Сценарий родительского собрания «Читаем вместе!»
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества г. Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан
Сценарий родительского собрания
«Читаем вместе!»,
(Развлекательно-познавательное мероприятие для родителей и обучающихся)
Разработала и провела Шарипова З.С., методист МОБУ ДО ЦДТ г. Баймак
г. Баймак, 2022 г.
Тип мероприятия: развлекательно-познавательное
Цель мероприятия:
Задачи:
Развитие коммуникативных УУД, творческих способностей обучающихся
Формирование толерантного отношения к окружающим
Эстетическое воспитание
Оборудование:
Оформление фойе (экран, проектор, надписи, цветы, шары, места для зрителей, фотозона)
Грамоты для принцесс
Костюмы
Реквизиты для игр
Компьютерная презентация
Действующие лица:
Королева
Церемониймейстер
Девочки-принцессы
Мальчики (рыцари)
Цели и задачи:
— активизировать детское чтение;
— вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
— организовать досуг учащихся и их родителей;
— приобщить родителей к чтению;
— на примере родителей пробудить у детей интерес к чтению.
"Дом без книг все равно, что комната без окон"
(Хорас Манн)
Вступительное слово ведущего: Книги, книжечки, книжки-малышки, многотомные издания... Время пытается поглотить их или хотя бы видоизменить, переведя в электронный и виртуальный формат, но пока с некоторыми потерями книги держат оборону. Да это и понятно! Ведь обеспечивает доступ к знаниям, идеям, человеческим ценностям. Она - носитель информации, основа образования и творчества, книга дает возможность каждой культуре оставить свой след и знакомит с культурой других народов. Это - мост, соединяющий разные цивилизации во времени и пространстве. Книга - это диалог с собой и другими людьми.
Зачем читать книги?
Конечно же, ради удовольствия. Интересные герои и захватывающий сюжет, мгновенно погружают в книгу и затягивают.
Но помимо этого есть еще масса причин:
Знания. Для того, чтобы начать разбираться в какой-либо области больше других, достаточно прочесть 10-20 книг, посвященных ей. Для того, чтобы стать в этой области экспертом, необходимо прочесть 200 и более книг.
Развитие. В отличие от просмотра телевидения, такой досуг как чтение требует умственных усилий и заставляет мозг работать.
Самосовершенствование. В книгах заключено множество советов, вдохновляющих идей и мудрых мыслей, которые помогут вам усовершенствовать вашу жизнь.
Осведомленность. Что происходит в мире? Как появился этот мир? Кто его населяет? Почему мы устроены так, как устроены? Книги могут дать вам ответы, на все интересующие вас вопросы. Согласитесь, это намного важнее, чем очередной скандал со знаменитостью, о котором вам расскажет телевидение.
Власть. Знания – это сила. Вы не можете изменить то, чего вы не знаете, не можете переубедить кого-либо, не обладая знаниями, не можете рассуждать, будучи недостаточно осведомлены. Невежество загоняет в рамки, делает человека ограниченным. «Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми,
кто смотрит телевизор»
Эрудированность. Чтение классических произведений литературы дает вам возможность понимать, что собеседник имеет в виду, когда ссылается на Гамлета или Онегина, например. Вы можете сами цитировать великих писателей.
Грамотность. Когда вы читаете, вы запоминаете как построены фразы в предложениях, узнаете новые слова, видите различные речевые обороты и ваша речь становится чище и грамотнее.
Воображение. Вы наверняка визуализируете у себя в голове то, что прочитали. Это отличная тренировка для вашего воображения.Взгляды на жизнь. Иногда необходимо смотреть на привычные вещи под другим углом. Книги помогут вам это сделать.
Есть еще множество причин читать больше, но каким образом это осуществить?
Как читать больше?
Создайте ритуал. Главное причина того, что люди перестают читать – это нехватка времени. Выделите хотя бы 15-30 минут в день и за год вы сможете прочитывать 20-30 книг. Если вы слишком заняты в течение дня, читайте перед сном или проснувшись.
Не бросайте начатую книгу. Попытка читать несколько книг сразу – напрасная трата времени. Приступив к чтению книги, не отвлекайтесь на другие, пока не прочтете ее до конца. Иначе в вашей голове начнется полная путаница и неразбериха. Персонажи, сюжеты, времена и события перемешаются. У вас достаточно времени впереди, чтобы сначала закончить одну, а потом начать другую.
Носите книгу с собой. У вас нет времени на чтение? Вам так только кажется. В течение дня вам предоставляется масса возможностей прочитать пару-тройку страниц: когда вы едете в общественном транспорте, ждете друга, сидите в очереди. Если вы всегда будете иметь при себе книгу, ни одна секунда вашей жизни не пройдет зря.
Пользуйтесь аудиокнигами. Многие книги имеют аудио-версии. Их вы можете слушать в любой момент и даже, когда едете куда-то или гуляете.
Смотрите экранизации. Если вы любите поваляться перед телевизором и посмотреть кино, выбирайте экранизации. Если такой фильм понравится вам, вы непременно захотите прочесть книгу и сделаете это.
Спрашивайте мнения. Попросите у ваших друзей порекомендовать вам интересные книги. Если кому-то удастся вас заинтриговать, вы прочитаете книгу и сможете поделиться впечатлениями с вашим другом.
Изучайте скорочтение. Многие против этой системы, но вы можете попробовать. Не исключено, что скорочтение вам подойдет.
Литературная викторина «Путешествие по сказкам».
Ход викторины:
Ведущий: Дорогие ребята, мамы и папы, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей и родителей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды.( Все присутствующие делятся на 2 команды с равным количеством детей и взрослых в каждой). Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).
Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка». В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете. А наше уважаемое жюри будет оценивать ответы и вручать жетоны правильно и быстро ответившим.
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)
9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)
3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)
4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)
5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)
Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)
2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)
3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. ( Маша из сказки «Маша и Медведь»)
4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)
5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)
Конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»
Конкурс «Интеллектуальный».
Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы первой команде:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)
Вопросы второй команде:
1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)
Ведущий. Молодцы, ребята и молодцы родители! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?
(Проводится аукцион талантов)
Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.
Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.