Семинар для воспитателей «Здоровьесбережение — приоритетная задача развития и воспитания ребёнка в ДОУ»
Семинар для воспитателей
"Здоровьесбережение- приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ"
Подготовила : Голоскокова Елена Евгеньевна, воспитатель
Выступили:
1. Тесля Н.А., воспитатель
«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»
2. Ковалева С.М. , педагог-психолог
«Создание комфортных условий для сохранения психического здоровья дошкольников- задача здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
3. Кириченко Т.В. , музыкальный руководитель
«Музыкотерапия»
4. Иващенко Е.Н., музыкальный руководитель
«Больше петь-меньше болеть»
5. Голоскокова Е.Е., воспитатель
«Логоритмика , как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников»
6. Прядеина Т.Г., воспитатель
«Сказкотерапия»
Цель семинара: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности воспитателей.
Задачи:
Дать определение понятию здоровья.
Закрепить представления воспитателей о здоровом образе жизни.
Сформировать представление о здоровьесберегающих технологиях. Определить рамки возможного использования здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста.
Познакомить участников семинара с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Форма проведения: Круглый стол с элементами практикума “Я здоровье берегу - сам себе я помогу!”
Материал: Игрушка- солнышко , листы бумаги, фломастеры, магнитная доска, маркер, костюмы к сказке, сундучок с зеркалом
План проведения семинара:
1. Вступительное слово Голоскоковой Е. Е.
- Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами хотели бы провести семинар по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Сл.1
Знакомство-приветствие Сл.2
- Начать нашу встречу мне хотелось бы со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках солнышко, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.
- Итак, мы с вами познакомились поближе, и можем начать работу нашего семинара.
Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме круглого стола с элементами практикума
2. Немного практики
-Начнем наш семинар с рубрики “Про здоровье”. Сл.3
Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека). Сл.4
-Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ведущий ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.)
Сл.5
- Здравствуйте! – говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. Говорят: "Здоровье-это еще не все. Но без него все остальное - ничто!"
Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.
Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.
-А как Вы заботитесь о своем здоровье? Как вы думаете, что способствует укреплению здоровья? Какие факторы вредят здоровью? Вы, верно, отвечаете, а теперь предлагаю проверить, насколько активно вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению.
Упражнение "Я работаю над своим здоровьем".
-Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь.
- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
- я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
- я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом;
- я периодически провожу разгрузочные дни;
- у меня отсутствуют вредные привычки;
- соблюдаю режим дня;
- я правильно питаюсь;
-я эмоционально уравновешен;
-я выполняю профилактику заболеваний.
Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем "здоровье"? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.
Ведь наши родители отдают нам своих детей в надежде, что мы не только сохраним, но и укрепим здоровье их детей.
А вот, что говорят дети на тему здоровья
Видеофильм с размышлениями детей о здоровье
3. Теоретическая часть
-Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности.
Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ? Попробуем разобраться в понятиях.
СЛАЙД № 6
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Итак: СЛАЙД № 7
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки, необходимые для ведения здорового образа жизни. Решать эту задачу и призваныздоровьесберегающие технологии.
Что включает в себя система здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в ДОУ нам расскажет Тесля Н. А.
Выступление . Тесля Н.А.«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»
-Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития каждого ребенка.
В нашем ДОУ разработан пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих работу по здоровьесбережению воспитанников в детском саду.
Программно-методическое обеспечение здоровьесберегающего пространства в ДОУ
осуществляется с учетом основной комплексной общеобразовательной
программы «Детство» разработанной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И.Герцена во главе с Т.И.Бабаевой, В.И.Логиновой и переработанной в соответствии с ФГОС в 2014г.
Активно используются в практике работы следующие программы и методические пособия: СЛАЙД № 8
Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;
«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева Б.Б. Егорова;
Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика» М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
4. Обмен опытом
-Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду.
Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может – релаксация.
Выступление . Ковалева С.М. , педагог-психолог «Создание комфортных условий для сохранения психического здоровья дошкольников- задача здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
О влиянии музыки на организм человека расскажет музыкальный руководитель
Выступление . Кириченко Т.В. «Музыкотерапия»
-Ученые давно выяснили, что пение полезно для духовного и физического состояния человека. Когда человек поет, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе. Подробнее об этом нам расскажет…
Выступление . Иващенко Е.Н., музыкальный руководитель «Больше петь-меньше болеть»
Выступление . Голоскокова Е.Е., воспитатель «Логоритмика ,как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников»
-Любители сказок тоже реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы слушающие каждый день на ночь сказки значительно реже болеют ОРВИ!
Выступление . Прядеина Т.Г.«Сказкотерапия»
Обыгрывание педагогами Сказки «Репка»
-Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
5 Этап - рефлексия "Здоровье- самая большая ценность"
А теперь прошу заглянуть в сундучок, где находится что-то очень ценное. Педагоги по очереди заглядывают и видят свое отражение в зеркале. Вы сами для себя, ваше здоровье и есть ваш клад, ваше сокровище. Берегите его.
- Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает. Поскольку отношение к выступающим может быть разным, разными бывают раздающиеся аплодисменты. Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами.
Изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить, как: снисходительные, деликатные, подбадривающие, бурные.
Наш семинар подошел к концу. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.
Астахова Татьяна Николаевна
Голоскокова Елена Евгеньевна