклюзивное образование – развитие предельно доступного образования для каждого, более гибкого для удовлетворения различных потребностей в обучении, наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала;
в) Инклюзивное образование – нововведения в педагогической системе, качественно улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса;
6 задание логопеда
Логопед:
- Добрый день, гости дорогие. Из любопытства пожаловали к нам, или по-делу?
Педагоги: По делу, чемодан с ФГОС отыскать хотим.
Логопед: Так его у меня нет, но я могу вам помочь, если выполните мои задания.
- В наш детский сад ходят дети, которые затрудняются выговаривать звуки. Бывает так, что некоторые дети, особенно в период адаптации, вообще не хотят говорить, стесняются своих дефектов речи. Тогда мы предлагаем им игры на развитие невербального общения. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека. Сейчас и мы с вами попробуем пообщаться жестами.
Игры «Кто я ты не говори, а, как можешь, покажи»
Предложить жестами объяснить слова: 1) воспитание, 2)взаимодействие, 3) образовательные области, 4)релаксация, 5) ребенок с ОВЗ.
После игры логопед благодарит педагогов и вручает им подсказку.
После прохождения и выполнения заданий всех станций, обе команды собираются в методкабинете, где их встречает психолог Марья-Искусница.
7 задание – задание психолога
Психолог: Здравствуйте, дорогие коллеги, по делу к нам пришли или в гости?
Педагоги: По делу, чемодан с ФГОС отыскать хотим.
Психолог: Так он у меня, но просто так я вам его, конечно же, не отдам. Вначале выполните и моё задание.
- Определите, к какой образовательной области относятся следующие задачи:
… формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности…
… развитие детского художественного творчества, , интереса к самостоятельной творческой деятельности…
- А сейчас назовите виды творческой деятельности (изобразительная, конструктивно-модельная, музыкальная, театрализованная и т.д.)
- Что же такое «Творческие способности»?
Творческие способности - умение находить новые оригинальные решения каких-либо задач.
-Перечислите методы развития творческих способностей, используемых на занятиях в детском саду или дома родителями (рисование, лепка, чтение, музыка, развивающие игры, экспериментирование).
- Творчество помогает человеку расслабиться, раскрепоститься, выплеснуть накопившиеся эмоции.
И сейчас мы предлагаем вам проявить творчество, нестандартность мышления в технике, которая называется «коллаж».
Тема нашего коллажа - « Выпускник детского сада в соответствии с ФГОС ДО»
Педагоги подходят к столу, на котором находятся все необходимые материалы для выполнения коллажа, а затем презентуют свою совместную работу.
После выполнения задания психолог вручает педагогам чемодан, запертый на ключ. Ключ находится в музыкальном зале.
IV. Возвращение в музыкальный зал.
Разработка собственных квестов в группах.
V. Рефлексия.
Ст. воспитатель. В завершении нашей встречи хочу поделиться с вами одним мудрым высказыванием: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» (Б.Шоу). Поэтому, в качестве рефлексии хочу предложить вам метод «Чемодан наших успехов и достижений»
Проведение. Педагогам демонстрируется чемоданчик – это чемоданчик успехов, достижений, умений, полученного опыта. Нужно его наполнить, чтобы увидеть, что каждый возьмет с собой.
- Для регистрации багажа предлагаю заполнить декларацию…
Хорошо…. Интересно… Мешало… С собой возьму…
Педагоги подходят к стойке и озвучивают наиболее нужные для них знания, умения и навыки, полученные ими в ходе мероприятия, делятся идеями, советами.